Здоровьесберегающие технологии при обучении иностранному языку на основе личностно-ориентированного подхода

Разделы: Иностранные языки

Классы: 2, 3, 4

Ключевые слова: здоровьесберегающая технология


1. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Успеваемость детей напрямую зависит от их физического и психического здоровья. Чем лучше ребенок чувствует себя в процессе обучения, тем выше будет уровень его успеваемости. Для того чтобы добиться наибольшей эффективности урока следует организовать урок с позиции здоровьесбережения учащихся, применяя речевую зарядку как форму введения учеников в атмосферу иноязычного общения. Также следует отметить использование физкультминуток для поддержания общей учебной работоспособности и предупреждения утомления учащихся. Еще одним средством, реализующим здоровьесберегающие технологии при обучении иностранному языку, является игра, которая помогает сделать процесс обучения интересным и творческим.

Организация урока с позиции здоровьесбережения

Использование новых образовательных технологий, раннее начало систематического обучения способствуют росту числа заболеваний у детей. Без сомнения, одной из важных задач сегодня является сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор адекватных возрасту учеников технологий преподавания, которые устраняли бы перегрузку и сохраняли здоровье.

В этой связи нельзя забывать о важности гигиенических условий урока (температура воздуха, свежесть воздуха, освещение, внешние раздражители). Количество видов деятельности на уроке должно быть оптимальным с учетом особенностей изучаемого предмета (опрос, чтение, монологические высказывания, составление диалогов, изучение грамматических тем). Также должны чередоваться и виды преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа). Обязательным на уроке в современной школе должны иметь место методы, способствующие активизации уч-ся (игровые методы, исследовательские методы, метод проектов и т.д.). Учитель на любом уроке должен следить за правильной позой учеников, т.к. смена видов деятельности требует смены позы учеников. На каждом уроке на любом этапе обучения должны проводиться физминутки, динамические паузы, гимнастика для глаз.

Анализируя все выше перечисленные важнейшие аспекты здоровьесбережения, можно выделить 4 основных правила построения урока:

  • ПРАВИЛО № 1. Правильная организация урока.
  • ПРАВИЛО №2. Использование различных каналов восприятия (аудиальное, визуальное, кинестетическое).
  • ПРАВИЛО № 3. Учет работоспособности учащихся.
  • ПРАВИЛО №4. Распределение интенсивности умственной деятельности.

Говоря об уроке английского языка в начальной школе, обязательным условием успешности учителя и учащихся будет учет всех этих правил и четкое следование им при планировании и проведении уроков. Уроки должны проводиться в соответствии с требованиями ФГОС. Целью учителя должно быть, прежде всего, формирование и повышение мотивации к познанию (к изучения английского языка). Результатом качественно проведенного урока будет взаимный интерес, подавляющий утомление.

Каждый классный коллектив (группа), на уроке состоит из учащихся, наделенных разными способностями и имеющих разные личностные особенности. Учитывая особенности каждого ребенка, учитель должен излагать материал на доступном языке. Для учащихся с преобладающим визуальным восприятием педагог может предлагать письменные формы работы на уроке, в разумном их сочетании с устными. Для аудиалов важным способом восприятия будут прослушивание аудиозаписей, рассказов, песенок, диалогов и монологов, просмотр видеофильмов. Для ребят с кинестетическим восприятием важными аспектами станут игровые моменты на уроке.

Помимо выше перечисленного также можно выделить основные потребности учащихся:

- потребность в движении;

- потребность в общении;

- потребность ощущать безопасность;

- потребность в похвале за каждый пусть маленький успешный шаг;

- потребность в прикосновении, рисовании, конструировании, мимике;

- потребность чувствовать себя личностью, и чтобы учитель относился к ним как к личностям.

Таким образом, учителю необходимо строить процесс обучения, основываясь на этих потребностях и использовать определенные технологии обучения, не только развивающие, но и позволяющие сохранить психическое и физическое здоровье учащихся.

По мнению большинства ученых, урок, организованный на основе принципа здоровьесбережения, не должен приводить к сильному утомлению учеников.

Утомление - это временное ухудшение состояния человека, выраженное в снижении его работоспособности.

О развитии утомления свидетельствуют:

  • Увеличение количества ошибок в ответах учеников:
  • Отвлечения внимания, рассеянность;
  • Шум в классе.

