Современному миру нужны люди, которые способны принимать нестандартные решения, умеющие креативно мыслить. Поэтому развитие творческих способностей обучающихся, является главной задачей современной школы. В системе образования актуальным и важным становится поиск новых подходов, эффективных технологий воспитания и обучения с целью развития творчества с начала пути человека, с детства, воспитания духовности, самореализации и саморазвития.
Для того чтобы богатый творческий потенциал учащихся мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести обучающегося в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней из предпосылок и рождаются и развиваются способности.
Анализ педагогических и психологических материалов свидетельствует о том, что ядром формирования креативности у обучающихся является творческая деятельность, которая направлена на создание нечто нового, оригинального, нестандартного.
Внеурочная деятельность является важной частью учебного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Креативные качества в деятельности коллектива помогают сформировать собственную точку зрения, воспитывать в учениках доверие к собственным силам, интерес и уважение к чужому мнению, учат культуре общения. Развивают важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у обучающихся ответственность, инициативность, самостоятельность.
Для выявления уровня развития креативности обучающихся были выбраны критерии: вербальная креативность, невербальная креативность и потребность в достижении.
В исследовании участвовали подростки 8 «А» класса МБОУ СОШ № 12 Возраст участников – 14-15 лет. Выборка составила 30 человек.
Невербальная креативность – этот критерий характеризует способность подростка выдвигать идеи. Вербальная креативность - показывает, сколько новых решений может предложить ученик, решая стандартные задачи. Потребность в достижении характеризует желание творить, предлагать новые идеи, заниматься активным делом, без чего развитие креативных способностей будет находиться на низком уровне.
На первом этапе исследования, проводилось измерение исходного уровня креативного мышления обучающихся. Целью данного этапа является выявление первоначального общего уровня креативности. Для диагностики невербальной креативности использовался «Тест креативности Торренса». По полученным данным можно увидеть, что в основном показатель невербальной креативности у подростков находится на среднем уровне. Однако, есть подростки (26,7%), которые набрали более 65% (они любопытны до всего, что их окружает, их мыслительные процессы постоянно активны и предлагают новые, отличающиеся от общеизвестных, идеи). Так же есть подростки (16,6%), которые набрали менее 40% (они довольствуются плодами общества, и не желают фантазировать).
Для диагностики вербальной креативности, использовалась методика С.Медника. Проанализировав данные можно сделать вывод, что в основном показатель вербальной креативности находится на уровне чуть ниже среднего (46.05%), что говорит о нежелании или неумении подростков излагать собственные мысли.
Так же была использована методика «Потребность в достижении» Ю.А.Орловой. Показатель потребности достижения высокий у 23,3%, средний у 46,6%, низкий у 30% подростков, что недостаточно, так как данные критерий является основным во всех сферах жизнедеятельности. Без стремления к успеху подростки не будут заинтересованы в поиске и решении каких-либо задач.
При анализе результатов была выявлена взаимосвязь между критериями вербальной креативности и потребности в достижении. Это говорит о том, что подросток, желая достичь новых целей и реализовать свои желания, начинает выдвигать больше новых идей, становится более коммуникабельным и веселым, больше общается с творческими личностями и обогащает свою речь новыми терминами и понятиями. Исходя из этого, можно сделать вывод, что улучшение одного показателя, будет способствовать улучшению другого.
Опираясь на данные, полученные в ходе первого этапа, была составлена программа, направленная на развитие креативности обучающихся во внеурочной деятельности. Программа включала в себя 6 занятий по 3 занятия в неделю, в течение двух недель. Длительность одного занятия составляла 30–45 минут. Групповая форма работы. В качестве средств развития использовались самопрезентации, беседы, тренинг, конкурс, различные мероприятия, в которых обучающие могли бы себя проявить.
Цель программы – повышение уровня креативности подростков во внеурочное время. Задачи программы: развить оригинальность мышления; развить гибкость мышления; развить беглость мышления; научить разрабатывать возникшие идеи; развить вербальную креативность; повысить мотивацию к достижениям.
Самое первое занятие программы было посвящено самопрезентации «Я – особенный». Её цель научиться оригинально презентовать себя, как особенную, неповторимую личность. Обучающимся было предложено выступить с рассказом о себе, о своих лучших качествах. Многие подростки были «банальны» и сделали задание, не проявив оригинальности. Они поняли, что совершенно не просто найти в себе «поток креатива», достать его и применить на практике.
