Здоровьесберегающие технологии как средство повышения качества эффективности образовательного процесса в рамках реализации ФГОС

Разделы: Работа с дошкольниками

Ключевые слова: ФГОС, здоровьесберегающая технология


Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является забота о здоровье детей. Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Сегодня основной целью физического образования является обеспечение гармоничного развития личности с высокой умственной, физической и социальной активностью.

Здоровье давно перестало быть личным делом человека и стало категорией социальной и экономической. Государство закрепило в законе «Об образовании» приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека. По мнению специалистов-медиков 75% всех болезней человека заложено в детские годы. На сегодняшний день, практически здоровые дети составляют 1–4% от всего детского населения.

От чего зависит здоровье человека? Оказалось, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то 20% зависит от наследственных факторов, 20% от условий внешней среды, 10% - от деятельности системы здравоохранения. А что же остальные 50%? Они зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Научить детей осознанно относиться к своему здоровью является актуальной проблемой нашего времени, а его главные пороки – накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, гиподинамия, снижение качества жизни, неблагополучная экологическая обстановка, низкий уровень валеологического образования родителей, несформированность потребности в здоровом образе жизни. И влиять на решение этой проблемы должны педагоги.

В связи с этим возрастает роль физической культуры и внедрение в работу педагогов здоровье сберегающих технологий и ее, ведущих учебно-воспитательных задач: физического благополучия, высокой надежности организма в целом и отдельных его систем, стремления приобрести хороший уровень физической работоспособности, большой жизненный потенциал с максимальным накоплением двигательного опыта.

Как отечественные, так и зарубежные ученые все чаще говорят о наличии отклонений в развитии органа зрения детей. Анализ состояния зрения населения нашей планеты в настоящее время вызывает у многих офтальмологов разных стран тревогу из-за возрастающего количества детей, подверженных глазным заболеваниям. По данным Всемирной организации здравоохранения, детскому населению наряду с другими заболеваниями угрожает потеря зрения. Связано это с общей тенденцией ухудшения здоровья детей и обострением проблем социальной экологии.

Дети, которые посещают наше образовательное учреждение, имеют следующие глазные патологии:

  • миопия или близорукость – это снижение зрения, ребенок видит все, как в тумане;
  • гиперметропия или дальнозоркость. При дальнозоркости зрительная работа на близком расстоянии затруднена, появляется «нечеткость», «неясность», ребенок старается отодвинуться;
  • амблиопия или «ленивый глаз» – это снижение зрения обоих или одного глаза (осложнения дальнозоркости). Ребенок работает, немного повернув голову на бок, стараясь задействовать лучше видящий глаз;
  • косоглазие – отклонение глазного яблока в ту или иную сторону. У наших детей чаще встречаются содружественное косоглазие - сходящееся (глаз отклоняется к носу) и расходящееся (глаз отклоняется к виску);
  • астигматизм – сочетание в одном глазу двух патологий, например, гиперметропия и миопия.

Одной из важнейших задач физического воспитания таких детей является коррекция двигательных недостатков, возникших в результате нарушения зрения. У детей с нарушением зрения, как правило, отмечается отставание в физическом развитии: росте, массе тела, жизненной емкости легких, объеме грудной клетки и других показателях. У всех есть нарушения осанки (плоскостопие, искривление позвоночника). Более выраженное отставание у детей встречается в формировании двигательных качеств: в прыжках с места, метании мяча в цель или на дальность, координации и точности движений, что связано с пространственно-ориентировочной деятельностью.

Слабовидение отрицательно сказывается на развитии быстроты движений. У детей иногда бывает заторможенность, головокружение, тошнота, может быть двоение, затуманивание зрения, из-за недостаточности зрительного контроля и анализа за движением наблюдается снижение двигательной активности, что приводит к сложностям формирования основных параметров в ходьбе и, прежде всего, сохранения и прямолинейности движения. Нарушения эти связаны с сужением поля обзора из-за выключения одного глаза из акта зрения в период окклюзии (заслонки) при косоглазии. Качество ходьбы характеризуется большой неустойчивостью, неуверенностью. Описанные затруднения также вызваны тем, что при ходьбе ребенку приходится решать сразу несколько задач: правильно ориентироваться в пространстве, сохранять равновесие в движении (осанка, координация рук и ног), удерживание тела в определенном положении. При решении этих задач нормально видящий ребенок опирается на зрительно-двигательное восприятие, на имеющийся двигательный опыт, что позволяет ему точно и правильно совершать движения. Ребенок же с нарушением зрения оказывается в сложных ситуациях, когда он опирается на неполноценное зрение, а процесс развития движений находится еще на стадии становления и потому непрочен. Ребенок, двигаясь, делает много движений (оступается со шнура на пол, останавливается, исправляя ошибку, возвращается в прежнее исходное положение, осматривает место, где он находился, начинает движение сначала, отказывается выполнять).