При планировании учебного занятия нужно учитывать, что эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока различается:

  • 5 – 25-я минуты – 80 %,
  • 25 – 35-я минуты – 60-40 %,
  • 35 – 40-я минуты – 10 %.

С точки зрения здоровьесбережения, выделяют три основных этапа урока, которые характеризуются:

  • продолжительностью,
  • объемом нагрузки,
  • характерными видами деятельности.

Рекомендовано использовать гигиенические критерии рациональной организации урока (автор Смирнов Н.К.).

Гигиенические критерии рациональной организации урока

Фактор урока

Уровни гигиенической рациональности урока

Рациональный

Недостаточно рациональный

Нерациональный

1

Плотность урока

Не менее 60% и не более 75-80%

85-90%

Более 90%

2

Число видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-2

3

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 мин.

11-15мин.

Более 15 мин.

4

Частота чередования различных видов учебной деятельности

Смена не позже чем через 7-10 мин.

Смена через 11-15 мин.

Более 15 мин.

5

Число видов преподавания

Не менее 3

2

1

6

Чередование видов преподавания

Не позже чем через 10-15 минут

Через 15-20 минут

Не чередуются

7

Наличие эмоциональных разрядок (число)

В соответствии с гигиеническими нормами

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

8

Место и длительность применение ТСО

В соответствии с гигиеническими нормами

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

9

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель
наблюдает за посадкой учащихся

Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся.

Частые несоответствия позы виду работы

10

Физкультминутки

Две за урок, состоящие из 3-5 повторений каждого

1 физкульт. минутка за урок с недостаточной продолжительностью

Отсутствуют

11

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный

Преобладают отрицательные эмоции

12

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности

Не ранее чем через 40 мин.

Не ранее чем через 35-37 мин.

Менее чем через 30 мин.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроке иностранного языка с учетом умственной деятельности приводит к достижению высокой эффективности занятия, возрастает удовлетворенность ребят полученными знаниями, повышается качество образования по предмету, укрепляется и сохраняется здоровье школьников.

2. Физкультминутки как один из видов релаксации на уроке иностранного языка

Важным способом поддержания общей учебной работоспособности организма учащихся является проведение на каждом уроке физкультминуток, связанных с усилением двигательной активности учащихся, с борьбой против гиподинамии, со снятием утомления с различных групп мышц и активизации познавательной способностей детей.

Цель физкультминуток – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки.

Требования к организации и проведению физкультминуток:

  • Физиологически обоснованным временем для проведения физкультминутки являются 15 – 20-я минуты урока;
  • Длительность физкультминутки составляет 1 – 5 минут. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей;
  • Комплексы должны подбираться в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразными.

Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволяют им размять свое тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести пользу своему организму. Систематическое использование оздоровительных минуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния учащихся всех классов, к изменению отношения к себе и своему здоровью, к пониманию взрослыми необходимости сохранения здоровья ученика не на словах, а на деле.

На уроках английского языка на начальном этапе данная задача легко решается с помощью песен и рифмовок:

Head, shoulders, knees, and toes, Knees and toes.
Head, shoulders, knees, and toes, Knees and toes.
Eyes and ears, and mouth and nose.
Head, shoulders, knees, and toes. Knees and toes.

Но далее расширяется словарный запас учащихся, и рифмовки становятся более сложными. Поэтому, когда ребята изучают тему «Части тела», рекомендуется выполнять физминутки под следующие стишки:

Clap, clap, clap your hands,
Clap your hands together.
Stamp, stamp, stamp your feet,
Stamp your feet together.
Turn, turn, turn around,
Turn around together.
Clap, clap, clap your hands,
Clap your hands together.

На уроках английского языка могут применяться физкультминутки с видео или аудио сопровождением, анимированные, что повышает интерес к ним у учащихся. Дети любит выполнять движения под музыку. Применение учителем физминуток на английском языке является и хорошим обучающим моментом урока с элементами релаксации.  Но, как и на любом уроке, на уроке английского языка целесообразно применять физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности.

Большое разнообразие рифмовок и упражнений позволяет поддерживать интерес учащихся к этому виду деятельности. Когда физминутка заканчивается, ребята становятся более организованными и дисциплинированными.

Существует ещё один положительный аспект динамических пауз в форме пальчиковых игр. Остроумно весёлое, удачно подобранное маленькое стихотворение, прочитанное и динамически обыгранное хором, способствует снижению нервно-психического напряжения на уроке, повышению эмоционально-положительного фона учебной деятельности и совершенствованию коммуникативных навыков.