На втором и третьем занятии был проведен конкурс «Лучше всех». Цель: показать свое превосходство, свои достижения в какой-либо деятельности. Участникам программы было предложено рассказать о своих увлечениях и достижениях. На подготовку к конкурсу у обучающихся было 3-4 дня. Конкурс проходил 2 дня, из-за ограниченного времени и большого количества участников. Многие ребята творчески подошли к данному заданию. Учащиеся, рассказывая о своих увлечениях, демонстрировали свои грамоты, видеоролики, фотографии, исполнили песню на гитаре, и читали стихотворения собственного сочинения. По завершению выступлений, было проведено анонимное голосование, где ученики должны были написать на листке имя участника, чье выступление им больше всех запомнилось и понравилось. Победитель был награжден сладким призом. В ходе занятия сами подростки отмечали, что они узнали много нового друг о друге: о вкусах, предпочтениях, увлечениях.
На четвертом занятии обучающимся было предложено провести тренинг Н.Ю.Хрящевой по развитию креативности. Основная цель тренинга является осознание креативности в себе и ее развитие. Предложенные упражнения позволяют осознать феномен творчества и развивать умения и навыки управления его механизмами и латентными факторами, обуславливающими их успешное функционирование. Они могут быть использованы для развития гибкости мышления, принятия решений, решения проблем. Тренинг включает в себя 5 упражнений. На протяжении занятия все ребята садятся в круг, в центре стоит тренер.
1 упражнение. "Представьте себе, что сложилась такая ситуация, что вам необходимо перевоплотиться в какой-то объект материального мира, животное или растение. Подумайте и скажите, какой объект, какое животное и, какое растение Вы бы выбрали".
2 упражнение. "Сейчас я предлагаю каждому взять лист бумаги и нарисовать креативность, так, как вы ее понимаете. После того как все завершат рисунки, каждый рассказывает о своем рисунке, о том, как он(а) понимает, что такое креативность". По ходу обсуждения тренер предлагает участникам задавать друг другу вопросы, уточнять содержание высказываний. После того как все выскажутся, тренер подводит итог, перечисляя основные идеи, касающиеся проявлений креативности, условий ее формирования и развития.
3 упражнение. "Сосредоточитесь на своем соседе справа (слева). Вспомните все его проявления во время нашей работы, все, что он говорил, делал. Вспомните чувства и отношения, которые возникали у вас к этому человеку. Для этого у нас будет две минуты". Когда две минуты прошли, тренер продолжает инструкцию: "Теперь решите, какое из описаний природы, погоды, времени года, которое вы встречали в литературе или придуманное вами, соответствует вашим впечатлениям об этом человеке. Когда все будут готовы, каждый из нас, по очереди, скажет своему соседу возникшее у него описание".
4 упражнение. "Одно время во всем мире было очень популярно движение хиппи, которые имели разные традиции, привычки, обычаи, отличающие их от других людей. Одним из таких обычаев было делать какие-нибудь надписи на своей одежде, часто отражающие жизненную позицию, девиз ее обладателя. Сейчас я буду каждому задавать вопрос: "Если бы ты был хиппи, то на твоей футболке было бы написано...", а Вы должны на него ответить.
5 упражнение. "Сейчас я приколю карточку с написанным на ней словом на спину одному из нас. Мы все сможем прочитать написанное слово, кроме участника с карточкой. Его задача - узнать, что написано на карточке. Для выполнения этой задачи участник может называть любого из нас, по своему выбору, и тот, кого она назовет, постарается, пользуясь только не вербальными средствами, сообщить, что написано на карточке". Те, кто окажется в центре круга, и будет отгадывать слово, постарайтесь обратить внимание на то, как возникает ответ, а также на то, какие состояния у вас будут в ходе выполнения задания, и как они будут изменяться. По ходу выполнения задания отгадывающий может высказывать возникающие у него гипотезы и, как только называется правильное слово, тренер сообщает ему об этом.
На пятом занятии были проведены игры на креативность (сост. Е.Петрова). Цель: научить продуктивно действовать в ситуациях новизны и неопределенности, опираясь на свой творческий потенциал; ориентироваться в быстро меняющихся обстоятельствах, принимать адекватные решения при неполноте исходных сведений для этого.
1 задание. "Приветствие". В двух шеренгах – по команде ведущего, двигаться навстречу друг другу и не вербально поприветствовать другого. После каждого контакта сдвинуть шеренгу на один шаг. В каждой новой пробе использовать новую форму приветствия.
2 задание. "Встреча руками". Встаньте напротив друг друга в паре или сядьте удобно так, чтобы ваши руки могли встретиться. Закройте глаза. По команде ведущего пусть ваши руки сначала найдут: 1) друг друга; 2) познакомятся; 3) проявят симпатию; 4) потанцуют; 5) подерутся; 6) помирятся; 7) попрощаются.
