Формирование навыков беглого табличного умножения и деления

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: математика, Табличное умножение и деление


Формирование прочных вычислительных навыков табличного умножения и деления одна из основных и сложных тем математики в начальной школе. Без быстрого и правильного воспроизведения табличных результатов невозможно дальнейшее обучение устному и письменному умножению и делению многозначных чисел.

Современная методика требует, чтобы дети не только знали таблицу, но и поняли принципы её составления, дающие возможность находить любое произведение. Ученик должен не только выучить и запомнить табличные результаты, но и уметь при необходимости вычислить самым кротчайшим путём. Всем известно, что навык приобретается в результате многократных повторений одних и тех же операций. Обычная мотивировка заданий на уроке – посчитаем устно, я дам примеры, а вы решите, я проверю – надоедает учащимся, вызывает скуку. Поэтому, чтобы избежать однообразия в отработке табличных случаев умножения и деления, провожу упражнения в игровой, занимательной форме. Загадочные названия игр помогают мобилизовать внимание детей, меньше утомляют. Создание положительных эмоций на уроке способствует более прочному усвоению знаний по данной теме. Дидактические игры – одна из форм учебной деятельности. Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. В.А.Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра –  это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». (2.) Д.Б.Эльконин даёт такое определение игры: «Человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности». (3.) Также игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания. 

На игру отводится 5–10 минут урока. Игровой момент может быть использован в начале,  в середине или даже в конце урока.

Игра «Составь слово»

На доске сверху вниз записаны примеры. К доске выходят две команды. По сигналу, каждый из вызванных игроков решает один из примеров и выбирает среди подготовленных карточек карточку с числом, соответствующим ответу примера (на обороте карточки написана буква). Команда, первая составившая слова, побеждает. В данной игре осуществляется межпредметная связь, т.к. могут быть составлены словарные слова.

Игра «День и ночь»

Когда учитель произносит слово «ночь», учащиеся кладут голову на парту и закрывают глаза. В это время учитель читает пример на деление или умножение. После небольшой паузы учитель говорит «день». Дети садятся прямо, и те, кто сосчитал, поднимают руку и говорят ответ. Игра ценна тем, что дает возможность сосредоточиться при счете более рассеянным детям, приучает их воспринимать примеры на слух.

Игра «Звёздопад»

В настоящее время в продаже есть наглядные тренажёры (деление, умножение, сложение, вычитание), которые я использую в своей работе.

Каждому ученику класса выдаётся «Наглядный тренажёр. Деление» (Приложение. Рис.1). Даётся задание: поставить звёздочку только в то окошечко, где в результате деления получится ответ 5(6,7…). Первый ученик, справившийся с заданием, получает отметку. Затем этот ребёнок диктует примеры, в окнах которых поставлены звёзды. Остальные ребята проверяют.

Игра «Знатоки»

Для игры используется «Говорящая таблица умножения» (Приложение. Рис.2). С помощью её мы проводим математический диктант (на плакате задаётся нужная программа). На предложенный ряд примеров «говорящей таблицы», ученики записывают результат в тетрадь и, услышав правильный ответ, сравнивают со своим (ставят «+» или «–»). В ходе этой игры каждый ученик имеет возможность сразу оценить свои знания таблицы умножения. Ребята с удовольствием играют в эту игру на переменах. Каждый может побывать в роли учителя и ученика.

Игра «Живая математика»

Учащимся выдается карточка с цифрами от 0 до 9. Учитель читает пример (3·2). Ученик, у которого карточка с цифрой 6, выходит (встает или поднимает руку). Лучше давать примеры на деление. Проводить эту игру желательно в конце урока, т.к. она требует двигательной активности.

Игра «Шустрики»

Учитель раздаёт на каждый ряд парт по комплекту цифр от 0 до 9 так, что одному ученику в ряду достаётся 0, другому 1 и т. д. Учитель читает примеры   ( 4·5; 9·2; 40:4…), учащиеся должны быстро сообразить сколько получится, и те, у кого окажутся эти цифры, выйти к доске и составить нужное число. За каждый пример, решённый правильно, ряд получает очко. Подводятся итоги.

Игра «Проверь себя»

Учитель заготавливает карточки, на которых записаны результаты умножения любых чисел, например 24. Он показывает карточку, а учащиеся записывают или называют пример на умножение с таким ответом.

Игра «Гонка за лидером»

На доске записаны примеры на умножение и деление. По команде учителя дети записывают в тетрадь (в строчку) только ответы. Побеждает тот, кто быстро и правильно решит все примеры и поднимет руку. Он лидер.

Использование таких игр на уроке помогает воспитывать у детей интерес к изучению табличных случаев умножения и деления, активизирует внимание учащихся и способствует прочному усвоению материала. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Список литературы

1. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания в начальных классах. – М.: Просвещение, 1984. – 335c.

2. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Политиздат, 1982. – 270с.

3. Эльконин Д.Б. Психология игры, 2-е изд. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 360с.