Формирование медиаграмотности современного школьника в процессе изучения предметов художественно-эстетического цикла

Разделы: МХК и ИЗО

Классы: 8, 9, 10, 11


Современный мир обладает обширным спектром разного рода медиаинформации и медиапродукции доступной для школьника. Из всего изобилия медиаинформации компетентному педагогу не составит большого труда выбрать ту, которая будет отвечать основным дидактическим принципам обучения. На изучение курса «Мировая художественная культура» выделяется из федерального базисного плана один академический час в неделю, что весьма мало для полноценного художественно-эстетического образования школьника. Такая традиционная форма повышения знания ученика по предмету, как домашнее задание должно помочь в решении поставленной цели.

Для старшеклассников в период мировоззренческого и творческого самоопределения юношей и девушек, необходимо многообразие форм художественного образования, независимо от того, станут ли молодые люди профессионалами в этой области или нет. Это время роста их познавательных стремлений, разнообразной самостоятельной художественной деятельности, частой смены творческих интересов. Это даст возможность старшеклассникам участвовать в дискуссиях и спорах, проявлять творческие стремления, искать сферы применения художественных интересов, выдвигать смелые идеи, и тем самым утвердить себя духовно свободной инициативной и оригинально мыслящей личностью (5).

На интегрированных занятиях использовались творческие задания, направленные на поиски аудиовизуальных, пространственно-временных признаков экранных искусств в произведениях великих живописцев («экранизация» живописных полотен, фотографий на примере фильмов, телепередач и других жанрах медиа о художниках разных эпох и т.д.).

Цель: определение связей пластических, временных и синтетических, зрительных, звуковых, звукозрительных искусств на интегрирующем курсе медиаобразования и «Мировой художественной культуры», активизации и актуализация знаний и умений школьников 8–9-х классов в области искусства и художественной культуры в целом.

Cущность представленной медиаобразовательной технологии заключается в поиске экстенсивных ресурсов/медиатекстов, которые обладают метапредметными связями и объективно оцениваются школьниками школьниками, как привычный продукт масс-медиа потребляемый ими за пределами школы (4).

Ход проведения интегрированного учебного занятия

Занятие базируется на изучении произведений великих живописцев, обращаясь к некоторым его жанрам с целью ознакомления школьников в целом с искусством, как одной форм мировоззрения, а также с многообразием мира живописи. Школьники аналитически разбирали произведения изобразительного искусства на материале медиатекстов рассказали о «языке» (выразительных средствах) экранных искусств: что такое «медиатекст», «кадр», «ракурс», «план», «монтаж», роль света и цвета в кино, роль декораций, костюмов, и другие категории медиа. Ознакомление с основным категориальным аппаратом в области медиаобразования, как одна из форм главной цели учебного курса: развитие медиакомпетентности школьников.

В ходе тематической беседы со школьниками мы сравнили выразительные средства изобразительных искусств и экранных искусств:

- демонстрировали репродукции картин великих живописцев различных эпох, а также в жанровом диапазоне(пейзаж, натюрморт, портрет, исторический, батальный, бытовой и др.) выделяли их художественные особенности с точки зрения изобразительных средств медиатекста. И наоборот – показывали на экране при помощи стоп-кадра изображение из художественного кинофильма и обсуждали его с точки зрения языка живописи; (2)

Выполнение условий данной технологии позволяет в легкой, почти игровой форме, выполнить программные задания по «Мировой художественной культуре» и развить медиакомпетентность школьников.

Литература

  1. Сальный Р.В. Процесс восприятия кинематографического медиатекста и методы развития перцептивных умений // Инновации в образовании. 2010. № 6.
  2. Рыжих Н.П. Медиаобразование студентов педагогического вуза на материале англоязычных экранных искусств. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. 188 c.
  3. Усов Ю.Н. Методика использования киноискусства в идейно-эстетическом воспитании учащихся 8-10 классов. Таллин: Министерство просвещения, 1980. 125 с.
  4. Федоров А.В. Медиаобразование: История, теория и методика. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЦВВР, 2001. – 708 с.
  5. Художественное образование в Российской Федерации: развитие творческого потенциала в XXI веке: аналит. доклад = Arts Education in the Russian Federation: Building Creative Capacities in the 21st Century : analytical report / Л. Л. Алексеева и др.; Рос. ин-т культурологии и др.; отв. ред. К.Э.Разлогов. — М.: Совпадение, 2011. — 62 с.