3 задание. "Групповая проекция". Группа вся целиком строит из себя групповую скульптуру: транспортное средство. Каждый человек, по очереди, выходит на середину, называет, какая он "деталь автомобиля". Затем пристраивается к уже существующим деталям. Конечно, автомобиль может выйти без колес и с тремя рулями, это вполне возможно. Пусть получившаяся фигура (транспортное средство) попробует двигаться, существовать в пространстве. После завершения эксперимента обсудить, кто какую функцию взял на себя, какие функции остались "невостребованными".
4 задание. "Африка". Участники группы представляют, что все они волшебным образом переместились в Африку, причем каждый стал либо животным,либорастением, либо элементом ландшафта. Далее система может спонтанно организоваться, и каждому участнику стоит попробовать в своей роли устроить свою жизнь наиболее подходящим образом. Задание выполняетсябезслов, в течение 5 – 7 минут.
5 задание. "Диалог между двумя частями тела". Работа в парах. Выберете две части своего тела – любимую и нелюбимую, организуйте диалог между этими частями.
6 задание. "Воспитатель". В парах один клиент, второй играет роль родителя (учителя, воспитателя). Задача первого этапа: лаской, уговорами, поглаживаниями заставить другого человека принять максимально компактную позу, все спрятать, принять более зажатую позу. После чего воспитатели меняются клиентами. Задача следующего "воспитателя" – как можно больше раскрыть, растопырить, клиента, чтобы он раскрыл ноги, руки, даже открыл рот, глаза, растопырил руки и вообще занял как можно больше места в пространстве.
7 задание. "Кукла". Один человек – кукла, второй – экспериментатор. Задача экспериментатора – исследовать возможности оперирования, обращения с телом куклы. Насколько далеко руки разводятся, насколько голова поворачивается. Кукла имеет право сказать "стоп". Задача – добиться от куклы "стоп", определить границы. Обсуждение нацелено на то, насколько был осторожен экспериментатор, боялся причинить боль или перейти границу, насколько была тревожна "кукла", говоря "стоп" раньше времени.
На 6 занятии было проведено внеклассное мероприятие на тему «Скажи наркотикам – Нет!». Обучающимся было дано задание подготовить плакаты на тему мероприятия, выучить и творчески обыграть стихотворение и сценку, подготовить видеоролик к занятию. Мероприятие проходило в форме беседы, ребята активно высказывали свою точку зрения по проблеме.
По окончанию проведения развивающей программы было проведено повторное исследование уровня креативного мышления обучающихся.
Так, в ходе анализа повторной диагностики по методике креативности Торренса были выявлены следующие результаты: показатель невербальной креативности увеличился на 11,3 %. Это говорит о том, что участники программы научились лучше анализировать полученную информацию, обобщать её, выделять главное и делать выводы. По результатам анализа повторной диагностики по методике «Диагностика вербальной креативности» С.Медника можно сделать вывод, что развивающая программа оказала положительное влияние. Показатель вербальной креативности в ней увеличился на 4,64%. Это говорит о том, что подростки, научились грамотней излагать свои мысли, стали предлагать больше новых нестандартных идей. По результатам анализа повторной диагностики по методике «Потребность в достижении» Ю.М.Орлова показатель увеличился на 6,47%. Это говорит о том, что у обучающихся появилось больше целей, идей, их желание стремления к успеху взрослого.
Из анализа результатов можно сделать вывод, что составленная программа помогла развить креативные способности обучающихся. Подростки стали более целеустремленными. Приобретенные и развитые в ходе программы качества помогут им проявить себя в различных сферах деятельности, помогут стать более успешнее и востребованными в обществом.
Успешное развитие креативности возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих его формированию. Педагогические условия эффективности процесса развития креативности у обучающихся во внеурочное время – это те обстоятельства и факторы, которые направляют педагогический процесс на достижение желаемого результата. К ним относят:
- Изменение роли обучающегося.
- Комфортная психологическая обстановка.
- Создание внутренней мотивации учения.
- Корректная педагогическая помощь ребенку.
- Сочетание разнообразных форм работы.
- Межпредметность.
- Создание ситуации успеха.
- Самостоятельность выполнения творческого задания.
- Разнообразие творческих заданий.
- Последовательность и системность в развитии творческих способностей обучающихся.
Эксперимент подтвердил эффективность процесса развития креативности у учащихся на внеклассных занятиях реализацией педагогических условий. Зафиксированная в ходе исследования положительная динамика развития креативности обучающихся является достаточным основанием для вывода об эффективности разработанной программы и педагогических условий в процессе внеурочной деятельности.