Работая с такими детьми, мы столкнулись со следующими проблемами:

  • несформированность основ знаний у детей о потребности в здоровом образе жизни;
  • 97% детей с нарушением зрения, посещающих наше образовательное учреждение, имеют деформацию опорно-двигательного аппарата;
  • не активная роль родителей в физическом воспитании детей;
  • недостаточное количество современного оборудования и атрибутов в спортивном зале для коррекционных упражнений;
  • вот уже несколько лет в образовательном учреждении для детей дошкольного возраста нет инструктора по физической культуре.

Стараясь решить данные проблемы, используем разные формы физического развития и оздоровления детей: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, закаливание, игры на свежем воздухе.

В целях повышения эмоциональности занятий, стараемся разработать новые необычные комплексы упражнений, используем элементы из просмотренных спортивных телепередач. Тесно взаимодействуем с медицинским персоналом, который осуществляет контроль за интенсивностью нагрузки с учетом возраста и физического развития ребенка, а облегченная единая спортивная форма (белая майка, темные шорты), в которой занимаются дошкольники, дисциплинирует и помогает само организоваться.

Постоянно внедряем в режим двигательной активности детей нетрадиционные формы оздоровления и физического развития, а также здоровье сберегающие технологии, как средство повышения качества эффективности образовательного процесса в рамках реализации ФГОС:

  • психогимнастику, релаксацию по методике М.И.Чистяковой;
  • стрейчинг – систему упражнений, способствующих повышению эластичности мышц, развитию гибкости, стимулирующих организм к росту и развитию, а также с целью профилактики травм;
  • дыхательную гимнастику, обучающую детей технике правильного дыхания (дыхание через нос, с закрытым ртом, глубокий вдох, продолжительный выдох с проговариванием звуков), с использованием различных атрибутов;
  • пальчиковые игры для рук и ног (развитие мелкой моторики, с использованием художественного слова);
  • самомассаж (точечный массаж лица, рук, ног, массаж спины друг другу с использованием мячиков-ежиков, палочек-каталочек);
  • цветотерапию (красный цвет, для активизации физиологических процессов; зеленый цвет, для снятия общего напряжения организма);
  • смехотерапию (создаем ситуации для эмоционального выплеска, используем звуковые игрушки: мешочек смеха, смешарики);
  • психомышечную тренировку (контраст напряжения и расслабления мышц, контролируемое дыхание и использование самовнушения);
  • коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата (укрепление мышц спины, живота, развитие гибкости и подвижности позвоночника);
  • профилактику плоскостопия (ходьба по «дорожкам здоровья», собирание пальцами ног мелких предметов);
  • закаливание (регулярный режим проветривания и влажная уборка, облегченная спортивная форма, весьма эффективный и, можно сказать исторически проверенный способ закаливания - босоножье);
  • коррекционные упражнения для глаз.

Используем различные коррекционные паузы для тренировки абмлиопичного глаза: применение на занятиях ярких предметов и атрибутов; обучение детей перестроению и передвижению в пространстве с использованием цветовых и световых ориентиров.

Для формирования бинокулярного зрения применяем: игры и упражнения на меткость; подвижные игры типа: минибоулинг, «серсо», «найди свой домик», а также элементы волейбола и баскетбола.

Для развития прослеживающих способностей глаз используем: обучение детей ходьбе по шнуру, скамье; прямым, ломаным, зигзагообразным дорожкам; между предметами, при этом прослеживать взором свой путь.

Для развития слухового восприятия проводим игры и упражнения с озвученными предметами: погремушками, звуковыми мячами, колокольчиком, бубном.

Обязательным компонентом физкультурных занятий и уроков считаем глазодвигательную гимнастику (зрительные метки на стенах и окнах, «конвергенс-тренер», упражнения с ракетками, зрительная пауза с зеркалом и фонариком); виброгимнастику (с проговариванием звуков лежа с закрытыми глазами); гимнастику для снятия напряжения с глазодвигательных мышц (пальминг, зрительная пауза со свечой и у окна).

В образовательном учреждении уже стало традицией ежегодное проведение спортивных праздников «День здоровья», «Весна открытыми глазами» в осенне-весенний период совместно с родителями на территории образовательного учреждения. Мы стараемся разнообразить программу, разрабатываем современные сценарии, предлагаем новые подвижные игры и задания (игры-эстафеты, соревнования, преодоление полосы препятствий с использованием карты, маршрутных листов и сюрпризных моментов). Большое воспитательное значение при проведении спортивных праздников оказывает активное участие родителей. Их личный пример учит детей совершенствовать двигательные навыки, формирует их характер, волю, упорство, стремление к достижению цели, улучшает микроклимат семьи. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении таких мероприятий, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровых ситуаций и благотворно влияющими на психику ребенка. Это содействует воспитанию наблюдательности, сообразительности, способности ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей среды, находить выход из создавшегося положения, быстро принимать решения и приводить его в исполнение, проявлять смелость, ловкость, инициативу, толерантность, выбирать самостоятельно способ достижения цели. Таким образом, компетентность, воспитанная в детях, позволяет им легче осваиваться в окружающем мире.