Цель мероприятия: пропаганда здорового образа жизни и ценности своего здоровья среди сотрудников, профилактика профессионального выгорания.
Задачи:
- познакомить педагогов с понятием «психологическое здоровье»;
- провести экспресс-диагностику подверженности стрессу;
- определить приемлемые и эффективные методы сохранения психологического здоровья.
Необходимое оборудование и материалы: магнитофон, энергичная музыка, бланки теста на каждого участника, карандаши.
Ход практикума
- ЗДРАВСТВУЙТЕ, уважаемые коллеги! Мы с вами здороваемся каждый день, но не всегда задумываемся о смысле и значении этого слова…Для чего мы здороваемся? (ответы участников). Здороваясь, мы с вами желаем друг другу ЗДОРОВЬЯ)) Невольно вспоминается детский стихотворение:
- Здравствуйте! - ты скажешь человеку.
- Здравствуй! - улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Конечно, мы с вами здороваемся каждый день, но сегодня я вам предлагаю необычно поздороваться.
Цель упражнения: снятие мышечного напряжения, тренировка переключения внимания.
- Сейчас я включу музыку, а вы будете хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:
- 1 хлопок — здороваемся ладошкой;
- 2 хлопка — здороваемся плечом;
- 3 хлопка — здороваемся спинами.
Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.
- Ну вот мы и поздоровались с вами и пожелали друг другу здоровья.
А что же такое - здоровье? Как понять, здоров ли ты?
Здоровье - это не просто отсутствие болезней)) Это гармония физического и психологического состояния человека.
По каким признакам мы определяем свое физическое здоровье? (полноценное функционирование всех систем организма, ощущение хорошего самочувствия)
А по каким психологическое? (душевное равновесие, спокойствие, уверенность, уважение к себе, независимость, умение переживать неудачи, умение эффективно бороться со стрессом)
Истинно здоровый человек тот, кто ощущает себя в гармонии с душой и телом!
В современном мире трудно оставаться истинно здоровым человеком? Почему??? (мы постоянно сталкиваемся со стрессами)
Сегодня я хочу остановиться на одной из составляющих психологического здоровья - умение эффективно бороться со стрессом.
Проблематика стрессоустойчивости людей разных профессий давно интересовала психологов. Исследования ряда авторов показали, что существуют профессии, в которых человек со временем начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности и происходит это чаще … Как вы думаете у людей каких профессий? - у педагогов, психологов, воспитателей детских домов, социальных работников, специалистов сферы общения, т.е. людей социальных профессий, относящихся к системе «человек-человек»). Как вы думаете, что является главной причиной этого? – необходимость постоянных контактов с другими людьми.
Какие ещё причины, связанные с нашей профессией, могут приводить к стрессу? – напряженный рабочий день (более 40 рабочих часов в неделю), нехватка времени (большое количество заданий, которые нужно выполнить); неинтересная или нелюбимая работа; конфликт и непонимание в коллективе; конфликт с родителями и др.
По каким признакам вы поймете, что у вас стресс? Основные признаки стресса:
- физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, головные боли, головокружение, тики, хроническая усталость, частые простуды и т.д.);
- эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, ночные кошмары, раздражительность и т.д.);
- поведенческие (притопывание ногой или постукивание пальцем, потеря интереса к своему внешнему облику, постоянный поиск у себя различных заболеваний и т. д.).
Как вы считаете - как сильно подвержены стрессу вы? Предлагаю провести экспресс-тест и определить степень вашей стрессоустойчивости.
Бланк теста
Прочитайте каждое из утверждений и обведите ответ, который больше всего соответствует вашему поведению и состоянию. |
Обычно |
Иногда |
Редко |
Я легко раздражаюсь и обижаюсь. |
3 |
2 |
1 |
Я терпеть не могу проигрывать. |
3 |
2 |
1 |
Если кто-то нападает на меня или критикует, я злюсь, но не показываю своих чувств. |
3 |
2 |
1 |
Я страдаю от нетерпения, когда приходится стоять в очереди. |
3 |
2 |
1 |
Я могу взять на себя больше ответственности, хотя знаю, что буду чувствовать себя дискомфортно. |
3 |
2 |
1 |
Мне трудно обратиться за помощью, когда она мне требуется. |
3 |
2 |
1 |
Я прибегаю к лекарственным препаратам, чтобы снять стресс. |
3 |
2 |
1 |
Я обсуждаю проблемы с людьми, которым доверяю. |
1 |
2 |
3 |
Мне трудно извиниться, если я сделал ошибку. |
3 |
2 |
1 |
Я сильно переживаю и виню себя, если совершаю ошибку. |
3 |
2 |
1 |
Если другие задевают мои чувства, я даю им понять это. |
1 |
2 |
3 |
Я считаю, что отдаю друзьям больше, чем получаю от них. |
3 |
2 |
1 |
Я отвожу себе время для отдыха и получаю удовольствие от развлечений. |
1 |
2 |
3 |
Я нахожу время для ежедневных или почти ежедневных занятий физкультурой. |
1 |
2 |
3 |
Я часто смеюсь и улыбаюсь. |
1 |
2 |
3 |
Сложите баллы за свои ответы и посмотрите, к какой группе вы относитесь -
- 1 группа – 15-25 баллов: вы слабо подвержены стрессу;
- 2 группа – 26-35 баллов: вы умеренно подвержены стрессу;
- 3 группа – 36-45 баллов: вы сильно подвержены стрессу.
