Формирование активной гражданской позиции школьников через участие в социальных практиках как способ воспитания детей сегодня, чтобы они стали счастливыми завтра

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Патриотическое воспитание


Время, в которое мы живем, необыкновенно интересно. Прежде всего, мы творцы нового типа личности. Эта историческая миссия нелегка, но задача современного общества заключается в формировании Гражданина, а не носителя суммы знаний. При этом, эмоциональная составляющая имеет первостепенное значение - наши дети должны счастливы. Воспитание гражданина требует нового уровня работы всей школы.

Формирование активной гражданской позиции — дело непростое. Активная гражданская позиция – осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов [9].

В своём обращении на Общероссийском форуме «Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития» Президент России В.В.Путин обозначил вектор дальнейшего усиления поддержки государством социально значимых инициатив. Таким образом, в стране формируется массовый государственный запрос на подготовку качественных, актуальных и эффективных программ и проектов, реализация которых будет способствовать достижению поставленных руководством страны целей. 

Молодёжь выступает одной из самых приоритетных целевых групп в вопросе реализации социально значимых проектов, так как является наиболее активной группой населения. Однако зачастую молодым лидерам и авторам интересных инновационных проектов не хватает практического опыта и знаний в области социального проектирования, проектного менеджмента, правовой и финансовой грамотности.

Особую роль в самостоятельности молодежи играют молодежные общественные объединения, так как именно они являются наиболее эффективным инструментом социализации молодого человека, когда он не дожидается предоставления ему со стороны общества и государства комфортных условий, а сам создает их. Благодаря этому формируется жизненная позиция, социальная активность, приобретаются необходимые для «взрослой» жизни навыки и умения и формируется гражданская позиция. 

Согласно данным портала Минюста РФ по состоянию на 01 мая 2017 года в стране действует 1595 официально зарегистрированных общественных молодежных объединений. Из них лишь 126 (7,8%) – в муниципальных районах и городских поселениях. Все это говорит о концентрации социальной активности молодежи только в столицах субъектов Российской Федерации и крупных городах, при этом муниципальные районы, городские и сельские поселения, малые города фрагментарно включаются в реализуемую общественную деятельность. 

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» в Кемеровской области разработан и утвержден региональный проект «Социальная активность» (распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 11.12. 2018 №613-р) с целью развития добровольчества (волонтерства), развитие талантов и способностей у детей и молодежи, в том числе студентов, путем поддержки общественных инициатив и проектов, вовлечения к 2024 году в добровольческую деятельность 20% граждан, вовлечения 45% молодежи в творческую деятельность и 70% студентов в клубное студенческое движение [2,3,4,5,6].

Достижение данной цели возможно через системную работу школы с социальными партнерами для трансформации имеющихся идей в полноценные проекты, реализуемые на основе передовых технологий.

Уже несколько лет МБОУ СОШ №11 функционирует в неблагоприятных социальных условиях. В рамках деятельности школы не представляется возможным изменить социальную ситуацию по объективным причинам, но педагогический коллектив может изменить гражданскую позицию подрастающего поколения школьников путем развития добровольчества в школе, повышения уровня мотивации школьников и педагогов к участию в волонтерской деятельности.

Таким образом, МБОУ СОШ №11 разработала инновационный проект позволяющий решить проблему формирования активной гражданской позиции школьников через участие в социальных практиках.

Основная идея инновационного проекта состоит в социальной значимости, в реальной возможности использования содержащейся в работе практики школы, в использовании как отдельных форм, методов и диагностических методик, так и разработанной системы в целом для формирования активной гражданской позиции школьников через социальное проектирование. В проекте выстроена логика инновационных преобразований.

Новизна проекта заключается:

  • в разработке социально значимых проектов по формированию активной гражданской позиции школьников;
  • в разработке и апробации методических рекомендаций по формированию активной гражданской позиции школьников через участие в социальных практиках.

Реализация проекта дает возможность:

  • учащимся проявить социальную активность, участвовать в добровольческой деятельности, способствующей формированию активной гражданской позиции;
  • родителям получить помощь в формировании гражданской позиции детей;
  • педагогам повысить уровень профессиональной компетентности, творчески самореализоваться;
  • учреждению снизить факторы социального влияния на учащихся для повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг;
  • учреждениям Кузбасса и страны использовать продукты инновационной деятельности.

Реализация проекта позволит сформировать активную гражданскую позицию через участие в социальных практиках.

Практическая значимость состоит в возможности использования продуктов, полученных в ходе реализации проекта, другими образовательными учреждениями и методическими службами.

