Программа "Основы учебного проектирования" (для обучающихся 8-x классов)

Разделы: Школьная психологическая служба

Класс: 8

Ключевые слова: программа элективного курса общеинтеллектуальной направленности


Элективный курс «Основы учебного проектирования» представляет систему обучающих занятий по развитию навыков проектно-исследовательской деятельности для обучающихся 8 класса (14-15 лет). Является программой общеинтеллектуальной направленности и реализуется через внеурочную деятельность.

Программа курса составлена в соответствии с основными положениями ФГОС ООО по организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся на основе:

  • требований к результатам освоения основной образовательной программы МАОУ СОШ №1 «Полифорум» Серовского городского округа на уровне основного общего образования,
  • программы А.И.Савенкова «Я - исследователь», Самара: «Учебная литература», 2014г.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с возрастными особенностями развития обучающихся.

Цель программы: развитие проектно-исследовательских умений обучающихся, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

Задачи:

  • обеспечить теоретическую подготовку обучающихся по вопросам разработки проекта или исследования;
  • создать условия для приобретение обучающимися необходимых универсальных учебных действий для продолжения проектной и исследовательской деятельности в различных областях знаний под руководством учителей-предметников;
  • создать условия для развития творческих способностей обучающихся, их самоопределения и самореализации, умения самостоятельно и творчески мыслить;
  • способствовать социальной адаптации обучающихся.

Виды деятельности на занятиях.

  • Лекции, мини-сообщения, беседа.
  • Игра, творческая работа, практическая работа.
  • Элементы исследования, проектирование.
  • Аналитическая деятельность.

Формы работы.

  • Индивидуальная самостоятельная работа, работа в группах и парах сменного состава.
  • Самооценка и самоконтроль.
  • Тестирование.
  •  Взаимооценка и взаимоконтроль.

Периодичность занятий: 16 занятий, одно занятие в неделю.

Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
  • интерес к новому содержанию и новым способам познания;
  • ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои действия;
  • различать способ и результат действия;
  • осуществлять контроль;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • использовать различные источники информации для выполнения поставленной задачи;
  • использовать знаки, символы, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
  • строить высказывания в устной и письменной формах;
  • ориентироваться на разные способы решения познавательных задач;
  • оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, методы, вывод и т.п.;
  • видеть проблемы, выдвигать гипотезы, ставить вопросы;
  • высказывать суждения, делать выводы;
  • аргументировать (защищать) свои идеи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • основам смыслового чтения текста.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • учитывать разные мнения;
  • формулировать собственное мнение и позицию, соблюдая корректность в высказываниях;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • задавать вопросы по существу;
  • владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • аргументировать свою позицию и соотносить ее с позицией партнеров при выработке общего решения  в совместной деятельности;
  • достаточно полно и точно передавать необходимую информацию с учетом целей коммуникации;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь в работе;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметными результатами освоения программы являются:

  • знакомство с основами проектной и исследовательской деятельности,
  • представление об этапах разработки проекта, методах и средствах исследования,
  • готовность к самостоятельной разработке проектной или проектно-исследовательской работы.

Программа предусматривает достижение результатовтрёх уровней.

Первый уровень. Предполагает приобретение обучающимися новых знаний, опыта решения учебно-исследовательских задач. Результат выражается в понимании обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности, умении поэтапно решать поставленные задачи.

Второй уровень. Предполагает позитивное отношение обучающихся к образованию и самообразованию. Результат проявляется в применении обучающимися методов проектно-исследовательской работы, самостоятельном выборе тем исследования, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформления информации.

Третий уровень. Предполагает получение обучающимися самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии обучающихся в разработке и/ или реализации проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Содержание курса

Раздел I. Особенности проектной деятельности (3ч)

Что такое проект. Виды проектов по времени реализации (краткосрочный, долгосрочный), по содержанию (монопроект, межпредметный и надпредметный проекты), по количеству участников (коллективный, групповой, индивидуальный).

Типология учебных проектов: практико-ориентированный, информационный, творческий, исследовательский, игровой /ролевой, социальный.

Этапы работы над проектом. Структура проекта: введение, основная часть, заключение, список литературы, приложение.   

Результаты проекта. Формы представления проектов.

Раздел II. Особенности исследовательской деятельности (10ч)

Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Формулировка темы исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования.

Предмет исследования – проблема. Виды проблем, примеры формулировки проблем.

Что такое гипотеза. Значение гипотезы в определении стратегии исследовательского поиска. Как формулировать гипотезы.

Цели и задачи проекта. Соответствие цели и задач теме исследования. Оформление цели и задач исследования.

Планирование исследовательской деятельности с учетом целей и задач. Этапы исследования. Составление контрольных точек исследования.

Методы и средства исследования. Понятие метода. Основные характеристики методов учебного познания: наблюдение, эксперимент, измерение, сравнение, анализ и синтез, классификация, моделирование; анкетирование. Обобщение и выводы исследования.

Информационное обеспечение исследования. Научные тексты – главный источник для исследовательской работы. Поиск источников и литературы, отбор фактического материала, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений, необходимых для исследования. Использование научной терминологии.

Оформление и сохранение информации. Требования к оформлению проектно-исследовательских работ: размер листа, шрифта, требования к параметрам страницы, междустрочный интервал, список литературы. Оформление работы в программе Microsoft Word. Правила размещения в научно-исследовательской работе графических материалов.

Правила создания презентации. Основные ошибки при создании презентации. Особенности оформления проекта в программе PowerPoint.

Раздел III. Презентация проектов (2ч)

Как подготовить защитную речь: правила подготовки монологического высказывания по теме проекта (защитной речи). Правила выступления перед аудиторией.

Культура публичного выступления: культура обсуждения, умение вести диалог, отвечать на вопросы.

Раздел IV. Итоговое занятие (1 ч)

Самоанализ и самооценка обучающимися своей деятельности на протяжении всего курса. Возможные формы рефлексии: заполнение анкеты, листа рефлексии.

Представление (обсуждение) полученных результатов.