Совместная работа семьи и школы по формированию познавательной самостоятельности школьников

Разделы: Классное руководство

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6

Ключевые слова: формирование познавательной деятельности


Глава 1

1.1. Познавательная самостоятельность

Осмысление роли и места познавательной самостоятельности как эффективного пути освоения знаний имеет долгую историю и осуществляется с позиций различных наук, вместе с тем можно констатировать, что в современной педагогической теории и практике еще не разработаны полностью проблемы, раскрывающие научно-теоретические основы процесса формирования познавательной самостоятельности личности.

Ретроспективный анализ проблемы познавательной самостоятельности позволяет выделить в самом общем виде три основных направления, по которым вопрос о познавательной самостоятельности рассматривался представителями философской, педагогической и психологической мысли в течение многих веков.

Вопрос о познавательной самостоятельности учащихся уходит своими корнями вглубь античности. Еще Сократ подчеркивал важность специального руководства познавательной самостоятельностью учеников в процессе обучения. Мышление успешно развивается только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности происходит путем самопознания. Придя к мысли о необходимости специального руководства познавательной деятельностью учеников, он впервые разработал специальный метод обучения, формирующий познавательную самостоятельность учащихся, — метод эвристической беседы. Задачей учителя является создание условий для развития душевных сил ученика с учетом его склонностей и способностей, не передача знаний, а развитие мышления и сообразительности.

Аристотель в своей работе "О душе" /1/ утверждал, что деятельность по усвоению необходимых для жизни норм и правил должна осуществляться не путем пассивного заучивания, а в ходе активной практики человека, в ходе самостоятельной работы.

В период Средневековья, когда в школах процветали схоластика, догматизм и зубрежка, в защиту познавательной самостоятельности выступали М.Монтень, Т.Мор, Т.Тампанелла. В своих произведениях они требовали обучать ребенка самостоятельности, воспитывать в нем вдумчивого, критически мыслящего человека, для чего ему необходимо самостоятельно добывать знания, чтобы "испробовать вкус вещей".

Как средство активизации обучения, повышения его эффективности, развития умственной способности ребенка познавательная самостоятельность получила свое осмысление в трудах представителей другого направления: Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, А.Дистервега.

В частности, И.Г.Песталоцци /2/ писал, что лишь то обучение высоко эффективно, при котором учащиеся обогащают запас своих знаний и "интенсивно повышают силы ума". А. Дистервег /3/, введя в дидактику понятие развивающего обучения, считал, что развитие духовных сил и способностей человека невозможно без усилий с его стороны, самодеятельности, которая является основой развития ума, воли, памяти, мышления и других качеств.

В России зарождение интереса к проблеме познавательной самостоятельности связано с именами А.И.Герцена, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева и др.

А.И.Герцен /4/ требовал, чтобы образование всемерно способствовало развитию самостоятельного мышления учащихся, а не вдалбливало в головы готовые истины. Н.А.Добролюбов /5/ осмысленное усвоение нового материала считал важнейшим принципом разумной организации процесса обучения, проявление активности и самостоятельности он видел в умении "правильно оценить результаты своих действий". Д.И.Писарев /6/ говорил о необходимости развития у учащихся умственной самостоятельности и критического мышления, под которым понимается умение понять сущность изучаемого, его истоки и причины. Основным средством для этого служит самостоятельная работа и приобретение навыков самоконтроля, чтобы ученик "сам замечал свои ошибки".

Таким образом, до 60-х годов XIX века вопрос о познавательной самостоятельности возникал многократно, становясь причиной выдвижения разного рода идей, но системного подхода к данному феномену осуществлено не было.

Следующее направление характеризуется тем, что самостоятельная деятельность учащихся рассматривается не только в рамках арсенала педагогических средств и методов преподавателя, но и сама избирается в качестве предмета глубокого обсуждения и исследования, благодаря чему наметилась тенденция к всестороннему рассмотрению понятия познавательной самостоятельности. Согласно учению К.Д.Ушинского /7/, обучение должно предусматривать самостоятельный труд ребенка по усвоению знаний, так как "самостоятельные мысли …вытекают из самостоятельно …приобретаемых знаний" /8/. В развитии самостоятельности играют роль организация труда, формирование навыков самоконтроля.

Прогрессивная русская педагогика предреволюционного периода отстаивала идеи саморазвивающегося обучения, когда учащийся является не только объектом воспитания, но и субъектом учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, вопрос о познавательной самостоятельности личности привлекал внимание ученых различных эпох и находил различное осмысление.

В одном ученые были единодушны: необходимо с детства развивать в человеке познавательную самостоятельность, от которой во многом зависит степень усвоения учебного материала и успешность в дальнейшей жизни.

Большинство современных исследователей (М.И.Махмутов, Н.А.Половникова, Т.И.Шамова, В.И.Орлов) определяют познавательную самостоятельность как качество личности, отражающее уровень развития учащегося и проявляющееся в его готовности к автономной познавательной деятельности, в его стремлении к овладению новыми знаниями и умениями.

