ВПР как инструмент внутренней системы оценки качества образования

Разделы: Общепедагогические технологии

Класс: 7

Ключевые слова: ВПР, оценка качества образования


Разделы: Обще педагогические технологии, иностранные языки.

Класс: 5-11.

“Самая большая радость для учителя, когда похвалят его ученика.”
(Шарлотта Бронте (1816–1855) английская писательница)

Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования в Российской Федерации. Измерение учебных достижений учащихся необходимо не только для целей мониторинга, но и для повышения качества образования. Процедуры оценки действительно обеспечивают повышение качества образования, но только в том случае, когда результаты оценочных процедур используются для принятия каких-то решений. Результаты оценочных процедур используются для решения задач, отражённых в основной образовательной программе школы, а также в целях повышения эффективности деятельности всего коллектива.

Сегодня в системе образования формируется комплексная система оценки качества образования, включающая ОГЭ, ЕГЭ, национальные и международные исследования качества образования, исследования компетенций учителей, а так же Всероссийские проверочные работы или ВПР.

ВПР - это комплексный проект в области оценки качества образования, направленный на развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации, мониторинг введения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), формирование единых ориентиров в оценке результатов обучения, единых стандартизированных подходов к оцениванию образовательных достижений обучающихся.)

Всероссийская проверочная работа — это контрольная работа, проводимая по всей России. Указанные цели достигаются за счет проведения ВПР в единое время по единым комплектам заданий, а также за счет использования единых для всей страны критериев оценивания.

Изначально ВПР задумывались для добровольной проверки знаний школьников. Первые ВПР были написаны в 2015 году, а с 2016 года ВПР проводятся регулярно.

ВПР регулируется приказом Минобрнауки РФ от 27 января 2017 года № 69 «О проведении мониторинга качества образования» Это – самое молодое из мониторинговых исследований в образовании. Ему всего лишь 3 года.

Задания ВПР составляются в Федеральном институте педагогических измерений (ФИПИ) с учетом ФГОС, кроме того ориентиром являются задания сравнительного международного исследования PISA. Вопросы PISA ориентированы на практическое применение школьных знаний в реальных ситуациях. К этой международной «планке» стремятся и российские специалисты, разрабатывающие задания для ВПР.

Впрочем, в варианты Всероссийских проверочных работ для старших классов включены и традиционные задания, которые встречаются в демоверсиях ОГЭ и ЕГЭ.

Все демоверсии заданий можно посмотреть на официальном сайте ВПР — ФИОКО.

К сведению, на сайте педсовет.ру был проведен опрос учителей, и на вопрос, кто должен составлять задания, большинство ответило, что это должны делать учителя.

На вопрос нужен ли ВПР? Коллеги ответили следующим образом: 34% да, но в другом виде, 23% не нужны 21% - да, безусловно. Какие проблемы создает ВПР? 40% ответили: создание стрессовых ситуаций.

Участники исследования так же отметили, что ВПР приводит к перегрузке учителей, пустой трате времени, ориентации на отчетность, а не на учебный процесс.

Что необходимо выполнять, чтобы ученик успешно выполнил ВПР? 43% ответили: нужно выполнять ВПР на уроках, 41% ответили, что нужно больше работать учителю.

Что должно быть сделано по итогам ВПР? Ответ 60% коллег - принять во внимание при разработке материалов.

Действительно, никаких кардинальных мер. И ведь даже в журнале эти результаты не отразить.

Результаты ВПР не могут учитываться как результат учебных достижений школьников, не выставляются в журналы, не учитываются при проведении промежуточной и итоговой аттестациях. ВПР являются внешними процедурами ОКО (оценки качества образования).

На сайте нашей гимназии среди прочих локальных нормативных актов разместили Положение о внутренней системе оценки качества образования, к нему имеется дополнение, в котором сказано, что результаты ВПР засчитываются в качестве диагностической работы, для оценки индивидуальных достижений обучающихся по соответствующему предмету, что оценки по результатам ВПР в классные журналы не выставляются, мероприятие проводится в качестве урока по обобщению изученного материала.

