Класс 2.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний по теме урока.
Задачи:
образовательная:
- познакомить с правилом написания частицы НЕ с глаголами;
- формировать умение раздельно писать частицу НЕ с глаголом.
развивающая
- способствовать развитиюречи, орфографической зоркости, мышления, внимания
воспитательная
- воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе, работе в паре.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и сохранять учебную задачу урока; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; оценивать свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умениеоформлять свои мысли в устной форме;участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Методы обучения:
- словесный,
- наглядный,
- проблемный,
- частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная;
- парная;
- групповая;
- индивидуальная.
Средства обучения:
- учебник Канакина В.П. «Русский язык» 2 класс, часть 2;
- проектор;
- презентация к уроку.
- карточки с заданиями
I. Мотивация к учебной деятельности
Слайд 2
Скажем здравствуйте глазами,
Скажем здравствуйте руками,
Скажем здравствуйте ртом,
Станет радостней кругом!
Слайд 3
- Сегодня на уроке русского языка мы продолжаем исследовать слова.
- Чтобы ваши исследования прошли успешно, какими нужно быть? (трудолюбивыми внимательными)
Урок-исследование. Слайд 4
- Нам предстоят новые открытия, а новое – это всегда интересно.
- Вначале запишем дату исследования и вид работы (с проговариванием).
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
– С чего начинается работа на уроке?
(Сначала мы повторяем то, что нам понадобится для «открытия» нового знания.)
- А начнем мы нашу работу с чистописания.
- Что это за буквы? (строчные) гл гл
- Какие звуки обозначают? (Согласные звонкие)
- Проверили посадку, расстояние от тетради до глаз. Пишем каллиграфическим почерком.
- Подчеркните самое красивое буквосочетание.
- Добавьте гласные буквы, чтобы получилось слово.
- Что получилось? (глагол)
- Что такое глагол?
- Посмотрите на доску, прочитайте слова: вырос поют журчат
- Что общего? Лишнее слово? Почему?
- Запишите глаголы, изменяя их число.
У доски работает ученик выросли поет журчит
- Проверьте (взаимопроверка)
- Что повторили выполняя это задание?
Слайд 5.
Выросли поёт журчит
- Какой темой их можно объединить? (весна)
Слайд 5.
- Какое задание вы бы предложили к данным словам? (составить предложения)
Слайд 6.
- Посмотрите на картинку, что изображено.
- Составьте предложение с глаголом во множественном числе по картинке (На поле выросли цветы)
- Составьте его схему, укажите опасные места с объяснением (По цепочке)
- Прочитайте предложение на доске, запишите его по памяти.
- Проверьте (взаимопроверка)
Разбор по членам предложения с указанием частей речи
- Чем является глагол в предложении?
- Закройте глазки.
Слайд 7.
- Посмотрите на картинку, что изменилось?
- Как теперь будет звучать наше предложение? (На поле не выросли цветы)
3. Выполнение пробного действия
- Запишем предложение в тетрадь.
4. Фиксация индивидуального затруднения
- У нас получились разные варианты. Почему? (не выросли, невыросли) ???
III. Выявление места и причины затруднения
- В каком месте возникло затруднение?
- Почему возникло затруднение?(При написании не с глаголом.
- Мы не знаем как пишется не с глаголом)
IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Слайд 7.
- Какую цель ставим на уроке? (Узнать, как пишется не с глаголом.)
Слайд 8.
- Что нам поможет ее достичь? Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Называют средства (Свой опыт, учебник, учитель)
- Итак, нам предстоит большая работа, но прежде, чем мы к ней приступим, я предлагаю вам отдохнуть
V. Физкультминутка
Покажите движениями
Как живешь? (Вот так!) Как плывешь? Как бежишь?
Машешь вслед? Смотришь вдаль? Ночью спишь? А сидишь?
VI. Реализация построенного проекта
Для ответа на вопрос: Чем является слово НЕ, выполним 1 задание
Работа в парах.
- Разгадайте ребус.
Слайд 9.
Вывод: НЕ – это частица.
Слайд 10.
- Какие будут предположения: как писать частицу не с глаголом?
- Найти ответ на этот вопрос нам поможет грамматическая сказка. (Костюмированная инсценировка)
Гордую частицу «НЕ» полюбил благородный Глагол. Печальной была его любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю». Он говорил «Надеюсь» А она ему: «Не надеюсь».
Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Но Глагол был постоянным в своих чувствах.
- Какое правило написания частицы сформулировано в этой сказке?
- Правописание частицы НЕ с глаголами – это орфограмма
- Какое значение придаёт предложению частица НЕ?
- Прочитайте, что в учебнике написано о частице НЕ с.78.
Устранение затруднения.
Можете ли, вы теперь определить, как правильно записать предложение
На лугу не выросли цветы.
- Исправьте ошибку, если вы её допустили.
VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Слайд 11.
1) - Выполните задание №1, на листочках
В данные пословицы перед глаголом вставьте частицу НЕ так, чтобы у пословиц появился смысл, объясните его
- Кто не работает, тот ? ест.
- Без труда ? выловишь рыбку из пруда
Слайд 12.
2) - Я прочитаю стихотворение А.Шибаева, а вы мне поможете. Сейчас вы превратитесь в капризную «Нехочуху».
- Отвечаете мне, используя частицу не и глагол.
– Слезь со стула!
– Не хочу!
– Упадешь!
– Не упаду!
– Отойди!
– Не отойду!
– Приедешь?
– Не приеду!
– Придешь?
– Нет, не приду!
– Услышишь?
– Не услышу!
– Найдешь?
– Нет, не найду!
– Слезаешь?
– Не слезаю!
– Решаешь?
– Не решу!
– Мечтаешь?
– Не мечтаю!
– Молчишь?
– Нет, не молчу!
– Конфетку, может, хочешь?
– Нет! Да, хочу, хочу!
Что будет, если все так будут себя вести?
Для того чтобы этого не было, существуют правила.
VIII. Работа в группах
- Выполните задание на карточках (см. Приложение), которые лежат у вас на столе.
Исправить правила и озаглавить их.
Выполняют проверку.
Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.
Выполняют оценку с помощью смайликов
Выступления от каждого ряда
(Для чего нужно это правило?)
Слайд 13
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Какая тема урока была?
- Какую цель ставили? Достигли цели?
- Чему вы научились на уроке?
Слайд 14.
Расскажите по схеме: Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Дети выполняют самооценку.
- Оцените свою деятельность на уроке, используя смайлики.
Выставление оценок.
Домашнее задание.
Слайд 15.