Цель урока: сформировать у обучающихся алгоритм письменного умножения многозначного числа на трёхзначное число.
Задачи урока:
- Образовательные:
- Познакомить с алгоритмом умножения на трехзначное число;
- Развивающие:
- Развивать навыки решения поставленных задач;
- Отрабатывать навыки устного и письменного счета.
- Воспитательные:
- Воспитывать интерес к математике;
- Воспитывать ответственность за выполнение коллективной работы.
Тип урока: открытие новых знаний.
Ход урока
1. Этап самоопределения к деятельности
2. Актуализация опорных знаний и выявление затруднений в деятельности
Устный счет.
3. Постановка учебной задачи
- Разбейте выражения на две группы. По какому признаку вы это сделали? Выражения какой группы мы можем вычислить?
117 х 24,
516 х 192,
261 х 324,
524 х 37.
- Как вы думаете о чем пойдет речь на нашем уроке? Какие задачи мы поставим перед собой на этот урок?
- А как вы думаете легко ли нам будет справиться с изучением новой темы? Почему? Какими умениями мы с вами уже обладаем?
- Давайте проверим хорошо ли вы умеете умножать многозначные числа на двузначные. Найдите значения выражений первой группы. У доски работает…
- Проверьте результаты (на доске результаты). Поднимите руки те, кто справился без ошибок? У кого допущена одна ошибка? Какой совет мы можем дать тем, кто допустил две и более ошибок?
4. Решение учебной задачи
Составление алгоритма.
- Итак, скажите по какому алгоритму мы работали с вами при умножении многозначного числа на двузначное? (Учащимся предлагается пустая таблица, в которую они должны приклеить “шаги” алгоритма в правильном порядке.
Учащийся называет шаг, номер которого назовёт учитель, и объясняет, почему он так решил. Дети оценивают правильность решения учебной задачи.)
- А теперь посмотрите на записи и сравните их.
324*24 324*164
- Как вы думаете, как этот факт повлияет на алгоритм умножения на трехзначное число?
- Как вы думаете увеличиться ли количество шагов? Почему? Какое действие нам необходимо выполнить еще?
- Восстановите последовательность действий (алгоритм) при умножении на трехзначное число « в столбик». (парная работа)
- Восстановление алгоритма. Как называется результат умножения на число единиц двузначного числа?(первое неполное произведение)
- Как называется результат умножения на число десятков?(второе неполное делимое)
- Почему неполное?
- Прочитайте алгоритм с дополнениями.
Окончательная проверка на доске.
5. Формировать умение у учащихся работать по алгоритму
- Итак, давайте проверим наш алгоритм, выполнив умножение на трехзначное число.
324*164
- Посмотрите на доску выражение одно, а результаты получились разные? Почему? В каком вычислении допущена ошибка?
- Теперь давайте вернемся к выражениям, представленным в начале урока и попробуем найти значения этих выражений.
- Мы с вами попробуем выполнить вычисление «в столбик», применяя алгоритм. К доске пойдёт … и будет выполнять вычисление с комментированием.
6. Включение в систему знаний и повторений
- Спрогнозируйте предполагаемый результат своей работы: в верхнем углу карточки вы видите круг.
- Закрасьте его зелёным цветом, если вы уверены в своих силах. Жёлтым цветом – если сомневаетесь. Красным цветом – если вам нужна помощь. Кому нужна помощь, обращайтесь к алгоритму в учебнике. А теперь приступим.
Самостоятельная дифференцированная работа (карточки).
7. Рефлексия
- Ребята, какая задача стояла у нас с вами на сегодняшнем уроке?
- Мы с ней справились?