На наш взгляд, данное определение наиболее точно, полно раскрывает понятие познавательной самостоятельности относительно учащихся именно младших классов.

Согласно исследованиям ученых последних десятилетий, познавательную самостоятельность следует рассматривать в двух разных, но взаимосвязанных аспектах: как характеристику деятельности обучающегося в конкретной учебной ситуации и как черту личности. Самостоятельность как характеристика деятельности учащегося в конкретной учебной ситуации представляет собой постоянно проявляемую им способность достигать цель деятельности без посторонней помощи. Познавательная самостоятельность как черта личности обучаемого выражается в том, что она всегда требует активности и тем самым неизбежно выражает отношение процесса познания к познанию (его цели, предмету, процессу, средствам и условиям учебной деятельности в их единстве).

Развитию познавательной самостоятельности способствуют соответствующие система организации и способы осуществления учебной деятельности, если они реализуются с учетом индивидных, индивидуальных и личностных особенностей каждого.

Большое влияние на совершенствование традиционной системы обучения оказала созданная в трудах отечественных психологов и педагогов теория деятельности. Концепция деятельностного подхода к обучению по-новому поставила вопросы о соотношении знаний, умений и навыков учащихся и их развитие в учебной деятельности. По этой причине многочисленные исследования психологов и педагогов посвящены теории активизации учебно-познавательной деятельности школьников. Такие качества личности как любознательность, целеустремленность, а также овладение знаниями и способами учения: интеллектуальными умениями, общими навыками учебного труда и специальными умениями, формируются не иначе как в учебно-познавательной деятельности ребенка. Такое понимание познавательной деятельности включает в себя понятие познавательной самостоятельности.

В последние годы сложилось целое научное направление, успешно решавшее проблему формирования и развития познавательной самостоятель­ности учащихся. Естественно, особую значимость вопрос развития познавательной самостоятельности играет для младшего школьного возраста, поскольку именно там закладываются личностные качества учащегося.

Применительно к младшему школьному возрасту понятие "познавательная самостоятельность" нужно рассматривать в динамике его развития. В процессе специ­ально организованного обучения школьника познавательная самостоятельность начинает проявлять себя как некое интегративное качество личности, выливаясь в умение при минимальной посторонней помощи или, в идеале, без нее формулировать ближайшие цели и задачи деятельности, выявлять пути их реализации. На более высоком уровне развития учебного процесса и формирования школьника ему оказывается доступным контролирование хода деятельности и оценка ее результатов (в соответствии с некоторыми обусловленными критериями оценки).

Что же необходимо, чтобы ребенок, без посторонней помощи, мог и хотел познавать новое, необходимое для его дальнейшего продуктивного обучения и развития?

Создание правильной, положительной мотивации, а также высокого эмоционального настроя, на мой взгляд, является залогом к успеху в формировании познавательной самостоятельности ребенка. Для младших школьников в силу их индивидуальных и возрастных особенностей очень важен благоприятный эмоциональный фон на уроках. Если у обучаемого нет желания, интереса к способам и содержанию учебной деятельности, то практически нет надежды добиться существенных результатов в ее выполнении, поскольку «мысль рождается не из другой мысли, а из мотивационной сферы нашего мышления» (Л.С.Выготский) /9/.

Т.И.Шамова /10/ говорит, что проявление самостоятельности в познавательной деятельности обязательно связано с ее мотивом. Мотив деятельности обусловлен познавательной потребностью и, в свою очередь, тесно связан с познавательным интересом. Под мотивом Т.И.Шамова понимает осознанное побуждение, определяющее и обусловливающее целенаправленную самостоятельную познавательную деятельность.

Содержательно-операционный компонент включает в себя владение учеником системой ведущих знаний и способов учения. Сформированное устойчивое стремление к пополнению знаний и овладению новыми способами деятельности возможно только при условии, что ученик уже владеет определенной системой ведущих знаний и располагает умениями самостоятельно их добывать.

Мотивационный и содержательно-операционный компоненты познавательной самостоятельности тесно связаны с волевыми процессами. Для достижения цели школьникам, наряду со стремлением, необходимо приложить также и определенные волевые усилия.

Таким образом, учителю в процессе учебно-воспитательной деятельности необходимо:

- создавать у учащихся положительную мотивацию к самостоятельной деятельности,

- подбирать такие способы учения, которыми необходимо овладеть

- младшим школьникам в процессе учебно-познавательной деятельности, которые позволят сделать учебный процесс интересным и увлекательным.

Здесь важна реализация принципов обучения: принципа развивающего и воспитывающего характера обучения, принципа научности, принципа систематичности и последовательности, принципа сознательности, творческой активности и самостоятельности, принципа наглядности, принципа доступности, принципа прочности, принципа связи обучения с жизнью, принципа рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм. Не менее важна также реализация принципа преемственности в обучении и развитии, разрабатываемого Ю.К.Бабанским, Ю.А.Кустовым, М.Н.Скаткиным и другими.

