Класс: 9.
Продолжительность учебного занятия: 45 мин.
Тип урока: урок – изучение нового материала.
Форма урока: групповая или парная.
Цель урока: Формирование УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) учащихся через их включение в работу с текстом по теме «Сера, ее физические и химические свойства».
Главная дидактическая цель урока: создание условий для решения учебных проблем, формирование системных знаний, развитие у школьников мотивации к учению.
Задачи урока:
I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир.
- Развитие навыков сотрудничества.
- Воспитание доброжелательного отношения учащихся друг к другу.
II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.
- Познавательные: Развитие познавательной активности, навыков работы с информацией (текстом): формирование умения собирать, систематизировать, анализировать, применять данную информацию.
- Регулятивные: Формирование умения ставить вопрос, планировать, контролировать и оценивать учебные действия, направленные на поиск ответа; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Коммуникативные: Формирование умения работать в паре или группе, умение коротко, ясно и интересно излагать свою точку зрения и доказательно отстаивать её, грамотно презентовать проделанную работу.
III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения.
- Освоение доступных способов изучения объекта (наблюдение, сравнение, классификация и др.) с получением информации из разных источников. Систематизация и обобщение знаний, особенностей строения атомов неметаллов на примере серы, свойств простых веществ, а также соединений серы.
- Закрепление понимания зависимости физических свойств от типа кристаллической решетки, химических свойств от строения атома и степени окисления элемента, применения - от свойств.
- Совершенствование навыков составления уравнений химических, электронного баланса ОВР, наблюдения химического эксперимента.
- Изучение полученной информации.
Средства обучения и оборудование:
- Учебник «Химия» 9 класс О.С. Габриелян;
- Химия. Справочные материалы;
- тексты с дополнительной информацией;
- оценочные листы.
Ход урока
1. Стадия вызова
На данном этапе учитель создает условия для формулировки темы урока учащимися посредством изложения исторического материала познавательного характера или загадки. Около 680 г.н.э. в морском бою против арабов византийцы впервые применили новое ужасное оружие – «греческий огонь». Галеры византийцев выбрасывали на неприятельские суда заранее подожженную смесь из «пифонов» - установок, подобных огнеметам. Суда пылали как факелы, а огонь нельзя было потушить водой. Смесь горела на морских волнах, прилипала к корпусам судов и одежде людей. В 941 г. под стенами Царьграда «греческим огнем» был уничтожен флот киевского князя Игоря. В состав «греческого огня» входили битум или нефть, а также неметалл Э. Этот неметалл на воздухе горит красивым сине-голубым пламенем, выделяя удушливый и едкий газ. Назовите неметалл Э.
Ответ: Э – сера.
Альтернативный вариант - загадка: «Возьмите первый слог названия «лунного элемента» и прибавьте к нему первый слог радиоактивного металла, открытого супругами Кюри 26 декабря 1898 года. Вы получите название элемента, производного от древнеиндийского слова, обозначающего светло-желтый цвет». (Сера).
Затем предлагает задание на выбор верных и ложных высказываний.
- У серы может быть 6 валентных электронов.
- Сера белого цвета.
- Для серы характерна аллотропия.
- Она хорошо растворима в воде.
- Сера была известна еще с древних времен.
- Серу применяют в медицине.
- Сера проявляет как окислительные, так и восстановительные свойства.
2. Стадия осмысления новой информации
На данном этапе предусмотрена самостоятельная работа с новой информацией. Для ее реализации учащимся предлагаетсяизучить текст и в процессе работы на полях сделать следующие пометки:
v уже знал
+ новая информация,
! очень ценная информация,
? не очень понятно,
- думал иначе
После маркировки текста необходимо заполнить таблицу на основе изученного материала.
|
Уже знал |
Новая информация |
Очень ценная информация |
Не очень понятно |
Думал иначе |
1.Положение серы в П.С. Д.И.Менделеева |
|
|
|
|
|
3. Стадия рефлексии
Ключевым моментом данной стадии является возврат к высказываниям, предложенным на стадии «вызова» и последующая их корректировка с учетом новой информации, полученной в ходе изучения текста. С целью структурной организации информации в памяти, организуется работа в парах, совместная работа класса, в процессе которой учащиеся обсуждают полученные данные, сложные вопросы, аргументируя свою точку зрения цитатами из текста. Знания, полученные после корректировки, учащиеся фиксируют в тетради.
4. Домашнее задание
Творческое задание: В 79 г.н.э. в Италии произошло извержение вулкана Везувия. Лава залила соседние города Помпеи, Геркуланум и Стабию и законсервировала их на века. При этом погибло 2 тысячи жителей. Это произошло так быстро, что многие из них не успели даже покинуть свои дома. Одной из причин гибели людей стало удушающее действие сернистого газа и сероводорода, обильно выделявшиеся из жерла вулкана.
Что произошло с точки зрения химии? Напишите уравнения реакций.
Используемая литература
- Габриелян О.С. Учебник «Химия». 9 класс. – М.: Дрофа, 2011.
- Кузнецова Н.Е. Учебник «Химия». 9класс. – М.: Вентана-Граф, 2003.
- Маркина И.В. Современный урок химии. – Ярославль: Академия развития, 2008.
- Шелинский Г.И. Учебник «Химия». 9класс. – С-П.: Спец. литература, 2000.
- Мастер-класс учителя химии. – М.: Планета, 2010.
- Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011.