Реализация здоровьесберегающей функции в эстетическом воспитании младших школьников

Разделы: Музыка

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: здоровьесберегающая технология, младшие школьники, эстетическое воспитание


Проблема здоровьесбережения младших школьников стала одной из актуальнейших проблем современного образования.

Учёные Института возрастной физиологии РАО и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦ ЗД РАМН констатируют в настоящее время следующее: 90% современных школьников имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Из них 40% приходится на хронические заболевания, а 50% - на функциональные изменения, которые появляются при возникновении неблагоприятных факторов. И по мере устранения этих факторов исчезают. Наблюдается неуклонное снижение числа здоровых детей, поступающих в 1 класс, и возрастание числа тех, кто страдает функциональной патологией.

В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на укрепление, сбережение и сохранение здоровья младших школьников. В дальнейшем сбережение, сохранение и укрепление здоровья обучающихся будет зависеть от правильной организации учебного процесса.

В образовательной сфере для решения такой проблемы на первый план выходит здоровьесберегающая функция - специальная функция образования, которая предусматривает интегрированную и планомерную работу по здоровьесбережению в школе, выработку у школьников культуры здорового образа жизни, а также актуализацию личностной позиции младших школьников в пользу бережного отношения к себе и окружающим. Данная функция способствует более интенсивному развитию познавательной, практической и эстетической деятельности человека, связанной с физическими, психическими и духовно-нравственными качествами личности. Основными компонентами здоровьесберегающей функции выступют:

  • аксиологический, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни;
  • гносеологический, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к изучению методической литературы по вопросу здоровьесбережения;
  • эмоциональный, включающий в себя проявление психологических механизмов, эмоций и чувств. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется мотивация вести здоровый образ жизни.

Содержание данной функции выражается в формировании у субъектов образовательного процесса опыта здоровьесберегающей деятельности, который достигается путём использования здоровьесберегающих технологий. К ним относят:

  • условия обучения ребенка в школе;
  • рациональная организация учебного процесса;
  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим;
  • педагогические приёмы и методы, нацеленные на создание здоровьесберегающей среды.

В контексте нашего опытно-экспериментального исследования уроки эстетического цикла становятся образовательной площадкой - обучающей, воспитывающей, развивающей - которая способствует наиболее эффективной реализации здоровьесберегающей функции образования, полному раскрытию задатков ребенка, сохранению и сбережению его здоровья.

На наш взгляд, эстетическое воспитание младших школьников на базе реализации здоровьесберегающей функции связано с личностным принятием ребенком ценностей здорового образа жизни, выражением эстетических знаний, понятий и принципов, реализуемых  в эстетической деятельности, в бытийных взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. На этом пути оказывается востребованным искусство, которое актуализирует механизмы эмоционально-личностного переживания эстетических ценностей в процессе художественно-образного восприятия, которые воздействуют на психические процессы личности.

На основе теоретического анализа проблемы нами был разработан следующий комплекс педагогических условий реализации здоровьесберегающей функции в эстетическом развитии младших школьников:

  • использование методов форм и средств эстетического воспитания младших школьников, обеспечивающих восстановление, сохранение и укрепление физического, психического и духовно-нравственного здоровья;
  • соотнесение содержания эстетического воспитания младших школьников с сущностью реализации здоровьесберегающих технологий, направленных на актуализацию здоровьесозидающего потенциала  личности;
  •  использование художественно-творческой деятельности, обеспечивающей гармонизацию личности с окружающим миром.

Эти условия были внедрены в процесс обучения на втором этапе экспериментальной работы (на примере урока музыки). Первый же этап нашего экспериментального исследования заключался:

  • в выявлении показателей уровня сформированности культуры здоровьесбережения с целью подбора последовательной музыкальнотерапевтической программы;
  • в коррегирующем действии цикла предметов эстетической направленности: ритмики, музыки, изобразительного искусства, литературного чтения;
  • в установке личностной позиции субъектов педагогического процесса, которая предполагает здоровьесберегающую деятельность, ведение активного здорового образа жизни всех участников педагогического процесса.

Так, на первом этапе мы провели анкетирование участников экспериментальной группы.

Цель - выявление уровня сформированности культуры здоровьесбережения у учащихся.

Нами была разработана анкета, которая дала возможность получить сведения о сформированности культуры здоровьесбережения.  (Табл. 1.).

Вопрос

«Да»

«Нет»

«Сомневаюсь»

1. Заботитесь ли вы о своём здоровье?

116

5

5

2. Нужно ли активно участвовать в физминутках на уроке??

56

7

13

3. Вы знаете, что такое ПРАВИЛЬНОЕ питание?

10

8

8

4. Как вы думаете, в школе можно следить за своим здоровьем?

-

11

15

5. Знаете ли вы, что такое здоровый образ жизни?

9

4

13

6. Родители помогают вам беречь своё здоровье?

18

1

7

7. Вам удобно, когда вы чисто одеты?

25

1

-

8. Нужно ли беречь своё здоровье?

18

3

5

В ходе обработки результатов анкеты были определены следующие уровни развития культуры здоровьесбережения детей:

  • высокий уровень - интерес к своему здоровью, осознание бережного отношения к нему, стремление к самосовершенствованию;
  • средний уровень - выражается в наличии интереса к своему здоровью, с слабой мотивацией к совершенствованию;
  • низкий уровень - характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к своему здоровью.