Развитие гражданско-патриотического воспитания в системе общего образования представляется особенно актуальным, а широкое использование исторических традиций открывает новые возможности в совершенствовании его форм и методов. Неоднозначная международная оценка престижа России на мировой арене, не всегда объективная оценка обществом роли Российских Вооружённых Сил в деле поддержания мира и стабильности в стране, социально-экономические проблемы в значительной степени осложняют процесс воспитания патриотических, гражданских и нравственных качеств у молодёжи. Патриотическое воспитание молодежи в современных условиях требует интеграции и консолидации социального, культурного и воспитательного потенциалов регионов и страны в целом. Оно должно быть направлено на реализацию целей опережающего развития России в мировом сообществе, что задает новые требования к институтам социализации, образования, культуры, которые в своей деятельности должны опираться не только на достижения прошлого, но и вырабатывать способы и технологии необходимые для становления подрастающего поколения в будущем [1].

Привнесение в жизнь подрастающего поколения знаний о государственной символике, элементов военно-исторических традиций, использование символов, ритуалов, атрибутов российского воинства, обращение к традиционным религиозным ценностям, может существенно повлиять на воспитание патриотических чувств у молодёжи, их желания служить Отечеству, как на военном, так и на гражданском поприще.

Развитие личности человека не происходит само по себе, оно всегда является результатом тех новых знаний, которые он приобретает, тех событий, которые его окружают. Активная гражданская позиция рассматривается как совокупность устойчивых установок, оценок, отношений к государству, обществу, профессии, к другим людям, к себе. Становление активной гражданской позиции – это непрерывный процесс, в ходе которого развивается личность, укрепляются ее социально значимые качества: чувство любви к Родине, ответственности за свои поступки и действия, инициативность, самостоятельность. В формировании и развитии гражданской позиции обучающихся особую роль имеет развитие способности к рациональному постижению действительности, пониманию сущности социальных явлений, ситуаций, процессов. Проявления активной гражданской позиции есть необходимое условие гражданской зрелости подрастающего поколения, то есть осознанная им готовность взять на себя ответственность за судьбу своей страны, обеспокоенность за её будущее, готовность подчинить, если этого требуют обстоятельства, личные интересы каждого — общественным.

Формирование и развитие у обучающихся активной и ответственной гражданской позиции будет успешным, если:

  • взаимодействие «учитель – ученик - родитель» будет строиться на субъект-субъектных отношениях и креативности субъектов воспитательно-образовательного процесса;
  • каждый преподаватель будет иметь активную жизненную позицию, стремясь к самосовершенствованию;
  • будут развиваться взаимовыгодные связи с представителями бизнеса, властных структур и общественности через участие в социально-значимых проектах.

Активная гражданская позиция – осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов [7].

Таким образом, активная гражданская позиция – это приобретенное качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека и изменяется в зависимости от условий, в которые попадает личность.

Основными условиями, определяющими процесс формирования личности человека, являются природные задатки человека, определяющие возможности развития его личностных способностей и черт характера. Они могут быть ярко выраженными и очень незначительными. В процессе жизни, воспитания и самовоспитания эти задатки могут быть развиты. При разумном воспитании добрые задатки укрепляются, развиваются, а дурные - сглаживаются. К сожалению, имеются случаи, когда семейное воспитание не имеет положительных результатов. В некоторых семьях имеют случаи преступности, пьянства, курения, наркомании. Огромное число разводов приводит к тому, что значительное число детей не получают разумного семейного воспитания. Поэтому воспитание должно быть направлено на развитие у каждого школьника силы воли для преодоления соблазнов и слабостей, таящихся в природе человека и в окружающей среде. Социальная среда, в которой живёт и развивается человек – это и среда непосредственного окружения человека (микросоциум) и более широкая, которая оказывает на него воздействие опосредованно, через создание общественного мнения, шкалы ценностей, господствующих взглядов. Характер формируемой личности учащегося зависит и от учреждения, в котором он получает образование и воспитание, от того, какие цели оно реализует, какова социальная среда, создаваемая в нём, каково его влияние на обучаемых и воспитуемых.

Сегодня, практически каждый человек имеет большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в разных областях жизни. Достичь этого можно только через активное сознательное участие в социально значимой деятельности, что является возможным при четко выстроенной деятельности школьного самоуправления. Школьное самоуправление как одно из важных частей воспитательной работы школы подразумевает формирование личности с высокой гражданской позицией, активной, инициативной, обладающей организаторскими способностями, умеющей повести за собой.