Итак, мы с вами выявили, насколько вы подвержены стрессу.
На самом деле стресс – это не всегда плохо…
Термин «стресс» ввел выдающийся канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году. Он определял стресс как неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование.
«Стресс – это обязательный компонент жизни» – отмечал Селье. Он писал о том, что стресс может не только понизить, но и повысить устойчивость организма к негативным факторам. В связи с этим он предложил различать собственно стресс (в переводе «напряжение»), как необходимый организму механизм преодоления неблагоприятных внешних воздействий (конструктивный стресс) и дистресс («истощение») как состояние безусловно вредное для здоровья, дезорганизующее нашу деятельность (деструктивный стресс).
Пример конструктивного стресса – спортсмен перед соревнованиями (испытывая стресс, показывает результаты, более высокие, чем на тренировках: например, наша сборная по футболу на нынешнем чемпионате). Приведите ещё пример конструктивного стресса (например, неожиданный приятный гость; экзамен в Перми на первую или высшую категорию). А теперь пример деструктивного стресса (это такого рода ситуации, когда стресс приводит к нервно-психическому истощению, человек чувствует себя «выжатым лимоном»).
Стресс сам по себе – вполне нормальная реакция, нужно стараться не допускать перехода стресса в дистресс. Таким образом, понимание природы стресса должно привести нас к выводу, что стремление избежать стрессов вообще – неверная стратегия поведения. И еще один вывод – стрессы как болезнь, бывает легче предотвратить, чем потом усиленно заниматься лечением.
Как можно научиться справляться со стрессом? Что сделать, чтобы его предотвратить? (предлагаю перевернуть бланк теста и написать 2-3 метода, которые по мнению участника более эффективны)
Методов борьбы со стрессом много.
1) Чтобы научиться бороться со стрессовыми состояниями, надо в первую очередь научиться расслабляться. Расслабление – это больше, чем просто сесть на диван и откинуться на спинку. Расслабление должно быть активным!
Так, например, из восточных единоборств к нам пришли три основных метода психоэмоционального восстановления: аутотренинг, медитация и релаксация.
Аутотренинг (АТ, аутогенная тренировка) – это техника самогипноза (самовнушения), позволяющая человеку самостоятельно снять нервное напряжение.
Медитация – это состояние глубокого сосредоточения на одном объекте. Такое состояние позволяет обрести душевный покой и равновесие.
Релаксация – произвольное состояние покоя, которое связано с частичным или полным мышечным расслаблением.
2) Качественный сон
Хронический недостаток сна приводит не только к стрессу, но и к повышению артериального давления (сколько должен в норме спать человек? – не менее 8 часов)
3) Физическая нагрузка
Физическая активность - это натуральный "убийца" стресса. Только обязательно проконсультируйтесь с врачом, прежде чем заниматься физическими упражнениями или каким-то видом спорта.
4) Прогулки на свежем воздухе. Пребывание на свежем воздухе рекомендуется всем без исключения. Поэтому сделайте себе привычкой ежедневно в течении часа ходить по улицам родного города. А еще лучше совершать прогулки в лесу или парке. Можно совместить с прогулками с животными, общением с детьми (внуками) или друзьями.
5) Найдите себе увлечение
Любимое хобби – замечательная профилактика стресса. Поэтому спросите себя: Что мне нравится делать?» Возможно, писать стихи, готовить кулинарные шедевры или изучать психологию.
6) Вода – лучший способ снятия отрицательных эмоций (вариантов множество: душ, ванна, баня, сауна, мытье пола или посуды руками).
7) Освобождайтесь от отрицательных эмоций
Подавленные эмоции усиливают стресс и могут привести к депрессии. Поэтому давайте им выход. Естественно, что делать это нужно позитивным способом. Так, чтоб не причинить вред окружающим. Например, поколотить подушку (но не в коем случае не ту, на которой спите) или спортивную грушу.
Как один из способов снятия мышечного напряжения, предлагаю вам поиграть в игру «Снежки».
Участники делятся на две команды (рассчитаться на 1 и 2). На полу проводится линия, делящая помещение пополам (или кладется шнурок), каждая команда располагается в своей половине помещения. Каждый участник делает себе из бумаги 4 «снежка». По команде ведущего начинается игра, задача которой — перебросить как можно больше «снежков» на сторону противоположной команды. Продолжительность тура 1-2 минуты, выигрывает та команда, на чьей территории по окончании этого времени оказалось меньше «снежков».
Рефлексия: участники садятся в круг и каждый высказывает свои эмоции и называет один самый эффективный (по их мнению) способ снятия стресса (тем которым пользуется или будет пользоваться).