Методическая разработка урока по изобразительному искусству в 7-м классе на тему «Изображение человека в движении»

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 7

Ключевые слова: пропорции фигуры человека


Цель урока: закрепление знаний о пропорциях фигуры человека и формирование умений изображать фигуру человека в движении.

Задачи урока:

  • изучить характер и особенность движений человека;
  • закрепить знания о простейших законах композиции;
  • развивать умения и навыки работы в сотрудничестве;
  • развивать зрительную память, воображение, глазомер, творческое восприятие мира, наблюдательность.

Инструменты и материалы.

Для учителя:

  • Презентация к уроку, мультимедийная установка;
  • Плакат с набросками человека в движении;
  • Фланерограф с деталями схематичного изображения фигуры человека;
  • Образцы детских работ;
  • Памятки на парты;
  • Прямоугольник из цветной бумаги 20*10 см;
  • Листы бумаги формата А3;
  • Клеенки на парты для работы с клеем.

Для учащихся:

  • Цветная бумага, ножницы, клей, простой карандаш, ластик, линейка.

План урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Введение в тему – 5 мин.
  3. Объяснение нового материала и выполнение шаблона фигуры человека – 10 мин.
  4. Практическая работа – 23 мин.
  5. Итог урока – 5 мин.

Ход урока

1. Организационный момент – 2 мин.

Приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности класса к уроку.

2. Введение в тему – 5 мин.

Включена презентация (приложение 1, рис.1)

Рис. 1. Э.Дега «Звезда балета «Прима-балерина».

На картине мы видим балерину в движении, она исполняет свою роль.

Движение – это жизнь. Кто-то из нас занимается спортом или танцует, мы также выполняем домашнюю работу, совершая при этом различные движения.

На уроках изобразительного искусства нередко перед нами стоит задача – изобразить фигуру человека в движении. Особенно, когда мы выполняем иллюстрацию к литературному произведению или тематический рисунок.

Хочу обратить ваше внимание на равновесие фигуры. Балерина опирается на одну ногу. Если мы мысленно проведем прямую линию от ступни, на которую опирается балерина, до яремной впадины, у нас получится вертикальная прямая линия.

Рассмотрим еще одно произведение Э.Дега «Балетная школа» (рис. 1). (Учитель обращает внимание учащихся, что прямая линия, соединяющая точку опоры человека и яремную впадину, вертикальная).

Если данная линия не будет вертикальной, то фигура человека будет «падать», ей не будет хватать устойчивости, и изображение будет не убедительным.

Рассматриваем и обсуждаем произведения П. Пикассо «Девочка на шаре», Мирон «Дискобол», обращая внимание на равновесие фигуры человека (рис 1).

В 5-м и 6-м классах мы уже рисовали фигуру человека, мы познакомились с пропорциями фигуры человека, которые были установлены еще в Древней Греции.

Вопрос: Давайте вспомним эти пропорции. Что древние греки принимали за модуль?

Ответ: За модуль принималась голова человека, которая укладывалась в полный рост человека 8 раз.

До сих пор современные художники пользуются этим правилом. Вспоминаем то, что нам уже известно: 1/8 роста – голова человека, третий отрезок сверху – линия талии и локтя, посередине – место, откуда начинаются ноги, два отрезка снизу – линия колен, и длина рук доходит до середины бедра (рис.2).

Рис. 2.

Таковы пропорции взрослого человека, у детей и подростков, конечно, пропорции фигуры будут другие на разных стадиях роста организма. Также мы знаем, что у мужской фигуры плечевой пояс шире бедер, а у женщины наоборот плечи уже обхвата бедер. Здесь на схеме очень хорошо это видно.

Пропорции фигуры человека мы вспомнили. Изображать фигуру человека в движении – задача достаточно сложная. Но, как вы знаете из уроков по другим предметам, любую сложную задачу можно разделить на ряд более простых задач, т.е. каким-то образом упростить ее. И сегодня мы пойдем таким же путем: фигуру человека мы представим в виде геометрических фигур, и выполним фигуру человека в движении в технике аппликация (учитель демонстрирует образец работы).

Учитель демонстрирует фланерограф с деталями схематичного изображения фигуры человека (рис. 3).

Вопрос: Давайте определим, в каких местах тело человека подвижно?