Распределение учащихся по уровню сформированности культуры представлено ниже: (Табл. 2)

Условные группы

Уровни

Количество учащихся

 

 

Абсолютное соотношение

Процентное соотношение, %

1 группа

Высокий

11

43

2 группа

Средний

9

34

3 группа

Низкий

6

23

Проведенная работа позволила судить о компетентности детей в обозначенном круге вопросов и об их отношении к выделенным компонентам, раскрывающим сущность их качеств. Анализ анкеты  показал, что у школьников уровень сформированности культуры здоровьесбережения находится на среднем уровне. По результатам исследования было выявлено, что в 4 «б» классе 26 обследованных школьников 11 детей (43%) имеют высокий уровень культуры здоровьесбережения. 9 школьников (34%) продемонстрировали средний уровень развития, остальные же 6 детей (23%) имеют низкий уровень.

Целью следующего диагностического исследования стало выявление способности к сравнительной рефлексии и видению прекрасного в музыкальных произведениях-стимулах.

В качестве стимулирующего материала были отобраны 2 серии предъявления теста, каждая из которых состоит из трех фрагментов музыкальных произведений:

  • 1 серия: Э.Григ «Одинокий странник»; П.Чайковский «Утреннее размышление»; Э.Григ «Смерть Озе»;
  • 2 серия: А.Лядов Прелюдия d-moll; П.Чайковский «Баркарола»; Д.Кабалевский «Печальная история»;

Детям предлагалось задание: послушать и определить, какие из трех произведений в каждой серии схожи по характеру, а какое отличается от них? Попробовать определить, чем отличается от двух других?

Школяр Л.В. предлагаются следующие критерии определения уровня эмоционально-смыслового содержания музыки, которыми мы и воспользовались:

  • высокий уровень - способность устанавливать соответствующую зависимость, взаимообусловленность своих эмоций, мыслей, образов с музыкальными средствами выразительности воспринимаемого фрагмента, проявлять развернутую и художественно-обоснованную схему ассоциаций, эмоционально-образных характеристик своих переживаний музыки (3 балла);
  • средний уровень - правильный выбор двух сходных фрагментов при характеристике только эмоционально-образного осмысления музыки, без анализа средств выразительности (2 балла);
  • низкий уровень характеризуется неспособностью определить отличное от двух других музыкальное произведение, попыткой учащихся анализировать некоторые выразительные средства сходных музыкальных фрагментов, без опоры на эмоционально-образное осмысление содержание музыкальных произведений, неспособностью аргументировать свой выбор в определении «лишнего», исключаемого из предъявленного ряда фрагментов (1 балл).

Результаты диагностики занесены в таблицу данных и показаны в таблице. (Табл. 3)

Условные группы

Уровни

Количество учащихся

 

 

Абсолютное соотношение

Процентное соотношение, %

1 группа

Высокий

12

46

2 группа

Средний

9

34

3 группа

Низкий

5

20

По итогам диагностики было выявлено, что в экспериментальном классе (4 «Б») 12 школьников (это 46%) имеют высокий уровень, 9 детей (это так же 34%) имеют средний уровень и 5 детей (это 20%) - с низким уровнем сравнительной рефлексии и эмоциональной отзывчивости на музыку. А результаты анкетирования показали, что интерес к сбережению своего здоровья у младших школьников есть. Им нравиться активно проводить время на занятиях художественного цикла, посещать различные дополнительные секции, а также они хотели бы больше узнать о возможностях сбережения своего здоровья. Один из выходов в данной ситуации мы видим во введении элементов здоровьесберегающих технологий в уроки художественного цикла: музыку, изобразительное искусство, литературное чтение, ритмику. Что и было проделано на 2 этапе нашего исследования.

Следующей ступенью нашего исследования стало использование методов форм и средств эстетического воспитания младших школьников, обеспечивающих восстановление, сохранение и укрепление физического, психического и духовно-нравственного здоровья. Для реализации этого педагогического условия нами был разработан комплекс упражнений:

  • Сольное и хоровое пение песен с изменением средств музыкальной выразительности. (С.Шушарджан)
  • Музыкально-ритмические упражнения.
  • Элементы музыкально-терапевтического массажа.
  • Дыхательная гимнастика (А.Н.Стрельникова).
  • Музыкальные упражнения на развитие слуха и дикции детей.

После проведённых занятий было отмечено следующее: у младших школьников заметно возрос интерес к музыкальным занятиям, усилилось внимание учащихся к содержательной стороне музыкального искусства, возрос уровень эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения. (Таб.3) У младших школьников поменялось отношение к своему здоровью, возросли умения и желания применять полученные знания и навыки в жизни. Это позволяет нам быть уверенными в успехе и пользе нашего эксперимента среди младших школьников.

Таблица №3

Условные группы

Уровни

Количество учащихся

 

 

Абсолютное соотношение

Процентное соотношение, %

1 группа

Высокий

21

81

2 группа

Средний

5

19

3 группа

Низкий

-

-

Используемая литература

1. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие технологии. – М.:АРКТИ, 2003.

2. Ступницкая М.А., Белов А.В., Родионов В.А. Критериальное оценивание как здоровьесберегающий фактор школьной среды.//Школа здоровья, 2003.

3. Здоровьесберегающая школа: лекция 1 / Безруких М.М., Сонькин В.Д., Безобразова В.Н. // Управление школой: газ. издательского дома «Первое сентября».

4. Музыкальное образование в школе [Текст]: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Под ред. Л.В.Школяр; Рос.Акад.образования, Ин-т худож.образования,Лаборатория муз.иск-ва. - 2-е изд. - М. : Флинта : Наука, 1999.

5. Неменский, Б.М. Мудрость красоты Текст. М.: Просвещение, 1987.

6. Ларионова, И.С. Здоровье человека и здоровье социума (социально-философский аспект) / И.С.Ларионова // Социальная политика и социология. 2004. - № 1.

7. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова. - М. : КНОРУС, 2010.