Как выставляются оценки ВПР?

Оценки за ВПР выставляются каждому школьнику по особой шкале, разработанной Рособрнадзором РФ. В нашей гимназии форма оценивания по 5-бальной шкале определена локальным нормативными актами — «Положением о системе критериального оценивания, формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и итоговой оценке обучающихся» и «Положением о системе контроля и оценивания образовательных достижений обучающихся» Поэтому полученные баллы ВПР переводятся в школьные отметки по 5-балльной шкале. Эти результаты вносятся в электронную форму и не позднее чем через двое суток загружаются через личный кабинет школы на портале ВПР.

А дальше? А далее результаты Всероссийской проверочной работы можно обсудить в классе (вместе с разбором заданий) или проанализировать вместе с коллегами в школе.

Проблема в том, что если оценка не ставится в журнал, то есть риск, что у обучающихся пропадет стремление успешно написать ВПР.

А между тем, наша внутренняя система оценки качества направлена на обеспечение соответствия процедурам внешней оценки качества образования. (из локального Положения о внутренней системе оценки качества образования)

Как же можно внедрить внешнюю процедуру ВПР во внутреннюю систему оценки качества образования? Нужен некий симбиоз этих двух процедур.

Наши учителя английского языка нашли такой выход, к примеру, в 7 классе в рабочей программе в тематическом планировании в конце каждой четверти предусмотрен контроль в форме устного говорения. Мы включили в КИМ для 7 класса в устной части контрольной работы 3-е задание из ВПР (описание фотографии по плану). Оценивается устная часть по тем же критериям, что предусмотрены в ВПР. При этом оценки вносятся в журнал, и у обучающихся нарабатывается навык описания фотографии по плану, данному в задании. То есть подготовка к ВПР происходит непринужденно, не методом натаскивания.

Если вернуться на официальный сайт ВПР ФИОКО в описании — аннотации к каждой демо версии ВПР в самом конце мы видим такую рекомендацию «Специальная подготовка к проверочной работе не требуется»

То есть сам Рособрнадзор,НЕ рекомендует учителям:

- специально готовить класс к выполнению зданий ВПР,

- делать это во время каникул или после уроков,

- ставить оценки за федеральную контрольную в журнал,

- избегать элементов натаскивания на задания ВПР.

По логике ВПР - это инструмент диагностики качества обученности, поэтому готовиться к ней специально представляется бессмысленным, однако это не умаляет стресс, который испытывают все участники ВПР.

В целом, можно сказать, что ВПР — это экзамен не столько для детей, сколько для учителей. Рособрнадзор таким образом проверяет качество преподавания тех или иных предметов. Педагоги получат отчет о пробелах в знаниях учеников и поймут, на какие аспекты стоит обратить особое внимание. А если результаты высоки — это станет отличным подспорьем и мотивацией не только для обучающихся, но и для учителя!

И не стоит забывать главную особенность ВПР в том, что она комплексно позволяет взглянуть на результаты образования: оцениваются не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты. Основная цель ВПР: своевременная диагностика уровня достижения образовательных результатов.

Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что использование результатов оценочных процедур позволяет администрации школы:

- разработать и внедрить программы повышения эффективности преподавания и обучения, внести изменения в основную образовательную программу;

- определить узкие места деятельности пед коллектива и разработать соответствующие рекомендации для каждого педагога;

- выявить наименее подготовленных учащихся в целях предоставления им необходимой помощи;

- оказать соответствующую ресурсную, организационную и методическую поддержки неэффективно работающим учителям;

- иметь независимую оценку деятельности отдельного педагога, группы педагогов для организации работы с педкадрами.

Педагоги же используют результаты оценочных процедур для корректировки своих рабочих программ, обучающиеся и их родители - получают рекомендации по формированию индивидуального учебного плана, внесению изменений в индивидуальный учебный план. Именно такая слаженная работа по использованию результатов оценочных процедур всеми участниками образовательного процесса и приводит к ежегодному повышению качества образования в школе.