Технологическая карта к уроку математики по теме "Порядок действий в выражениях со скобками". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: математика, УМК «Школа России», 2 класс


Класс: 2.

Учебник (УМК): УМК «Школа России», Математика. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. 2 класс (1 часть).

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока: создание условий для формирования умений по выполнению действий в выражениях со скобками.

Педагогические задачи: познакомить с решением выражений со скобками; развивать наблюдательность, внимание, смекалку, вычислительные навыки.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивы учебной деятельности, формируется личностный смысл учения; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки счета, навыки сотрудничества; проявляют самостоятельность, личную ответственность.

Предметные:

  • знают: порядок действий в выражениях со скобками, таблицу сложения и вычитания в пределах 20, разрядные слагаемые, устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100;
  • умеют: выполнять действия в выражениях со скобками.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):

  • регулятивные: формулируют учебную задачу урока, составляют план и определяют последовательность действий, прогнозируют результаты деятельности; контролируют, корректируют и оценивают собственную деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу; способны к мобилизации волевых усилий;
  • познавательные: формулируют познавательную цель; создают алгоритм деятельности; анализируют, сравнивают, классифицируют, строят логическую цепочку рассуждений, выделяют закономерности; контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности;
  • коммуникативные: эффективно сотрудничают со всеми участниками образовательного процесса, как со сверстниками, так и со взрослыми; умеют вести дискуссию, при возникновении спорных ситуаций умеют договариваться, приходить к общему мнению.

Методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая.

Приложение

Характеристика этапов урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель:
- включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
- актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

Организационный момент.
Приветствует класс, проверяет готовность к занятию

- Встали ровненько, красиво…
Посмотрите-ка на нас:
Вот какой хороший класс!
Приготовились учиться,
Ни минуты не лениться,
Не скучать, не отвлекаться,
А стараться и стараться!

- Начинаем наш урок математики.

Поприветствуйте гостей. Тихонько садитесь.
- Прочитайте пословицу, которую я предлагаю сделать девизом нашего урока

Приветствуют педагога

− Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);
− смыслообразование (Л);
− самоопределение (Л);
− планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

- Я вижу у вас порядок на рабочих местах. Надеюсь, порядок в мыслях, знаниях. Поэтому, удача ждёт нас!

- Ребята, а вы хотели бы отправиться в поход?
А что бы вы взяли с собой? Сейчас мы это узнаем.

Читает стихотворение (1)

Проверяют уровень своей готовности к уроку

- В нашем сегодняшнем походе понадобятся: учебник, тетрадь, пенал, дневник, смайлики, веер.
- С каким настроением вы идете в поход? Покажите смайликом.

- В походе нас будут ожидать различные испытания. Вы готовы преодолеть все трудности?

Настраиваются на работу, включаются в деятельность.
- Тогда давайте запишем в тетрадях дату, когда мы отправились в путь. Дети записывают дату, классная работа

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

Цель:
- актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
- мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
- организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
- организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
- организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организует повторение пройденного.

Выполняют учебные действия под руководством учителя.
Ведут диалог.
Излагают свою точку зрения.

− Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
− умение структурировать знания (П);
− извлечение необходимой информации из текстов (П);
− использование знаково-символических средств (П);
− контроль и оценка результатов деятельности (П);
− контроль, коррекция (Р);
− волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
− осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);
− выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
− аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
− учёт разных мнений (К);
− использование критериев для обоснования своего суждения (К).

Испытание «Расчистим родник»
- Итак, первое испытание. Нужно расчистить родник. Он завален различными геометрическими фигурами. Какие фигуры вы здесь видите?
- На какие две группы их можно разбить?
- Посчитайте, сколько треугольников на рисунке? А четырехугольников?
Повторяют раздел «Геометрия»
Испытание «Кочки-цепочки» (Математические цепочки)
- Ну, а теперь нас ожидает второе испытание. Представьте, что перед вами топкое болото, преодолеть которое можно, только прыгая с «кочки» на «кочку», решая примеры по цепочке.
- Ответ сигнализируем «веером»
Выполняют математические вычисления (устные приемы)

Испытание «Мостик через речку»
- Нужно пройти через речку по мостику, вспомнив единицы длины. Работаем в парах на отдельных листах.

- проверка с образцом… объяснение… Ловушка 2 см 4 мм = 24 cм

Сравнивают единицы длины Применяют свои знания.
Учатся оформлять свои мысли в устной форме, высказывать свою точку зрения.

3. Постановка учебной задачи. Выявление места и причины затруднения.

Цель:
- выявить место и причину затруднения.

Создает условия для уточнения общего правила порядка действий в выражениях со скобками.
- Наконец, мы с вами подошли к месту, где нужно выбрать путь, по которому мы пойдем дальше.
На деревьях висят указатели дороги.
8-3+4=9 8-3+4=1
- Сравните эти выражения. Чем они похожи?
Чем отличаются?
- Почему получились разные ответы?
- Какое действие выполняли первым в выражении слева? А вторым?
- А как выполняли вычисления в выражении справа?

сравнивают выражения, излагают свою точку зрения

выражения в левой части одинаковые, а их значения разные

Составляют алгоритм выполнения действий

− Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
− контроль и оценка результатов деятельности (П);
− постановка и формулирование проблемы (П);
− установление причинно-следственных связей (П).
− осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);
− волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
− выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:
- согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
- построить план и определить средства достижения цели.

Создает условия для применения созданного алгоритма правила порядка действий в выражениях со скобками на практике.

О чем мы сейчас с вами рассуждали? (о порядке действий)
- Мы поняли, как нужно решать эти примеры. А как показать это другим? (поставить скобки)
- Давайте исправим ошибку на указателе.
- Какова будет тема нашего урока? (Порядок действий в выражениях со скобками)

Определяют тему урока, задачи

− Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П);
− самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (П);
− коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия (Р);
− контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном (Р);
− целеполагание (Р);
− планирование (Р);
−планирование учебного сотрудничества со сверстниками (К).

Физминутка

Создает условия для снятия мышечного напряжения

Чтение сказки (2)

Слушают сказку в неформальной обстановке (подойдя к учительскому столу – привал)

Реализация построенного проекта.

Цель:
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать способы записи выражений на эталоне;
- организовать фиксацию преодоления затруднения;
- организовать уточнение общего характера нового знания.

Создает условия для применения созданного алгоритма правила порядка действий в выражениях со скобками на практике.

- Чтобы двигаться дальше, давайте сделаем вывод. Помогите мне в этом.
С помощью скобок указывается, в каком порядке нужно делать вычисления. В выражениях, где есть скобки, первое действие выполняется … (в скобках). Если скобок нет, то действия выполняются … (по порядку слева направо).

- Проверим наше правило по учебнику. Страница 38.

Решают типовые задания.
Планируют действия.
По результатам дают самооценку.
Управляют поведением партнёра.

− Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П);
− самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (П);
− коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия (Р);
− контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном (Р);
− целеполагание (Р);
− планирование (Р);
− планирование учебного сотрудничества со сверстниками (К).

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:
- зафиксировать во внешней речи порядок действий в выражениях без скобок.

Создает условия для самостоятельного применения правила порядка действий в выражениях со скобками

«Лесная опушка»
- Ребята, мы остановились на лесной опушке. Это красивое место, где растёт много грибов. Давайте пособираем грибы. Прочитай записи и выполни действия.

Применяют алгоритм.
Проверяют по эталону.
Оценивают себя.

Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Цель:
- тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
- проверить умение расставлять порядок действий в выражениях без скобок.

Самостоятельная работа
На нашем пути повстречалось самое трудное препятствие. Представьте, что вы альпинисты. Они смелые и ловкие. И я уверена, вам будет это задание по плечу. Итак, надо взобраться на высокую гору. Для этого нужно выполнить вычисления. Первые, кто заберется на вершину, становятся моими консультантами. (3)

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
- оценить свою работу и работу класса на уроке;
- наметить направления будущей учебной деятельности;
- обсудить домашнее задание.

Соотносит поставленные цели с достигнутым результатом.

- Ребята, пора возвращаться с похода.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Молодцы, ребята. Сегодня на уроке вы замечательно работали.

Организует рефлексию.
Ваша работа мне очень понравилась. Мне захотелось с вами пойти в настоящий поход.
-А понравилось ли вам на уроке?
- Давайте узнаем, на сколько каждый удовлетворён результатами работы на уроке. Я прошу поместить свой смайлик на доске у определенного цвета.
Зеленого цвета – было легко и интересно.
Желтого цвета – было трудно, но интересно.
Красного цвета – было трудно и неинтересно.

Домашнее задание.
- Выучить правило «Порядок действий в выражениях со скобками», с.38 № 3.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.
Соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Выражают свои мысли.

Умение контролировать и оценивать учебный процесс, определять результативность образовательной деятельности.