«Удивительно непонятно, школьник изучает и узнает многое о звездах, морских глубинах, о далеких галактиках и элементарных частицах, о государственном устройстве Древнего Египта и Вавилонии, но не изучает и ничего не узнает о том, что происходит у него в голове, когда он воспринимает и познает окружающий мир, и о том, как воспитать человеческую культуру в самом себе. Ученик знает о быте спартанцев, но не знает, как вести себя в общественных местах, как соотносить свои поступки, желания с интересами других людей» (В.А.Сухомлинский)
Проблема воспитания человеческой культуры остаётся актуальной и сегодня.
На современном этапе параметры культуры изменились, поэтому в этой культуре система образования не может эффективно передать ее содержание. Информационная цивилизация формирует принципиально иную систему ценностей, в центре которой — личность, свободно самореализующаяся, способная к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного типа и принципа социальной ответственности.
Основу новой структуры ценностей составляет позиция, которую можно назвать компетенцией.
Педагоги, родители и работодатели утверждают, что должны подготовить выпускников к жизни в современном мире, умению ориентироваться в жизненных ситуациях, действовать в различных сферах деятельности. Наряду с этим требованием, зачастую, академические знания, полученные молодыми людьми в общеобразовательных учреждениях, далеки от жизни, не носят практического, социально значимого характера. Теперь выпускнику недостаточно предметных знаний, ему необходимы метапредметные знания и умения.
Таким образом, основой современной школы должен стать компетентностный подход, включающий развитие ключевых и предметных компетенций.
В современной России много крупных научных работ, анализирующих сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетенций таких исследователей, как: А.В.Хуторской, И.А.Зимняя, П.П.Борисов, Л.Ф.Иванова, А.Г.Каспржак, Н.С.Веселовская, Т.Б.Табарданова, Г.А.Цукерман и др., зарубежных ученых: В.Вестер (Голландия), Р.Барнетт, Дж.Равен (Великобритания) и др. Вместе с тем, недостаточно разработаны методические основы внедрения компетентностного подхода на всех ступенях образования.
В Программе модернизации российского образования до 2010 года переход на компетентностный подход был нормативно закреплён в 2001 году. В 2002 году современная модель компетентностного подхода была конкретизирована (А.В.Хуторской). В решении Коллегии Министерства образования и науки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» в 2005 году подтверждена необходимость применения компетентностного подхода.
Государственный стандарт образования и Концепция модернизации образования выделяют компетентностный подход как один из значимых. Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. (Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии.-2004.-№5.-С.3-12.)
Важным признаком компетентностного подхода является способность обучающегося в дальнейшем к самообучению, а это невозможно без получения глубоких, прочных знаний. Но уровень образованности не определяется объёмом знаний, их энциклопедичностью. Уровень образованности с позиций компетентностного подхода определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. «Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся» (О.Е. Лебедев).
Компетентностный подход применяется при создании контрольно – измерительных материалов для проведения ЕГЭ. Задания части «С» используются для проверки умения применять знания из различных разделов учебных предметов в новой ситуации.
В определении целей и содержания общего образования компетентностный подход не является совершенно новым для российской школы. В работах отечественных педагогов (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, В.В.Краевский, Г.П.Щедровицкий, В.В.Давыдов и их последователи) ориентация на освоение умений, обобщенных способов деятельности была ведущей. Были разработаны отдельные учебные технологии, учебные материалы.
На современном этапе образовательный процесс должен давать опыт демократического поведения, толерантности, взаимодействия с окружающими, воспитательная работа должна быть направлена на социализацию и поддержку процесса индивидуализации личности ребёнка. Образование и воспитание, дополняющие друг друга, в реалиях компетентностного подхода, представляют звенья одной цепи.
Основным результатом образовательной деятельности с позиций компетентностного подхода становится формирование ключевых компетентностей.
Модель компетентности выпускника школы условно подразделяется на две части: ключевую и специально-предметную. Ключевая часть включает грамотность, как умение понимать сложные тексты; числовую грамотность как умение считать и работать с числовыми множествами; знания, умения и навыки, которые позволяют вести правильный образ жизни. Специально-предметная часть состоит из академических знаний по каждому школьному предмету. Данные компетентности позволяют выпускнику школы войти и адаптироваться в реальной жизни социума.
Внедрение компетентностного подхода в российское образование И.А.Зимняя объясняет причинами:
1) тенденцией интеграции и глобализации мировой экономики;
2) необходимостью гармонизации «архитектуры европейской системы высшего образования»;
3) происходящей сменой образовательной парадигмы;
4) богатством понятийного содержания термина «компетентностный подход»;
5) предписаниями государства.
Внедрение компетентностного подхода в практику современной школы осуществляется через сложившуюся систему обучения, которая не противоречит новым идеям. Для достижения этой цели базой стали:
- системы развивающего обучения в начальной школе;
- программа «Математика. Психология. Интеллект» (Э.Г.Гельфман);
- проектная деятельность детей и педагогов;
- предпрофильные курсы в основной школе, профильное обучение в старшей школе.
В учебный план вводятся предметы, знакомящие обучающихся с экономикой страны, современным правом, политологией и др.
Процесс смены образовательной парадигмы требует изменения самого педагога, готового достигать социальных, коммуникативных, информационных компетенций, толерантности, самообразования и практико-ориентированных знаний и умений у обучаемых.
Литература
- Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: Компетентностный подход. – М.: МПСИ, 2005.
- Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
- Козырева В.А. Компетентностный подход в педагогическом образовании. – СПБ: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2005.
- Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - №4.