Цели урока:
- образовательные: закрепление (отработка) практических умений и навыков применения производной к нахождению промежутков монотонности и экстремумов функции и построения графиков.
- развивающие: усиление практической направленности обучения; стимулирование активной мыслительной деятельности; развитие способности к анализу и обобщению; развитие логического мышления; формирование грамотной математической речи;
- воспитательные: воспитание познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения, культуры диалога, умения слушать; формирование навыков само- и взаимоконтроля; воспитание коммуникативной культуры, оценивать себя и своих товарищей; эстетическое формирование личности учащегося.
Тип урока: урок закрепления и отработки знаний, умений и навыков.
Оснащение урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, слайды с заданиями, карточки с заданиями (для каждого), практические задачи.
План урока
Этап занятия |
время |
Организационный момент |
3 мин |
Актуализация базовых знаний |
6 мин |
Закрепление изученного материала |
15 мин |
Физкультминутка |
2 мин |
Самостоятельная работа |
15 мин |
Подведение итогов занятия |
3 мин |
Оглашение задания на дом |
1 мин |
Структура урока
1. Организационный этап
Мотивация
Цель: концентрация внимания учащихся на значимости темы урока в предполагаемых будущих профессиях.
Форма проведения: Демонстрация моделей функциональных зависимостей.
Устная беседа с учащимися по вопросу значимости изучения темы применения производной к исследованию функций и построению их графиков.
Многие из вас планируют связать свою будущую профессиональную деятельность с программированием.
? Как вы считаете, за какой из этапов создания программных продуктов отвечает дисциплина математика?
1.Составление алгоритма.
2.Создание программного кода на языке программирования.
3. Тестирование.
Предполагаемый ответ: составление алгоритма
?А чтобы составить алгоритм, что необходимо знать?
Предполагаемый ответ: математическую модель и этапы вычислений(алгоритм)
?с какой математической моделью мы работаем?
Предполагаемый ответ: с производной функции
? что позволяет нам находить производная функции?
Предполагаемый ответ: производная функции позволяет исследовать функцию на монотонность и экстремумы и построить график функции на основе этих исследований
? А для чего необходимо проводить эти исследования?
Предполагаемый ответ: На практике многие закономерности задаются аналитически (формулой). Очень часто сталкиваются с ситуацией: функция задана формулой, требуется исследовать ее свойства и построить график.
Представляет практический интерес и другая задача «чтение» графиков: задан график, с помощью которого требуется перечислить основные свойства этой функции. Такие задачи часто встречаются в ходе экспериментальных исследований (график кардиограммы, прогноза погоды и т.д). Чтобы специалист правильно «прочел» график, необходимо создать программу, которая правильно бы преобразовала происходящие процессы в наглядные графические изображения.
Итак, тема урока: Применение производной к исследованию функций и построению графиков.
Цель урока формулируем совместно с учащимися.
Цель нашего с вами урока: закрепить (отработать) практические умения и навыки по применению производной для исследования функций на монотонность и экстремумы и построению графиков.
Сообщаю план работы на уроке и критерии (смайлики).
2. Входной контроль
Цель: актуализация базовых знаний, умений учащихся через устное решение заданий и фронтальный опрос для закрепления (отработки) пройденного материала.
Форма проведения: устное решение заданий и фронтальный опрос.
1) устное решение заданий (по очереди учащиеся вычисляют производные указанных функций и выбирают букву, соответствующую правильному ответу, из букв составляю фразу-высказывание, которое будет эпиграфом урока).
Эпиграф урока: “Величие — в способности мыслить” (Блез Паскаль, французский религиозный мыслитель, математик и физик, один из величайших умов 17 столетия, 19.06.1623 - 19.08.1662).
Фронтальный опрос (закончите предложение):
1.Производная функции - это………………
2.Исследовать функцию на монотонность – это значит………….
3.Если во всех точках открытого промежутка Х выполняется неравенство f '(x) ≥0, то функция y = f(x)………….на промежутке Х.
4. Если во всех точках открытого промежутка Х выполняется неравенство f '(x) ≤0, то функция y = f(x) ………….на промежутке Х.
5.Точки экстремума -…………..
6.Если функция y = f(x) имеет экстремум в точке х = х0, то в этой точке производная функции………….
7.Стационарные точки - это внутренние точки области определения функции, в которых ………………
8.Критические точки - это внутренние точки области определения функции, в которых………………….
9.Если в точке х0 ……………. меняет знак с , то х0 - точка…………….
10. Охарактеризуйте точку х0
3. Закрепление пройденного материала
Форма проведения: устное и письменное решение практических задач.
3.1. Устное решение практических задач по готовым чертежам (с использованием интерактивной доски)
Задание 1: На каком из рисунков производная функции в точке х0 равна 0? Не существует? Почему?
Какие из данных точек являются точками минимума? максимума? Почему?
Задание 2: По графикам производных установите:
1) количество промежутков возрастания (убывания),
2) их длины,
3) характер точек экстремума.
3.2. Письменное решение практических задач (с использованием интерактивной доски и документ-камеры)
Один учащийся выполняет задание 1 посредством документ-камеры
Задание 1: расположите шаги алгоритма в правильном порядке (шаги переставлены местами)
1. Найти область определения функции.
2. Найти стационарные и критические точки.
3. Отметить стационарные и критические точки на числовой прямой.
и определить знаки производной на получившихся промежутках.
4. Найти производную f '(x).
5. Сделать выводы о монотонности функции в ее точках экстремума.
Задание 2 (демонстрация письменного решения задания учащимся через документ-камеру):
Зависимость температуры от облачности в г. Курске задается функцией . Исследуйте функцию на монотонность и экстремумы и постройте (схематично) график.
4. Физкультминутка
5. Завершающий контроль
Цель: проверить уровень сформированности умений и навыков учащихся применения производной к исследованию функций на монотонность и экстремумы и построения графиков.
Форма проведения:
Самостоятельное решение задач по карточкам (2 варианта)
Алгоритм работы:
1. Самостоятельное решение практических задач.
2. Демонстрация учащимися (одним учащимся от каждого варианта) через документ-камеру решения задач с аргументацией полученных результатов.
3. Взаимопроверка выполненной работы.
1 вариант
1. Функция y = f(x) определена на промежутке (-7;7). На рисунке изображен график ее производной. Найти точку х0, в которой функция y = f(x) имеет минимум.
2. Дана функция . Найти промежутки монотонности функции и экстремумы функции
2 вариант
1. Функция y=f(x) определена на промежутке (-5;5). На рисунке изображен график ее производной. Найти точку х0, в которой функция y=f(x) имеет максимум.
2. Дана функция . Найти промежутки монотонности функции и экстремумы функции.
Критерии оценивания:
Задание №1-1 балл.
Задание №2: 5 баллов (по 1 баллу за каждый правильно выполненный пункт алгоритма исследования).
Максимальное количество баллов за работу: 6
- Оценка «5»-6 баллов
- Оценка «4»-5 баллов
- Оценка «3»-4 балла
- Оценка «2»-3 балла
Выставление оценок по итогам набранных смайлов
6. Рефлексия
Подведение итогов урока (что помогло усвоить материал, что мешало, что надо изменить, с каким настроением вы сегодня будете уходить с занятия, на сколько вы оцениваете сегодняшнее занятии («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»); наибольший отклик у меня вызвало…; раньше для меня было неизвестно, я не умела…, а сегодня я смогла…; самым важным на занятии сегодня я считаю…; я чувствовал себя на занятии…).
7. Домашнее задание
Найти промежутки монотонности функции и экстремумы функции, построить ее график: