Реализация творческих задатков и воспитание креативной личности является основополагающей задачей, начиная с дошкольного этапа образования. Немаловажную роль в формировании данных компетенций играют педагоги ДОУ, в частности и музыкальный руководитель. Привитие любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование чувства прекрасного через музыкальные произведения является его непосредственной деятельностью.
Исходя из того, что классическое музыкальное занятие состоит из музыкально-ритмических движений, распевания и пения, слушания музыки и музыкальных игр, иногда на развитие музыкальных способностей и творчество остается не так много времени. Таким образом, возникла необходимость привлечения новых форм и приёмов развития музыкальных способностей детей. У меня родилась идея: использовать постановку и проведение детских мюзиклов как нетрадиционную форму организации деятельности дошкольников.
Что такое мюзикл?
Мю́зикл — это музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография, сокращенная форма понятий мusical comedy (музыкальная комедия) и мusical play (музыкальная пьеса, музыкальное представление). Этот жанр - яркий, современный - не может оставить равнодушным ни взрослого, ни ребенка. Это всегда яркое зрелище, где много музыки, танцев, песен. Много красоты и радости. Для детей - участие в музыкальных спектаклях - это уникальная возможность реализовать сразу все свои творческие способности. Одновременно можно и петь, и танцевать, и играть! А еще, выступать в прекрасных ярких костюмах, играть на красивой сцене с современными декорациями и спецэффектами!
Я ставлю мюзикл с детьми в среднем три раза в год, поэтому использую эту форму работы не на каждом занятии, а только при подготовке к спектаклю, примерно 4 занятия в два – три месяца. На первых занятиях мы с детьми знакомимся со сказкой, лежащей в основе мюзикла, слушаем музыку, подбираем роли, разучиваем общие песни и танцы. А все индивидуальные номера разучиваю уже индивидуально. Готовый вариант мюзикла дети видят только на празднике, поэтому у них не теряется интерес.
В процессе подготовки детского мюзикла использую различные виды музыкальной деятельности, тем самым не нарушая основную структуру музыкального занятия. Но принципиально главным отличием мюзикла от классического музыкального занятия является развитие музыкального детского творчества, что является важнейшим фактором в формировании личности ребенка.
При работе над мюзиклом использую следующие виды деятельности: беседы на тему постановки, экскурсии на музыкальные спектакли, игровые виды деятельности, вокально – хоровую работу, слушание музыкальных произведений и создание его образа с использованием средств изобразительной деятельности: рисование героев представления, участие детей и родителей в изготовлении эскизов масок, костюмов, декораций.
В написании сценариев любых постановок я придерживаюсь правила «коллективного авторства»: творить нужно непременно всем вместе. Даже если это авторская идея, и один человек в состоянии быть и хореографом, и ответственным за вокал, и декоратором – все равно стоит обсудить это со всеми его участниками. Возможно, идеи режиссера кто-то разовьет, кто-то привнесет свое, а кто-то предложит что-то радикально иное. Уже после обсуждения я совмещаю одобренные идеи и составляю итоговый вариант.
При постановке мюзикла я веду работу с детьми в 3 направлениях:
музыкальное направление (вокально-хоровая деятельность):
- постановка и развитие детского певческого голоса;
- формирование вокально-исполнительных умений;
- подготовка вокального репертуара;
- разучивание и освоение вокальных партий;
- формирование певческого дыхания, интонации, дикции.
театральное направление (сценическая речь и актерское мастерство):
- развитие творческого воображения, фантазии;
- развитие внимания;
- раскрепощение ребенка;
- развитие речевого аппарата, четкой дикции;
- образность и эмоциональность подачи текста;
- культура поведения на сцене.
танцевальное направление:
- формирование чувства ритма;
- навыки исполнения основных танцев, движений, фигур;
- постановка корпуса, рук, головы, ног (управление собственным телом).
В начальный период работы детям дается возможность «пофантазировать, поиграть ролями», войти в образ, поимпровизировать. Иногда перед разучиванием мюзикла, я показываю детям небольшой фрагмент настоящего спектакля. Это вызывает огромный интерес.
При работе над спектаклями особое внимание уделяется одной из основных составляющих жанра - движению с одновременным исполнением песен. Песни персонажей подбираю удобные в исполнении и разучивании, написанные с учётом особенностей и возможностей детского голоса.
Работу над движениями и пластикой веду поэтапно. На первых занятиях мы с детьми все превращаемся то в одного героя, то в другого, вспоминаем их повадки, поведение. Для каждого персонажа подбираю музыку в жанре, соответствующем его характеру. Некоторые элементы рождаются в процессе совместной импровизации, причем дети многое могут подсказать сами.
Уже в процессе работы становится ясно, кому какие можно доверить роли. В отличие от музыкальной сказки в мюзикле каждый ребенок солист, не важно, какую роль он играет. В мюзикле нет главных и второстепенных ролей. Потому что каждый персонаж мюзикла это весомая, выразительная музыкальная и театральная линия.
Вариантов постановки мюзикла может быть несколько. Традиционный вариант, который я часто использую – спектакль с группой детей к любому празднику. Но также и интересно привлечение к участию в мюзикле взрослых (педагогов или родителей).
Некоторые логопедические технологии основаны на том, чтобы ребенок не проговаривал, а пропевал слова. Поэтому я использую мюзикл как форму работы и с детьми, имеющими речевые нарушения.
И, конечно же, большое значение имеет оформление спектакля. Декорации и костюмы изготавливаются совместно с педагогами и родителями артистов и без особого труда могут быть подготовлены в любом детском саду.
Когда дети участвуют сами в создании мюзикла, они полноправные участники, актеры. Сюжеты для постановки детских мюзиклов чаще всего беру из известных литературных произведений (сказок).
В нашем детском саду были поставлены такие мюзиклы: «Как избушка стала дворцом», «Бабочка», «Алиса в стране чудес», «Бременские музыканты», «Муха – цокотуха», «Снежная Королева», «Репка», «Дюймовочка», «В волшебной стране овощей», «Стрекоза и муравей».
У каждого ребенка в мюзикле есть своя роль, он является активным участником сказочного действия, а не просто пассивным зрителем. Это способствует развитию его коммуникации, творческой активности. Преодолевая страх перед публичным выступлением, ребенок ставит себя на место своего героя, действует в соответствии с его характером, общается с другими участниками мюзикла. Играя своего героя, выражая его эмоции, ребенок учится переживать собственные чувства и принимать их у других.
Как известно, человек запоминает наиболее эмоционально окрашенные моменты своей жизни. Играя в мюзикле, дети чувствуют себя настоящими артистами, слышат настоящие аплодисменты, получают удовольствие от удачно сыгранной роли. Я думаю, ребята надолго запомнят эти счастливые мгновения. Ведь даже я, хотя прошло уже много лет, до сих пор с теплотой в сердце вспоминаю о том, как играла в музыкальном театре «Кошкин дом».
Хочется привести цитату Василия Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». По нашему мнению, детский мюзикл содержит все эти компоненты.
Литература
1. Сорокина Н.А.«Театр, творчество, дети».
2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. – Вопросы психологии, 1996, № 6.
3. Мерзлякова С.И.«Волшебный мир театра» (для детей 5-7 лет).
4. Кирнарская Д.К. «10 причин учить ребенка музыке».
5. Радынова.О.П.«Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М. 2004 г.
6. Радынова О.П., А.И.Катинене. М.Л. Палавандишвили. Музыкальное воспитание дошкольников. - М. 1999 г.
7. Буренина А.И.«Ритмическая мозаика».
8. Википедия.