Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на примере темы «Сера, ее физические и химические свойства»

Разделы: Химия

Класс: 9

Ключевые слова: ФГОС, химия, неорганическая химия, Сера – физические и химические свойства


Класс: 9.

Продолжительность учебного занятия: 45 мин.

Тип урока: урок – изучение нового материала.

Форма урока: групповая или парная.

Цель урока: Формирование УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) учащихся через их включение в работу с текстом по теме «Сера, ее физические и химические свойства».

Главная дидактическая цель урока: создание условий для решения учебных проблем, формирование системных знаний, развитие у школьников мотивации к учению.

Задачи урока:

I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения.

  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир.
  • Развитие навыков сотрудничества.
  • Воспитание доброжелательного отношения учащихся друг к другу.

II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.

  • Познавательные: Развитие познавательной активности, навыков работы с информацией (текстом): формирование умения собирать, систематизировать, анализировать, применять данную информацию.
  • Регулятивные: Формирование умения ставить вопрос, планировать, контролировать и оценивать учебные действия, направленные на поиск ответа; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Коммуникативные: Формирование умения работать в паре или группе, умение коротко, ясно и интересно излагать свою точку зрения и доказательно отстаивать её, грамотно презентовать проделанную работу.

III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения.

  • Освоение доступных способов изучения объекта (наблюдение, сравнение, классификация и др.) с получением информации из разных источников. Систематизация и обобщение знаний, особенностей строения атомов неметаллов на примере серы, свойств простых веществ, а также соединений серы.
  • Закрепление понимания зависимости физических свойств от типа кристаллической решетки, химических свойств от строения атома и степени окисления элемента, применения - от свойств.
  • Совершенствование навыков составления уравнений химических, электронного баланса ОВР, наблюдения химического эксперимента.
  • Изучение полученной информации.

Средства обучения и оборудование:

  • Учебник «Химия» 9 класс О.С. Габриелян;
  • Химия. Справочные материалы;
  • тексты с дополнительной информацией;
  • оценочные листы.

Технологическая карта урока

Ход урока

1. Стадия вызова

На данном этапе учитель создает условия для формулировки темы урока учащимися посредством изложения исторического материала познавательного характера или загадки. Около 680 г.н.э. в морском бою против арабов византийцы впервые применили новое ужасное оружие – «греческий огонь». Галеры византийцев выбрасывали на неприятельские суда заранее подожженную смесь из «пифонов» - установок, подобных огнеметам. Суда пылали как факелы, а огонь нельзя было потушить водой. Смесь горела на морских волнах, прилипала к корпусам судов и одежде людей. В 941 г. под стенами Царьграда «греческим огнем» был уничтожен флот киевского князя Игоря. В состав «греческого огня» входили битум или нефть, а также неметалл Э. Этот неметалл на воздухе горит красивым сине-голубым пламенем, выделяя удушливый и едкий газ. Назовите неметалл Э.

Ответ: Э – сера.

Альтернативный вариант - загадка: «Возьмите первый слог названия «лунного элемента» и прибавьте к нему первый слог радиоактивного металла, открытого супругами Кюри 26 декабря 1898 года. Вы получите название элемента, производного от древнеиндийского слова, обозначающего светло-желтый цвет». (Сера).

Затем предлагает задание на выбор верных и ложных высказываний.

  • У серы может быть 6 валентных электронов.
  • Сера белого цвета.
  • Для серы характерна аллотропия.
  • Она хорошо растворима в воде.
  • Сера была известна еще с древних времен.
  • Серу применяют в медицине.
  • Сера проявляет как окислительные, так и восстановительные свойства.

2. Стадия осмысления новой информации

На данном этапе предусмотрена самостоятельная работа с новой информацией. Для ее реализации учащимся предлагаетсяизучить текст и в процессе работы на полях сделать следующие пометки:

v уже знал
+ новая информация,
! очень ценная информация,
? не очень понятно,
- думал иначе

После маркировки текста необходимо заполнить таблицу на основе изученного материала.

 

Уже знал

Новая информация

Очень ценная информация

Не очень понятно

Думал иначе

1.Положение серы в П.С. Д.И.Менделеева
2.Строение и свойства атомов.
3.Сера – простое вещество
4.Химические свойства серы.
5.Сера в природе
6.Применение серы

 

 

 

 

 

3. Стадия рефлексии

Ключевым моментом данной стадии является возврат к высказываниям, предложенным на стадии «вызова» и последующая их корректировка с учетом новой информации, полученной в ходе изучения текста. С целью структурной организации информации в памяти, организуется работа в парах, совместная работа класса, в процессе которой учащиеся обсуждают полученные данные, сложные вопросы, аргументируя свою точку зрения цитатами из текста. Знания, полученные после корректировки, учащиеся фиксируют в тетради.

4. Домашнее задание

Творческое задание: В 79 г.н.э. в Италии произошло извержение вулкана Везувия. Лава залила соседние города Помпеи, Геркуланум и Стабию и законсервировала их на века. При этом погибло 2 тысячи жителей. Это произошло так быстро, что многие из них не успели даже покинуть свои дома. Одной из причин гибели людей стало удушающее действие сернистого газа и сероводорода, обильно выделявшиеся из жерла вулкана.

Что произошло с точки зрения химии? Напишите уравнения реакций. 

Используемая литература

  1. Габриелян О.С. Учебник «Химия». 9 класс. – М.: Дрофа, 2011.
  2. Кузнецова Н.Е. Учебник «Химия». 9класс. – М.: Вентана-Граф, 2003.
  3. Маркина И.В. Современный урок химии. – Ярославль: Академия развития, 2008.
  4. Шелинский Г.И. Учебник «Химия». 9класс. – С-П.: Спец. литература, 2000.
  5. Мастер-класс учителя химии. – М.: Планета, 2010.
  6. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011.