Цель: актуализировать и восстановить умение выполнять синтаксический разбор сложного предложения.
Тип урока: комбинированный урок.
Планируемые образовательные результаты
- Предметные: знать порядок синтаксического разбора сложного предложения; уметь производить синтаксический разбор (устный и письменный) сложного предложения, составлять план сообщения на лингвистическую тему.
- Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений, навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений, навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
- Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
Методы и формы обучения: наблюдения над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная работа.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор.
Наглядно-демонстрационные материалы: презентация по теме урока, выполненная учителем.
Основные понятия: сложное предложение, союзное и бессоюзное сложное предложение.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Сегодня нам предстоит выполнить непростые задания, а это значит, что каждому пригодятся внимание, творчество, умение слушать и запоминать.
Итак, упражнение «Зоркий глаз» (слайд 1). Презентация
Предлагаю активизировать не только внимание, но и смекалку. Кто из вас любит смотреть мультфильмы?
- Представьте, что вы смотрите мультфильм.
Сначала на экран выбежали по одиночке слова: на, ветер, гулять, море, и, кораблик, бежать, в, волны, раздутый, паруса, себе, подгонять, он, на.
Видят слова, что никто не понимает, зачем они выбежали на экран. Попробовали распределиться по частям речи (каким?), потом объединились в две группы (какие?), но зачем они появились на экране, так и осталось непонятным.
Но вот кто-то невидимый начал их передвигать, соединять друг с другом, изменяя их форму и располагая в определенном порядке. И вот что получилось на экране:
Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет он бежит себе в волнах на раздутых парусах
- Что-то затрудняет чтение… Чего же не достает? Да, вы правы, нужны знаки препинания. Поставьте их, чтобы мы могли прочитать предложение быстро и осмысленно.
- Проследите, когда действует синтаксис, а когда на помощь приходит пунктуация.
2. Актуализация знаний
- Что можете сказать о предложении? Как отличить простое предложение от сложного? (Слайд 3) Схема.
- Упражнение «Ромашка»
- Какие предложения называются сложными?
- Как отличить сложное предложение от простого предложения?
- Какие предложения называются сложными бессоюзными?
- Как отличить сложносочинённое предложение от сложноподчинённого предложения?
- Как называются простые предложения в сложноподчинённом
- Расскажите о видах сложного предложения. Работа в парах.
- Проверим на практике. Карточки. Взаимопроверка.
- Что знаем? Что умеем? (Знаем о строении сложного предложения, умеем определять виды сложных предложений) Какую работу можем выполнять? Предположите, какую тему сегодня будем изучать.
3. Целеполагание
- Поставим перед собой цели (Слайд 4)
- Попробуем самостоятельно составить план разбора.
4. Работа с учебником
- Параграф 47, с.111.
- Сравните, что нового?
5. Практическая работа
- Синтаксический разбор предложения.
Волшебные сказки переносят нас в чудесный мир, где всегда побеждает добро.
- Самостоятельная работа с заданиями разного уровня. (Карточки)
- Составить рассказ о любимой пушкинской сказке, используя разные виды сложных предложений. (Правила работы в группе)
- Найти в тексте сложные предложения, выполнить синтаксический разбор 2 предложений.
- Выполнить синтаксический разбор 2 сложных предложений.
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Домашнее задание: найти в сказках Пушкина 3 сложных предложения, выписать, выполнить их синтаксический разбор.