Становлению активной гражданской позиции школьников способствует и реализация принципов:

  • принцип добровольного участияв социально значимых мероприятиях и проектах;
  • принцип социального партнерства, сотрудничества и созидательного творчества. Школа, находящаяся в социально неблагоприятных условиях, не может в полной мере решить весь комплекс социально-педагогических задач, создать здоровую духовно-нравственную среду без взаимодействия и сотрудничества со своими социальными партнерами: местной администрацией, предприятиями, культурными учреждениями, профессиональными учебными заведениями, общественными организациями;
  • принцип интегративности и вариативности. Школьник, изучая разные науки, в конечном результате должен целостно освоить окружающий мир, универсальные учебные действия и применить их на практике, учитывая и оценивая конкретную ситуацию; научиться принимать гибкие решения, предвидеть их последствия и результат; научиться делать правильный выбор;
  • принцип стимулирования взаимодействия учащихся разного возраста. Создание разновозрастных групп, объединений способствует развитию контактов детей, новых ситуаций общения, формирует нравственные ценности, гражданские качества детей;
  • принцип социализации рассматривается как формирование мотивов, стратегий, планов, программ поведения обучающихся, соответствующих усвоенным и сформированным идеалам, ценностям[7].

В формировании гражданской позиции обучающихся могут быть представлены следующие компоненты, неразрывно связанные между собой:

  • познавательный – систематизация знаний об истории и культуре Отечества, его духовно-нравственных основах, о российской государственности, государственной символике, общественно-политических событиях и др.;
  • эмоционально-оценочный – готовность и способность обучающихся к оценке собственных знаний и представлений о родной стране, наличие собственного отношения к событиям общественной жизни, умение выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения;
  • ценностно-ориентировочный – принятие и уважение истории, традиций, культуры народов, входящих в состав Российской Федерации, гордость молодого поколения за Россию, её прошлое и настоящее, принятие общероссийских ценностей; признание собственными ценностями духовность, милосердие, честность, нравственность, совестливость, миролюбие, ответственность;
  • поведенческий – желание и готовность служить Отечеству на разных поприщах; участие в общественной жизни образовательной организации; самостоятельность и ответственность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия и их последствия.

Формированию гражданской активности способствует вовлечение обучающихся в разнообразные виды и формы деятельности: классные часы, конкурсы, викторины, смотры, спортивные соревнования; участие в работе школьного историко-краеведческого музея, социально значимых акциях и проектах через волонтерское движение и работу детской школьной организации ТЕМП.

В процессе организованных мероприятий обучающиеся овладевают культурными и материальными ценностями общества, приобретают навыки и умения общественно значимой деятельности. Эта деятельность способствует формированию активного отношения молодого человека к тому, что он познает, видит и делает, помогает осуществлению личных планов. В результате этого изменяются их взгляды и суждения, развиваются творческие способности, формируется общественное мнение.

Важную роль в становлении активной гражданской позиции играет коллективная деятельность. Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности молодого человека, как чувство долга, коллективизма, товарищества.

Чем содержательнее и целесообразнее построена и организована воспитательная деятельность, тем больше возможностей для реализации потребности в активной позиции, тем разумнее строится процесс межличностного общения, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в процессе развития.

Ожидаемые эффекты при реализации проекта:

Социальные:

  • постоянная включённость подростков в реальную позитивную социально-гражданскую и культурно-воспитательную практику, их высокая гражданская и трудовая активность и социально-значимая мотивация творческой деятельности;
  • раскрытие способностей и развитие талантов детей, их успешная социализация и самореализация;
  • повышение уровня социальной адаптации;
  • привлечение широкой общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию школьников;
  • расширение и совершенствование информационной базы пропаганды патриотического воспитания в школе;
  • эффективное использование имеющегося кадрового потенциала и имеющихся ресурсов для организации социального пространства дополнительного образования и внеурочной деятельности;
  • повышение профессиональной компетентности педагогических кадров по проблемам социализации и формирования гражданской идентичности обучающихся;

Инновационные:

  • создание системы патриотического воспитания в школе, внедрение передовых форм и методов патриотического воспитания;
  • создание комплекса эффективных моделей гражданской социализации обучающихся, обеспечивающей системную поддержку и развитие детей всех возрастов и категорий;
  • комплексный мониторинг уровня воспитанности и гражданской зрелости, в том числе на основе изучения общественного мнения (родители, дети, представители общественных организаций, социальные партнёры и др.)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Концепция Новой четвертой государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации»
  3. Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 11.12. 2018 №613-р региональный проект «Социальная активность»
  4. Российская Федерация. Законы. Об образовании [Текст]: федеральный закон: принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г.: по состоянию на 01 июля 2017 г. – М.: Проспект, 2017. – 48 с. – (серия «Законы и кодексы»)
  5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу с 01.09.2013) [Текст]. - Новосибирск: Норматика, 2013.- 128с.
  6. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
  7. Рожков, М.И., Сапожникова, Т.Н. Формирование у школьников гражданской идентичности и межэтнической толерантности в поликультурном пространстве: методическое пособие [Текст]. – Ярославль: Канцлер, 2013.
  8. Волонтерство [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Волонтёрство/.- Загл. с экрана
  9. Понятие активной гражданской позиции [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://geolike.ru/page/gl_6865.htm/.- Загл. с экрана