Пять секретов успешности в подготовке к дистанционному обучению

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство, Работа с родителями, Дополнительное образование, Профессия — педагог

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: дистанционное обучение


Секрет первый. Свобода выбора

Дистанционное обучение – это новые возможности в получении знаний. Учитель сам стремиться к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Меняется вокруг все, но он будет учиться, учиться и учиться. Существует огромное количество ценностей в этой жизни. Одни игнорируются, другим следуют, третьи презирают, четвертые стремятся открывать новое в своей деятельности. Но среди них есть одна, безоговорочная для каждого нормального человека, - свобода. Никто из нас не любит навязанных действия, чуждых решений, отсутствия выбора. И особенно не любят этого дети. Выстраивая работу обучающего им управляющего действия, где это возможно, необходимо предоставлять ребенку право выбора, который в свою очередь понимает, что право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор. Это учитель выполняет в рамках современной системы образования в рамках ФГОС. И работа в условии дистанционного обучения даёт такую свободу. И дети предлагают варианты, и учитель. На онлайн уроке предлагается выполнить много упражнений, которые могли быть предложены учителем ещё до урока, и ученики сами выбирают те из них, которые позволяют ответить на поставленный вопрос в начале урока и подготовить те задания, которые вызвали трудности. Это не выбор от простого к сложному, это выбор, где обучающийся сам определяется в своем решении. Вариативность и ответственность, и как итог, решение следующего задания с использованием полученных знаний.

Конечно, перечень примеров можно значительно расширить. Учитель стремится создать условия для свободного выбора. Он принимает выбор, он же продолжит или скорректирует его, но при этом ребенок изначально будет знать, что он сам сделал выбор, и он уважаем учителем, и его взаимоотношения с ним партнерские, а не авторитарные.

Секрет второй. Открытость

Сегодня школьник весьма ограниченно представляет границы своей информированности и уж совсем в тумане – границы познания наук. Откуда тогда взяться любознательности, без которой всякое обучение – лишь воспитание исполнителей. Не только давать знания, но еще и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за приделами урока. В работе с учениками важно не только и не столько дать ответы на перечень нестандартных вопросов, а именно выработать в голове ученика важность к познанию и саморазвитию, подтолкнуть к стремлению, накопить опыт решения нестандартных вопросов. Вот это и будет настоящее достояние! С этим багажом можно смело идти в жизнь. Образование – это айсберг, на вершине которого лишь минимум начального образования, а вот что скрыто, и есть та точка насыщения образованности, которая безгранична как буквально, так и в переносном смысле. Цифровое образование позволяет открыть ребенку «дверь» в безграничность, но фиксирует задачи учителя на этапе обучения в дистанционном режиме. Образование должно быть потребностью всю жизнь и осмысление этого приходит по той же схеме «от простого к сложному». Задачи, которые ребенок решает в школьной жизни, могут быть названы «закрытые», но в жизни ему предстоит решать задачи «открытые». Имеющие достаточно нечеткое допускающее варианты условие (как найти работу, как увеличить прибыль предприятия, уменьшить вероятность потери работы), разные пути решения, набор вероятных ответов. В этот промежуток – между задачами закрытыми и жизненными, открытыми – проваливается интерес учеников, и соответственно, наше образовательное усилие. В работе учитель стремиться включать творческие задачи: изобретательская задача, исследовательская задача, конструкторская задача, прогнозная задача, задача с достраиваемым условием, проектная задача.Творческое открытое мышление не развивается на закрытых задачах. Школа уже с первого класса создает условия для создания и решения этих задач, как в учебное время, так и во внеурочной деятельности. Главное, учитель стремиться к самообразованию и он «открыт к открытым задачам».

Секрет третий. Деятельность

Чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного старья на задворках интеллекта, ученик должен с ним работать. Пока проверкой знаний останется бойкий ответ - пересказ в режиме фонографа, пока изучение и повторение осуществляются в режиме заучивания, учитель работает в большой степени в холостом режиме. Со знаниями нужно работать. Что значит работать со знаниями? Это означает находить им применение, искать условия и границы применимости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и многое пробовать, т.е. не только «купить новую книгу», а и найти ту главную мысль, ради чего была написана книга». «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать», - говорил академик Александр Львович Минц. А Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность». Деятельность учителя и ученика в дистанционном обучении вносят новые условия в обучение. Отличные технические возможности увеличивают уровень успешности.

Секрет четвертый. Обратная связь

Для успешного урока учителю важно отследить такие параметры как настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания. Учитель не имеет «термометров для настроения» или «барометра понимания», но зато у него есть свой набор приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке. С помощью развитой системы приемов обратной связи выстраивается регулярный контроль процесса обучения. С учетом особенности класса в данный день и урок корректируется и вся подготовленная база для этого урока. Приходя в класс с «рюкзаком» идей порой можешь его и не открыт, а воспользоваться «дамской сумочкой», которую принесли дети. Видеть в процессе деятельностного метода обратную связь и самое главное «для чего это необходимо?» и «где применимо?» направляет учительский компас в направление решений «открытых» задач.

Секрет пятый. Сотрудничество

Любое действие характеризуется не только получаемой от него пользой, но и затратами – затратами сил, нервов, времени, денег… Идеальность действия тем выше, чем больше пользы и чем меньше затраты. Работая с данным классом в дистанционном формате некоторые приемы и технологии, применяемые ранее, в оффлайн уроке, были отброшены, несмотря на их полезность. Отброшены из-за низкой идеальности, т.е. слишком много сил потребовалось от учителя для своего воплощения, либо слишком редких качеств. Идеал работы – чтобы учитель не уставал, не вырабатывался при самой высокой эффективности своего труда! Да, это идеал, и многие, даже практически все учителя, согласятся с тем, что наш идеал, как и всякий другой идеал, недостижим. Но стремиться к нему полезно. Чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего и учителя. Сотрудничество на онлайн уроке происходит между учителем, учеником и его семьёй. Родители могут записать урок, могут разбирать задание в процессе урока и они видят все действия учителя. Родители в идеальном варианте продолжают обучение ученика после отключения от урока. При этом необходимы консультации для родителей.

На уроке, стремясь грамотно согласовывать содержание и формы обучения с интересами школьников, получаешь именно от них самих стремление. А что же дальше. Темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников необходимо учитывать, если целью работы учителя стоит успешность каждого ученика класса, их самообразованность и самореализация. Как итог работы – это активное вовлечение учеников в управлении своим коллективом и обучением друг друга. Хорошо организованная жизнь - это как сетка для страховки, благодаря ей, можно выделывать высоко под куполом более сложные элементы. Секреты успешности – это сеть. А результат – это хорошо организованный труд учителя, хорошо организованный класс, хорошо организованные знания. Нельзя птицу учить летать в клетке. Нельзя выращивать «творческий мускул», не вылетев на простор заданий «открытых» - допускающих разные подходы к решению, разную степень углубления в существо проблемы, разные варианты ответов.