Элективный курс «Основы учебного проектирования» представляет систему обучающих занятий по развитию навыков проектно-исследовательской деятельности для обучающихся 8 класса (14-15 лет). Является программой общеинтеллектуальной направленности и реализуется через внеурочную деятельность.
Программа курса составлена в соответствии с основными положениями ФГОС ООО по организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся на основе:
- требований к результатам освоения основной образовательной программы МАОУ СОШ №1 «Полифорум» Серовского городского округа на уровне основного общего образования,
- программы А.И.Савенкова «Я - исследователь», Самара: «Учебная литература», 2014г.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с возрастными особенностями развития обучающихся.
Цель программы: развитие проектно-исследовательских умений обучающихся, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Задачи:
- обеспечить теоретическую подготовку обучающихся по вопросам разработки проекта или исследования;
- создать условия для приобретение обучающимися необходимых универсальных учебных действий для продолжения проектной и исследовательской деятельности в различных областях знаний под руководством учителей-предметников;
- создать условия для развития творческих способностей обучающихся, их самоопределения и самореализации, умения самостоятельно и творчески мыслить;
- способствовать социальной адаптации обучающихся.
Виды деятельности на занятиях.
- Лекции, мини-сообщения, беседа.
- Игра, творческая работа, практическая работа.
- Элементы исследования, проектирование.
- Аналитическая деятельность.
Формы работы.
- Индивидуальная самостоятельная работа, работа в группах и парах сменного состава.
- Самооценка и самоконтроль.
- Тестирование.
- Взаимооценка и взаимоконтроль.
Периодичность занятий: 16 занятий, одно занятие в неделю.
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия;
- различать способ и результат действия;
- осуществлять контроль;
- адекватно воспринимать оценку своей работы;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- использовать различные источники информации для выполнения поставленной задачи;
- использовать знаки, символы, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- строить высказывания в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных задач;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, методы, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, выдвигать гипотезы, ставить вопросы;
- высказывать суждения, делать выводы;
- аргументировать (защищать) свои идеи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- основам смыслового чтения текста.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- учитывать разные мнения;
- формулировать собственное мнение и позицию, соблюдая корректность в высказываниях;
- договариваться, приходить к общему решению;
- задавать вопросы по существу;
- владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и соотносить ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- достаточно полно и точно передавать необходимую информацию с учетом целей коммуникации;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь в работе;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметными результатами освоения программы являются:
- знакомство с основами проектной и исследовательской деятельности,
- представление об этапах разработки проекта, методах и средствах исследования,
- готовность к самостоятельной разработке проектной или проектно-исследовательской работы.
Программа предусматривает достижение результатовтрёх уровней.
Первый уровень. Предполагает приобретение обучающимися новых знаний, опыта решения учебно-исследовательских задач. Результат выражается в понимании обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности, умении поэтапно решать поставленные задачи.
Второй уровень. Предполагает позитивное отношение обучающихся к образованию и самообразованию. Результат проявляется в применении обучающимися методов проектно-исследовательской работы, самостоятельном выборе тем исследования, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформления информации.
Третий уровень. Предполагает получение обучающимися самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии обучающихся в разработке и/ или реализации проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Содержание курса
Раздел I. Особенности проектной деятельности (3ч)
Что такое проект. Виды проектов по времени реализации (краткосрочный, долгосрочный), по содержанию (монопроект, межпредметный и надпредметный проекты), по количеству участников (коллективный, групповой, индивидуальный).
Типология учебных проектов: практико-ориентированный, информационный, творческий, исследовательский, игровой /ролевой, социальный.
Этапы работы над проектом. Структура проекта: введение, основная часть, заключение, список литературы, приложение.
Результаты проекта. Формы представления проектов.
Раздел II. Особенности исследовательской деятельности (10ч)
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Формулировка темы исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования.
Предмет исследования – проблема. Виды проблем, примеры формулировки проблем.
Что такое гипотеза. Значение гипотезы в определении стратегии исследовательского поиска. Как формулировать гипотезы.
Цели и задачи проекта. Соответствие цели и задач теме исследования. Оформление цели и задач исследования.
Планирование исследовательской деятельности с учетом целей и задач. Этапы исследования. Составление контрольных точек исследования.
Методы и средства исследования. Понятие метода. Основные характеристики методов учебного познания: наблюдение, эксперимент, измерение, сравнение, анализ и синтез, классификация, моделирование; анкетирование. Обобщение и выводы исследования.
Информационное обеспечение исследования. Научные тексты – главный источник для исследовательской работы. Поиск источников и литературы, отбор фактического материала, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений, необходимых для исследования. Использование научной терминологии.
Оформление и сохранение информации. Требования к оформлению проектно-исследовательских работ: размер листа, шрифта, требования к параметрам страницы, междустрочный интервал, список литературы. Оформление работы в программе Microsoft Word. Правила размещения в научно-исследовательской работе графических материалов.
Правила создания презентации. Основные ошибки при создании презентации. Особенности оформления проекта в программе PowerPoint.
Раздел III. Презентация проектов (2ч)
Как подготовить защитную речь: правила подготовки монологического высказывания по теме проекта (защитной речи). Правила выступления перед аудиторией.
Культура публичного выступления: культура обсуждения, умение вести диалог, отвечать на вопросы.
Раздел IV. Итоговое занятие (1 ч)
Самоанализ и самооценка обучающимися своей деятельности на протяжении всего курса. Возможные формы рефлексии: заполнение анкеты, листа рефлексии.
Представление (обсуждение) полученных результатов.