В современных условиях развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса.
Умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации, анализировать, сравнивать, выделять главное, структурировать полученные ранее знания, решать проблему, выбирать наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от условий, способность давать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в окружающий его мир. А насколько этими познавательными действиями овладели обучающиеся, показывают уроки обобщения. На этих уроках каждый ученик может проявить себя, выполняя задания разной трудности.
На уроках обобщения, в зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся использую разные методы и приемы. Результативно проходят уроки обобщения с использованием проблемных, эвристических вопросов, логических цепочек, организационно-мыслительных игр, составление схем-опор, таблиц, заданий «Найди пару», «Найди лишнее» и т.д. Использование данных методов способствует развитию умения извлекать нужную информацию, развитию творческого потенциала учащихся, их внимания, памяти, воображения и мышления. А это в свою очередь, способствует прочному усвоению учениками материала, что сказывается на результатах обучения и помогает мне проконтролировать степень его изученности.
При проведении уроков обобщения использую различные формы уроков: урок-соревнование, урок-семинар, урок-викторина. Такие уроки позволяют проводить закрепление и проверку материала легко и оживленно, способствуют установлению стойкого интереса к изучаемому предмету.
Для того, чтобы работа на таком уроке была еще более плодотворной составляю для учащихся индивидуальную «Карту урока», где записываются задания, выполняемые у доски всем классом, а также задания для парной и индивидуальной работы обучающихся на уроке. Это повышает индивидуальную скорость работы обучающихся на уроке, позволяет им проявлять инициативу при выполнении дополнительных заданий, а также повышает мотивацию.
В рамках республиканского семинара учителей химии и биологии мною проведен урок химии в 8 классе по теме «ТЭД. Реакции ионного обмена». На уроке обучающиеся выполняя разные задания, развивают умения устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы, заполняют таблицы, формируют умения осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.
На уроке химии по теме «Изменения, происходящие с веществом» учащимся были предложены практические задания на вероятность протекания химических реакций, включающее установление причинно-следственных связей между веществами и признаками реакций, были предложены задачи на применение полученных знаний в жизненной ситуации.
Урок обобщения в 7 классе по теме «Плоские, Круглые и Кольчатые черви» был проведен с использованием проектной технологии. В течение урока обучающиеся анализировали материал по классификации червей, особенностям строения, составляли памятки по профилактике заражения паразитическими червями, вспоминали терминологию, ответили на проблемный вопрос о дождевых червях. Итогом урока была большая стенгазета по пройденной теме.
На уроке ботаники по теме «Цветок. Опыление. Оплодотворение» перед учениками был поставлен проблемный вопрос: для чего необходим цветок растениям? И весь урок они выполняли задания, обобщали пройденный материал, чтобы ответить на этот вопрос.
На уроке по теме «Вегетативные органы растения» учащиеся работают с природным материалом, заполняют таблицу, подписывают строение органов растения. Выполняя задания, им приходится анализировать весь изученный материал, аргументировать свой выбор, помогать и проверять одноклассников.
Применяя в течение ряда лет в своей практике нетрадиционные уроки обобщения, я увидела насколько повышается эффективность обучения, изменяются взаимоотношения учителя и ученика. Такие уроки можно отнести к эмоциональным методам мотивации познавательной деятельности. На этих уроках раскрываются и активно участвуют в работе все ученики, так как им предлагается возможность выбора выполняемых заданий, помощь соседа по парте, не стандартность ситуации.
Список использованных источников
- Либеров А.Ю. Педагогическая технология формирования системы универсальных учебных действий [Текст] / А.Ю.Либеров // Биология в школе. - 2011. - № 5. - С. 23-27.
- Современные инновационные технологии http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh