Комплексный подход к развитию познавательных способностей у учащихся в начальной школе.

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2


Презентация

(слайд 1) Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован “не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебного предмета, необходимыми способами деятельности, умениями, навыками. Наличие познавательной активности – психологический фактор, который обеспечивает достижение целей обучения.

(Слайд 2) “Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств личности – познавательная активность” – Т.И.Шамова.

Факторы, формирующие познавательную активность учащихся можно выстроить в следующую цепочку: (Слайд 3)

Мотивы обуславливают познавательные интересы учащихся и их избирательность, самостоятельность учения, обеспечивают его активность на всех этапах.

Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы (потребность → интерес → мотив), все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов учащихся.

(Слайд 4) Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой виды деятельности.

(слайд 5) Почему одни люди легко решают сложные запутанные проблемы, а других даже простая житейская задачка ставит в тупик? Как научиться правильно оценивать ситуацию, чтобы всегда принимать верное решение? Какими качествами должен обладать человек, чтобы добиться жизненного успеха?

Познавательные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определенные навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению.

Эти качества обязательно потребуются ребенку, чтобы добиться успеха в жизни. (слайд 6) «Делайте себя сами сегодня и каждый день!» - вот основная идея специального курса «Развитие познавательных способностей» Курс рассчитан от 6 до 10 лет.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Задания направлены на развитие познавательных способностей.

(слайд 7) «Мозговая гимнастика» 2 мин. (упражнения направлены на улучшение  мозговой деятельности и профилактики нарушения зрения)

Предлагают упражнения «мозговой гимнастики».

(слайд 8) Разминка. (3-5 мин.) основной задачей  данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. В разминку включены достаточно легкие, способные вызвать интерес вопросы.

(слайд 9-10) Тренировка психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей: памяти, внимания, воображения, мышления(10 мин.) Задания, которые используются на этом этапе, не только способствуют развитию перечисленных качеств, но и позволяют углублять знания детей, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности.

(слайд 11) Логически-поисковые задания. На этом этапе задания из области математики будут перемежаться с заданиями из русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и др. Такие задания способствуют развитию гибкости мышления, заставляя находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затрудненной ситуации.

(слайд 12) Нестандартные задачи. Решение творческих задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово.

Работая с ребенком над заданиями, нужно вселять в него уверенность, развивать упорство в достижении цели (правильного решения), помогать ему почувствовать собственные успехи.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую, без знаний и развития познавательных способностей нельзя.

Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук. Поэтому одна из главных целей – развивать познавательные процессы.