На занятиях английским языком у младших школьников также необходимо развивать мелкую моторику, так как она позитивно воздействует не только на повышение качества речи родного языка, но и иностранного. Приведём пример рифмовки, который может сопровождаться пальчиковыми играми. Песенка “FingerFamily”:

Daddy finger! Daddy finger!
Here I am! Here I am!
How are you today?
Very well, I thank you!
Run away! Run away!

(далее идут Mummy finger, Brother finger, Sister finger, Baby finger)

В этой песенке можно просто показывать и шевелить тем пальчиком, о котором поётся, а можно сделать из бумаги пальчиковые куклы и играть с ними.

В середине урока по возможности необходимо провести дыхательную физминутку. Дети, представляют, что они воздушные шарики ‘balloons’. При счете на каждую цифру делают глубокий вдох: one, two, three, four - дети делают 4 глубоких вдоха. По команде “Breath in!” необходимо задержать дыхание. Затем, от 4 до 8, они делают глубокий выдох “Breath out!” — four, five, six, seven, eight.

Как правило, успех применения динамических пауз на уроках зависит от её разнообразия и качественных характеристик. Грамотно подобранные динамические паузы, смысловое содержание которых соответствует теме урока, становятся его органичной частью и способствуют повышению эффективности усвоения учебного материала.

3. Игра как элемент здоровьесберегающих технологий

Одной из важнейших форм релаксации является игра. Издавна известно о потребности детского организма в игре. Поэтому важно при разработке школьных игр учитывать не только воспитательные цели, но и добиваться того, чтобы игра вызвала у ребенка живой интерес. Применение игрового момента на уроках иностранного языка оказывает еще большее положительное влияние на процесс обучения. 

Игра помогает сделать процесс обучения интересным и творческим. Она создаёт атмосферу отвлеченности и снимает напряжение у детей.

Использование игры и умение создавать речевые ситуации вызывают у учащихся готовность, желание играть и общаться. 

Игра обеспечивает эмоциональное воздействие на учащихся, активизирует резервные возможности личности. Она облегчает овладение знаниями, навыками и умениями, способствует их актуализации.

Игровым приемам присущи четыре главные черты:

  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата;
  • творческий, импровизационный, очень активный характер этой деятельности;
  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игрового приема, логическую и временную последовательность развития;
  • присутствие обучающего характера [4; 63].

В начальной школе подвижные игры способствуют развитию у учащихся коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, а также познавательных и языковых способностей.

На уроках нужно проводить такие игры, которые дают возможность детям не только отдохнуть, они направлены на развитие внимания и тренировку фонетического, орфографического, лексического и грамматического материала.

В любой вид деятельности на уроке можно внести элементы игры, и тогда даже самое скучное занятие становится увлекательным (приложение 5).

 Таким образом, урок иностранного языка, как никакой другой позволяет с успехом использовать здоровьесберегающие технологии, становясь при этом более интересным, функциональным, динамичным, а главное полезным.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроке иностранного языка с учетом физиологических возможностей детей приводит к достижению высокой эффективности занятия, возрастает удовлетворенность ребят полученными знаниями, повышается качество образования по предмету, укрепляется и сохраняется здоровье школьников.

4. Практический опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе

Работая в начальных классах, я стараюсь учитывать индивидуальные особенности учащихся, на своих уроках английского языка для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых, в течение нескольких лет я использую элементы здоровьесберегающих технологий.

Для того, чтобы избежать переутомления учащихся, я использую смену видов деятельности: аудирование, работа с учебником, работа в группах, творческая работа, игра, задания соревновательного характера и т.д. Все это повышает умственную способность и мотивацию к дальнейшему изучению языка.

Физкультминутка – это один из главных элементов урока в начальной школе. Проведение физкультминуток помогает предотвратить утомляемость и восстановить работоспособность. Физкультминутку я провожу один раз в течение урока. Одна из самых любимых физкультминуток моих детей:

Hands up, hands down,
Hands on hips, turn around.
Hands up, hands down,
Hands on hips, sit down.
Stand up, hands to the sides.
Bend left, bend right.
Stand still, sit down.

В течение урока я провожу музыкально-танцевальные физкультминутки. Мы занимаемся по учебнику Spotlight, где в каждом модуле представлена песня и комплекс упражнений по теме. Дети поют на английском языке и выполняют под песню различные движения. Такие физкультминутки пользуются у детей большой популярностью. Например:

This is my house, this is the door!
The windows are clean, and so is the floor!
Outside there’s a chimney,
As tall as can be,
With smoke that goes up,
Come and see!

Такие физкультминутки дети сначала выполняют с помощью видео, а затем самостоятельно.

На уроках, мы выполняем гимнастику для глаз на английском языке, а также комплекс упражнений В.А.Гурова.

Look left, look right, look up, look down, look around.
Look at your nose, look at that rose.
Close your eyes. Open, wink and smile.

Дети легко запоминают слова, и выполняют физкультминутки без помощи учителя.

Большое внимание на уроке я уделяю работе в группах. Групповая работа значительно повышает уровень освоения нового материала, учащиеся закрепляют изученную лексику, детям значительно легче учиться вместе. Часто такая работа организуется так, чтобы ученики работали стоя.

Очень важно обучать школьников ведению здорового образа жизни, воспитывать у них культуру здоровья. На своих уроках регулярно затрагиваю темы здорового образа жизни (режим дня школьника, правильное питание, спорт, экология и т.п.) для привлечения внимания обучающихся к вопросам сохранения и укрепления здоровья. Материалы, используемые на таких уроках, позволяют узнать об отношении англоязычных  сверстников к этим проблемам и выразить своё отношение к ним.

На своих уроках я стараюсь учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость.

Я стремлюсь к тому, чтобы весь урок проходил непринужденно, в атмосфере положительных эмоций, а мой тон был бодрым и дружелюбным, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка.

Уделяя особое внимание профилактике перегрузок и для снятия усталости детей, повышения их работоспособности на уроке, я включаю зарядки-релаксации. По времени это занимает 3-5 минут.

Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

Видами релаксации могут быть физкультминутки, игровые паузы, пение, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным.

Необходимо помнить, что при проведении релаксации не нужно ставить перед учащимися цель запомнить языковой материал.

Одной из важнейших форм релаксации являются игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции.

Один из важных приемов на уроках английского языка в начальной школе является игра. В целях релаксации игра используется для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. Я применяю игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции.

Например, в игровой форме я провожу работу с лексикой. Дети делятся на команды и поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова. В третьем классе, при изучении предлогов места, дети слушают предложения с указаниями и ищут свое место, активно передвигаясь по классу. Применение игровых технологий на уроке помогает вызвать положительные эмоции у ребят, увидеть их индивидуальность, повысить мотивацию к изучению английского языка. С помощью игры дети быстрее и легче запоминают языковой материал.

К таким играм относятся игры пантомимы. Вот примеры таких игр.

При изучении темы «My Animals» детям предлагается изобразить животное мимикой, жестами, движениями.

При изучении темы «My Day» детям дается задание изобразить действия, которые выполняются обычно в течение дня.

Хорошим видом релаксации является песня, которая предоставляет возможность учащимся не только отдохнуть, но служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Также активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.

Новизна, ожидание чего-то необычного также служит снятию напряжения учащихся. Рассказ учителя, подобранный с целью снятия усталости и напряжения, не носит учебного характера, а строится на понятном ученикам языке с использованием наглядности, мимики и жестов. Смех, вызванный забавной или остроумной историей, веселыми картинками также способствует снятию напряжения.

Необходимо уделять особое внимание профилактике перегрузок и стрессообразующих факторов при изучении иностранного языка. Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует концентрации внимания, напряжению сил. Увлекаясь объяснением нового грамматического материала, беседуя с детьми по теме или читая текст, я всегда помню о здоровье школьников, о создании таких условий, которые обеспечили бы высокую работоспособность на протяжении всего урока и избежать переутомления. Чтобы помочь детям настроиться на овладение знаний в середине или в конце учебного дня им бывает необходима психологическая поддержка.

Поскольку количество учащихся с ухудшающимся зрением растет, я провожу на уроках разрядку в виде упражнений для глаз, использую специальную таблицу с различными траекториями движения глаз. В классе имеется памятка, благодаря которой, дети учатся беречь органы зрения. Она содержит следующую информацию:

Если глаза устали…

  • Поморгай: глаза омоются слезной жидкостью, и усталость пройдет.
  • Подойди к окну. Найди вдалеке какой-нибудь предмет, сосредоточь на нем взгляд. Затем осторожно повращай глазами в одну сторону, потом в другую. Ляг, закрой глаза, положи на каждый глаз ватку, смоченную чаем или отваром ромашки. Полежи так 3-4 минуты.

