Арт-технология и техника «ледокол» на уроках английского языка
1. Недавно мне пришлось перейти работать в другую школу. Оказавшись в новом окружении, ожидая первый урок в новой школе, в новых классах, с незнакомыми ребятами, я чувствовала себя неуверенно и неловко. Понимала, что ученики также могут нервничать во время первого занятия, так как они, возможно, не говорили на английском языке в течение летних каникул. Их последний опыт работы с преподавателем английского языка, возможно, был в строгой, грамматической среде классных комнат много лет. Это часто создает ряд трудностей школьникам, так как не использовали язык в течение длительного периода и опасаются совершить ошибки.
Первый урок должен состоять в том, чтобы способствовать созданию позитивной среды обучения, в которой использование целевого языка, как правильно, так и неправильно, будет рассматриваться как нечто полезное для ребят. Кроме того, первый урок также является главной возможностью построить контакт с детьми. Его нужно использовать как время для оценки уровня знаний, потребностей и пожеланий учащихся.
На первых уроках необходимо создать в коллективе доброжелательную атмосферу, которая позволит ребятам раскрепостится, сбросить оцепенелость и «растопить лед». В моей голове возникли два вопросы: «Что делать? И каким образом?» Мне пришла идея, знакомство с новыми ребятами с помощью техники «Ледокол», используя арт-технологию.
Icebreakers (букв. «ломающие лед»), – это интерактивные упражнения, рассчитанные на работу в группе, нацеленные на то, чтобы учитель познакомился с учениками, а ученики познакомились между собой.
“Ice-breaker” ‒ короткая игра, цель которой ‒ наладить взаимодействие между участниками и создать позитивную атмосферу на уроке. В частности, ледокол – это деятельность, направленная на то, чтобы помочь людям узнать друг друга и, как правило, предполагает обмен именами и другой справочной информацией.
Почему именно ледоколы? Они играют важную роль в:
- создании позитивной групповой атмосферы
- устранении барьеров
- помощи людям узнавать друг друга
- помощи расслабиться
- мотивации
- стимулировании сотрудничества
- умении слышать и слушать других участников
Основная цель ледоколов – заставить ребят общаться друг с другом о как можно большем количестве различных аспектов их жизни и происхождения. Это, очевидно, облегчает общение, но также заставляет их осознавать сходства и различия между друг другом.
Ледоколы обычно являются быстрыми и малозатратными мероприятиями, которые побуждают учащихся к более глубокому знакомству со своими сверстниками. Многие учителя в первые дни занятий делают ледокол, чтобы узнать имена студентов. Частое использование ледоколов на ежедневной или еженедельной основе может помочь детям лучше узнают друг друга. Участие всех ребят в начале каждого занятия также может положительно повлиять на общее участие в разговоре (беседе).
Одним из примеров icebreakers может быть занятие, в котором участники должны быть выстроены в алфавитном порядке по имени, участники узнают друг друга имена (типичные для ледокола), они будут работать вместе как команда, чтобы выстроиться в линию или в круг (teambuilding). Они станут активными, имея возможность подняться и двигаться по комнате (energizer).
Еще один вариант icebreakers, когда учитель предлагает учащемуся представить, каким животным или предметом он мог бы быть и почему.
“I would be a lion, because it is strong and brave”.
Каждый делится своими ассоциациями, а остальные комментируют. Можно варьировать задание, придумывая ассоциации к настроению.
I feel like a balloon because I am cheerful and light-hearted.
What’s in a name? Этот вид деятельности требует подготовки. Нужно взять список учеников заранее и постараться представить себе людей и их характеры. Напишите несколько предложений о каждом человеке, описывающих их характер, хобби, возможно, внешность. В классе выдайте каждому ученику копию с «воображаемым представлением» о нем. Ученики читают, затем работают в парах, обсуждая, что из написанного является правдой. В итоге работаем всем классом, делимся результатами своих обсуждений.
Я воспользовалась другим упражнением. Суть его заключается в следующем. Парты, желательно расставить вкруг. Заранее готовим бумагу формата А4, цветные карандаши и фломастеры. Во-первых, лист сгибаем пополам, просим учеников написать свое имя. Далее каждый представляется
«My name is..». Затем, просим придумать прилагательное на английском языке, которое, по его/ее мнению, лучше всего его/ее лучше всего характеризует и так же пишем это прилагательное ниже на листе. Можно усложнить эту задачу: прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя. После этого, каждый представляется «My name is..», «I am..». Далее просим найти ассоциации с животным. Также можно усложнить эту задачу: название животного должно начинаться с той же буквы, что и имя. Название животного пишем под прилагательным. Далее следует творческий этап, ребятам следует изобразить это животное с тем признаком, который они написали. Вот здесь самое приятное – буйная фантазия учащихся. После этого, каждый представляется «My name is..», «I am..», «I am..».
Затем, все убирают «визитки» со стола. Задача – назвать имя товарища справа/слева, повторить характеризующее его прилагательное и животное. «Her name is..», «He/She is..». Учитель делает всё совместно со школьниками.