Ответ: В суставах.

Вопрос: Какие участки тела не изменяются при движении?

Ответ: Предплечье, запястье, верхняя часть спины, бедро, голень.

Рис. 3.

3. Объяснение нового материала и выполнение шаблона фигуры человека – 10 мин.

Сначала мы выполним схематичное изображение фигуры человека, а затем вы будете работать в парах – создадите сюжетную композицию, где изобразите людей в движении.

У вас на партах имеются памятки с последовательностью работы (рис. 4,5).

Рис. 4.

Рис. 5

Учитель работает на доске.

Схематичное изображение человека:

  1. Вырезаем прямоугольник из цветной бумаги 20*10 см;
  2. Сгибаем прямоугольник вдоль пополам внутрь цветной стороной бумаги;
  3. Делим длинную сторону получившегося прямоугольника со стороны сгиба на 8 равных частей (1 часть = 2,5 см);
  4. В верхнем отрезке изображаем голову (ширина головы примерно 1 см от сгиба);
  5. Отмечаем, где будут находиться линия талии, линия колен, положение длины рук;
  6. Изображаем маленькую шею (ширина 0,5 см от сгиба, высота 0,7 см);
  7. Рисуем линию плеча под небольшим наклоном (ширина плеч от сгиба примерно 1,5 см);
  8. По линии талии откладываем 1 см от сгиба, проводим линию от плеч до талии;
  9. Отмечаем ширину фигуры по линии бедер (примерно 1,5 – 2 см от сгиба), проводим прямую линию от талии до бедер;
  10. Изображаем нижние конечности в виде прямоугольников (трапеций);
  11. Рисуем ступню в виде трапеции или овала;
  12. Изображаем верхние конечности в виде прямоугольников (трапеций);
  13. Изображаем кисть в виде небольшого овала;
  14. Можно подписать элементы человеческого тела;
  15. Вырезаем получившиеся элементы.

Теперь мы можем из имеющихся деталей придать нашему человеку любое движение, например, человек бежит.

4. Практическая работа – 23 мин.

Сегодня вы будете работать в парах.

Ваша задача:Выполнить сюжетную композицию, изображающую людей в движении.

На слайде презентации и у вас в памятках, которые лежат на партах, прописана последовательность работы.

Последовательность работы:

1. На формате листа подвигайте элементы человеческих фигур и придумайте, какие движения будете выполнять (танец, спортивная игра и т.п.).

2. Приклейте элементы человеческих фигур. Не забывайте о грамотной композиции.

3. Можно дополнить изображение деталями: мяч, лыжи и т.п.

4. Продумайте устный рассказ о том, что вы изобразили.

Очень важно, чтобы движение людей на ваших работах было характерным и убедительным. Посмотрев на ваши работы в конце урока, мы должны сразу понять, какое именно движение вы изобразили.

Учитель озвучивает критерии оценки.

Критерии оценки:

  1. Изображение выполнено в технике аппликация;
  2. Движения фигур характерные, узнаваемые (бег, катание на лыжах и т.п.);
  3. Грамотная композиция изображения;
  4. Аккуратное выполнение работы;
  5. Дружная работа в группе.

Работаем дружно, обсуждаем этапы работы негромко, мнение друг друга уважаем. Работаем клеем на клеенках.

Если нет вопросов, можно приступать к работе.

На работу вам осталось 20 минут.

5. Итог урока – 5 мин.

Учитель выставляет оценки учащимся, соответственно разработанным критериям.

Экспресс-выставка и анализ детских работ (рис. 6-10).

Мы сегодня схематично изобразили фигуру человека в движении. Давайте рассмотрим некоторые работы. (Ученики демонстрируют свои работы и рассказывают, что изображено). Учитель комментирует, озвучивает оценку соответственно критериям.

Применение новых знаний.

В следующий раз, когда вы будете рисовать человека в движении:

  • Вспоминаем пропорции фигуры человека;
  • Вспоминаем сегодняшнюю схему, где фигура человека представлена в виде геометрических фигур.
  • Далее вы рисуете составляющие элементы человеческого тела и корректируете изображение согласно замыслу: рисуете одежду, прическу и т.д.

Рис. 6

Рис. 7

Рис. 8

Рис. 9

Рис. 10

Презентация