«Запомни!»

  • Во время работы за компьютером располагайся на расстоянии вытянутой руки от экрана.

После каждых 15-20 минут работы делаю физкультурную паузу и специальные упражнения для глаз, общая продолжительность занятий на компьютере не больше 45 минут. Если у тебя плохое зрение, обязательно работай в очках.

Пальчиковая гимнастика. Отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что "ум ребенка находится на кончике пальцев”. Развитие мелкой моторики пальчиков полезно для формирования речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться интеллекту. Например, игра «Право, лево», зарядка для рук «Clap your hands», игра «Мим» (изучение лексики + жестикуляция). Пальчиковая гимнастика особенно важна для самых маленьких школьников.

Дыхательная гимнастика. Данный вид упражнений помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке. Пример дыхательной гимнастики на уроке английского языка – упражнение «Дайверы»: на счёт 1234 – дети делают 4 глубоких вздоха «Breath in!» и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают «Breath out!».

В основе моей работы лежат технологии здоровьесбережения, которые применяются мной на всех уроках и во всех классах. Здоровьесберегающий аспект обучения неразрывно связан с созданием благоприятного эмоционального фона на уроке. По А.А. Ухтомскому, чем больше человек работает в благоприятных условиях, тем больше поглощает энергии из внешней среды и вовлекает её в сферу своей работы.

Для создания положительного фона я использую следующие приемы:

  • я подарю тебе счастье
  • комплименты
  • “эмоциональное поглаживание” (Э.Берн)

В реализации здоровьесберегающего подхода одним из важных условий является моделирование положительного настроя учащихся и учителей, что способствует обеспечению успешного обучения. Каждый урок я начинаю с эмоционального настроя. Для этого нужно 3-5 минут. Настрой проводится в форме диалога или беседы с опорой на личный опыт детей. С детьми можно поговорить о днях рождения учащихся, праздниках, научных открытиях, сенсациях в мире кино, театра и т.д. главное, чтобы тема задавалась детьми, т.е. была на самом деле интересной. Ученики видят заинтересованность учителя в их личностных интересах, благодаря этому в дальнейшей работе достигаются положительные результаты.

Исключение стрессовых ситуаций на уроке также является важным условием успешной деятельности учителя. Во время урока нужно избегать информационного стресса. При выполнении заданий у детей должно быть достаточно времени, чтобы обдумать, “примерить на себя” и прочувствовать тот или иной эпизод. Особенно важно это при чтении, говорении и аудировании, когда требуется эмоциональная идентификация информации, в противном случае информация будет отторгнута, и как следствие не принята и не усвоена, а урок пройдет впустую. Для исключения стрессовых ситуаций психологами рекомендуется задавать детям вопрос “что ты чувствуешь?, а не как ты думаешь?”

Но выше перечисленные условия принесут результаты только в том случае, если будут применяться систематически.

За время работы в данном направлении мною были выбраны и освоены основные технологии, методы и приемы, отвечающие требованиям здоровьесбережения

  • Технология рефлексивного обучения
  • Технология личностно-ориентированного обучения
  • Технология диалогового обучения
  • Технология управления речью

Эти технологии способствуют созданию благоприятных условий обучения для каждого ученика не зависимо от его склонностей и способностей, обеспечивают здоровьесберегающую образовательную среду, помогают каждому ученику познать и поверить в себя, учитывают склонности ребенка, особенности его памяти, внимания, потенциал физического и психического развития.

Технология личностно-ориентированного обучения направлена на формирование психически здоровой личности посредством специальных приемов и методов (подари мне счастье). Здесь реализуется прием сотворчества, где каждый ученик занимает активную познавательную позицию в коллективной деятельности. Выполняя разнообразные творческие задания, дети знакомятся с путями получения необходимой информации, формируют собственную жизненную позицию. Основным принципом является сотрудничество и сотворчество с учителем и одноклассниками.

На своих уроках я применяю эту технологию при выполнении:

  • творческих заданий по инструкции;
  • решении проблемных ситуаций;
  • Личные и групповые мини-проекты;
  • Ролевые игры;
  • Творческие работы.

См. продолжение статьи

Приложения