Разработка урока математики в 4-м классе по теме "Письменное умножение на трёхзначное число"

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: математика, умножение на трехзначное число


Цель урока: сформировать у обучающихся алгоритм письменного умножения многозначного числа на трёхзначное число.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • Познакомить с алгоритмом умножения на трехзначное число;
  • Развивающие:
    • Развивать навыки решения поставленных задач;
    • Отрабатывать навыки устного и письменного счета. 
  • Воспитательные:
    • Воспитывать интерес к математике;
    • Воспитывать ответственность за выполнение коллективной работы.

Тип урока: открытие новых знаний.

Ход урока

1. Этап самоопределения к деятельности

2. Актуализация опорных знаний и выявление затруднений в деятельности

Устный счет.

3. Постановка учебной задачи

- Разбейте выражения на две группы. По какому признаку вы это сделали? Выражения какой группы мы можем вычислить?

117 х 24,
516 х 192,
261 х 324,
524 х 37.

- Как вы думаете о чем пойдет речь на нашем уроке? Какие задачи мы поставим перед собой на этот урок?

- А как вы думаете легко ли нам будет справиться с изучением новой темы? Почему? Какими умениями мы с вами уже обладаем?

- Давайте проверим хорошо ли вы умеете умножать многозначные числа на двузначные. Найдите значения выражений первой группы. У доски работает…

- Проверьте результаты (на доске результаты). Поднимите руки те, кто справился без ошибок? У кого допущена одна ошибка? Какой совет мы можем дать тем, кто допустил две и более ошибок?

4. Решение учебной задачи

Составление алгоритма.

- Итак, скажите по какому алгоритму мы работали с вами при умножении многозначного числа на двузначное? (Учащимся предлагается пустая таблица, в которую они должны приклеить “шаги” алгоритма в правильном порядке.

Учащийся называет шаг, номер которого назовёт учитель, и объясняет, почему он так решил. Дети оценивают правильность решения учебной задачи.)

- А теперь посмотрите на записи и сравните их.

324*24        324*164

- Как вы думаете, как этот факт повлияет на алгоритм умножения на трехзначное число?

- Как вы думаете увеличиться ли количество шагов? Почему? Какое действие нам необходимо выполнить еще?

- Восстановите последовательность действий (алгоритм) при умножении на трехзначное число « в столбик». (парная работа)

- Восстановление алгоритма. Как называется результат умножения на число единиц двузначного числа?(первое неполное произведение)

- Как называется результат умножения на число десятков?(второе неполное делимое)

- Почему неполное?

- Прочитайте алгоритм с дополнениями.

Окончательная проверка на доске.

5. Формировать умение у учащихся работать по алгоритму

- Итак, давайте проверим наш алгоритм, выполнив умножение на трехзначное число.

324*164

- Посмотрите на доску выражение одно, а результаты получились разные? Почему? В каком вычислении допущена ошибка?

- Теперь давайте вернемся к выражениям, представленным в начале урока и попробуем найти значения этих выражений.

- Мы с вами попробуем выполнить вычисление «в столбик», применяя алгоритм. К доске пойдёт … и будет выполнять вычисление с комментированием.

6. Включение в систему знаний и повторений

- Спрогнозируйте предполагаемый результат своей работы: в верхнем углу карточки вы видите круг.

- Закрасьте его зелёным цветом, если вы уверены в своих силах. Жёлтым цветом – если сомневаетесь. Красным цветом – если вам нужна помощь. Кому нужна помощь, обращайтесь к алгоритму в учебнике. А теперь приступим.

Самостоятельная дифференцированная работа (карточки).

7. Рефлексия

- Ребята, какая задача стояла у нас с вами на сегодняшнем уроке?

- Мы с ней справились?