Данное упражнение вызывает море положительных эмоций и настраивает на дальнейшее сотрудничество. Эти «визитки» я просила детей приносить на уроки весь сентябрь, таким образом я запомнила всех детей по имени намного быстрее.
2. Мы хотели бы подробнее рассказать, как мы используем один из приемов критического мышления - шестиугольное обучение. Этот метод шестигранного (шестиугольного) обучения пришел из Великобритании и сегодня активно используется в России.
Целью этого метода является формирование у учащихся мотивации к обучению, пробуждение исследовательской, творческой активности, самостоятельности. Этот метод позволяет задействовать уже имеющиеся у учащихся знания, создать условия для осмысления нового материала в активной форме, что приводит к повышению эффективности занятий. В основе метода шестиугольного метода обучения лежит использование шестиугольных карточек. Шестиугольная карточка называется гексом. Каждая из шестиугольных карточек — это некоторым образом формализованные знания по определённому аспекту. Каждый из шестиугольников соединяется с другим, благодаря определённым понятийным или событийным связям.
Работа учащихся заключается в том, чтобы организовать шестиугольники по категориям, причем они располагаются рядом друг с другом, чтобы выделить связи между описанными факторами. В конце своей работы учащиеся должны предоставить конкретный результат своей деятельности.
Варианты использования технологии шестиугольного обучения
Использование гексов с изображением.
Применение гексов с изображениями особенно оправданно при работе с младшими школьниками. Задания с гексами дают возможность не только задуматься об изучаем объекте, а также иметь зрительную опору, образ, который будет помогать усвоению новой информации. Рассмотрим использование технологии шестиугольного обучения в процессе активизации знаний по теме: «Present Continuous».
Набор №1.
- один шестиугольник со названием времени «Present Continuous»;
- шесть шестиугольников с изображениями разных видов деятельности;
- шесть шестиугольников с глаголами.
Ученики получают хаотично расположенные гексы.
На заключительных уроках по теме Present Continuous можно провести контроль знаний по теме Present Continuous с использованием гексов, применяя вариант работы с изображениями и пустыми шестиугольниками. Работа может быть, как индивидуальной, так и групповой. Каждая из групп заполняет свои шестиугольники.
Набор №3
- один шестиугольник со названием времени «Present Continuous»;
- шесть шестиугольников с изображениями разных видов деятельности;
- двенадцать пустых шестиугольников.
Работа выполняется в парах: одним ребятам необходимо вписать только глаголы с «инговым» окончанием, а другим – полностью составленные предложения по гексу. Ученики получают хаотично расположенные гексы. Возможен вариант, когда детям предложен неправильно составленный гекс, а они должны исправить ошибки. При изучении темы «Эти забавные животные» знакомим с новой лексикой, названиями животных. Далее можно с помощью гексов произвести классификацию животных: хищники, травоядные или всеядные (herbivore, carnivore, omnivore). К каждой из этих категорий дети подбирают названия животных, расположенных на гексах. Рассмотрим вариант применения технологии шестиугольного обучения при изучении грамматического материала, где использование шестигранников помогает группировать и ранжировать слова по различным грамматическим признакам и принципам, выстраивать различные варианты цепочек в необходимой последовательности, что способствует формированию критического мышления у учеников. На двух гексах модальные глаголы: должен/не должен. И отдельно на шестиугольниках расписаны правила поведения в зоопарке. Обучающиеся распределяют, что можно делать в зоопарке, а что нельзя.
Рассмотрим работу с гексами в ходе формирования грамматических навыков по теме «Prepositions». Поставим следующие задачи:
- актуализировать полученные знания по теме;
- выяснить условия употребления предлогов;
- выработать умения правильно употреблять предлоги с обстоятельствами места.
- способствовать развитию навыков чтения;
- вспомнить слова, где могут обитать животные;
- повторить предлоги (in, on), используемые в этих выражениях;
- научиться составлять предложения, используя лексику по теме «Animals».
Набор №1
- один шестиугольник со словом ««Prepositions»;
- три шестиугольника с названиями предлогов (at/ in/ on);
- шесть шестиугольников с определениями места;
- шесть шестиугольников с названиями животных;
Ученики получают хаотично расположенные гексы.
Для закрепления лексики и обучения монологической речи мы используем на уроках интеллект- карты. Составляя такие карты, обучающиеся могут выразить процесс мышления графическим способом. Как можно применить интеллект-карту на уроке? Учитель может с помощью интеллект – карты объяснять новую тему; систематизировать и структурировать информацию; организовывать и проводить контроль; обобщать знания; создавать опорные алгоритмы действий и т.д. Ученик может систематизировать свои знания; использовать как план своего выступления. Мыслительная карта выступает в качестве вербальной опоры высказывания.
В центре листа располагается центральный образ, который будет символизировать тему, с которого и начинается работа, как на карте, так и в мыслях. Не обязательно уметь рисовать. Можно представить мысль схематично, использовать вырезки из старых журналов, чужие рисунки. От центрального образа изображаются ветви, на которых расположены самые важные ключевые слова и мысли, касающиеся данной темы.
Использование картинок и образов облегчает перевод, понимание и запоминание значения слова.