- учить детей проявлять умственные усилия, трудолюбие, усидчивость, терпение, желание оказывать помощь другим.

1.2. Совместная работа учителя и родителей по развитию познавательной самостоятельности

Но в формировании познавательной самостоятельности детей, в частности младших школьников, немаловажную роль играет не только учитель, но и семья. В семье координируются усилия всех участников воспитательного прогресса: школы, учителей, друзей. Семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается.  

В связи с этим, работа учителя по формированию самостоятельности, в т.ч. познавательной, должна проходить в тандеме с семьей. Ведь педагогическое взаимодействие школы и семьи позволяет реально влиять на качество семейного воспитания и в значительной степени нейтрализовать его недостатки. Однако до сих пор проблема тесного сотрудничества семьи и школы остается нерешенной. Причин здесь много. Они кроются как в действиях педагогов, так и в позиции родителей.

Так, факторами, тормозящими развитие сотрудничества со стороны педагогов, являются:

— авторитарный характер действий;

— неумение трансформировать современные социальные требования и установки, направленные на решение педагогических задач;

— низкая педагогическая культура учителей;

— статичность педагогической позиции;

— неспособность объективно оценивать воспитательный потенциал семьи;

— нежелание работать с родителями, предвзятое отношение к ним.

С позиции родителей продуктивность сотрудничества сдерживается следующими факторами:

— низкая общая и педагогическая культура;

— недооценка роли сотрудничества в воспитательном процессе;

— отсутствие должного внимания к воспитанию детей;

— субъективный подход к оценке поведения и черт характера ребенка;

— переоценка своих воспитательных возможностей.

Основная задача сотрудничества школы и семьи должна заключаться не в морализаторстве и насильственном исправлении «неудобных» родителей, а именно в оказании им психолого-педагогической помощи и поддержки в образовании и воспитании детей.

Основными условиями для такого сотрудничества должны выступать:

  • взаимная заинтересованность сторон в реализации конкретных педагогических целей; открытость и взаимное доверие; взаимопомощь;
  • совместные усилия в решении воспитательных проблем.

Одним из направлений работы по повышению педагогической культуры родителей может стать оптимизация различных форм их обучения: лекций, бесед (коллективных, групповых, индивидуальных), посвященных обсуждению разнообразных, острых вопросов воспитания и развития детей.

Учителям необходимо усовершенствовать способы передачи информации и приемы изложения материала, сделав его понятным и доступным для родителей. Успешность такой работы во многом определяется желанием, заинтересованностью педагогического коллектива школы в развитии и формировании родительской культуры и зависит от комплексного, системного подхода к организации работы с родителями.

Вот лишь некоторые формы и методы работы с родителями, направленные на повышение их педагогической культуры.

Основная задача родительского семинара — расширение знаний родителей о психологии воспитания, о педагогических приемах взаимодействия с детьми; изменение отношения родителей к самому процессу воспитания. На семинарах родители учатся более адекватно воспринимать друг друга, у них меняется представление о своем ребенке, расширяется спектр воспитательных приемов, которые затем апробируются в повседневной жизни. Они вовлекаются в обсуждение и осмысление своих семейных проблем, обмениваются опытом, в ходе групповых дискуссий вырабатывают пути разрешения семейных конфликтов. В процессе такой работы с родителями могут быть использованы следующие приемы:

1) мини-лекции приглашенных специалистов (педагогов, психологов, социальных работников, дефектологов и т.п.) по отдельным вопросам. С этой целью заранее специально подбираются темы, интересующие конкретную группу родителей (например: «Индивидуальные особенности детей», «Возрастные кризисы развития ребенка», «Познавательная самостоятельность ребенка»). Необходимо следить, чтобы темы излагались простым языком, образно, живо и убедительно;

2) групповые дискуссии, в основе которых — конкретные педагогические ситуации, пережитые родителями. Ситуации могут быть предложены и педагогами, например, в соответствии со следующими темами: «Нравственные основы родительства», «Как наши страхи становятся страхами детей», «Как сложилась бы наша жизнь, если бы не было детей», «Наши конфликты с детьми» и т.п. Цель дискуссии заключается в совместной выработке оптимального подхода к решению той и иной жизненной ситуации, основываясь на понимании ее психологического и педагогического смысла;

3) книжная терапия, суть которой заключается в обсуждении содержания специально подобранных педагогом к семинару научно-популярных, методических пособий, посвященных проблемам семейной жизни и семейного воспитания.

Помимо родительских семинаров в формировании педагогической культуры родителей большое значение имеет групповое и индивидуальное консультирование. Основной задачей этого способа взаимодействия является изменение неадекватных родительских позиций, улучшение стиля внутрисемейного взаимодействия, расширение мотивов осознанности в воспитании детей, оптимизация форм родительского воздействия.

Таким образом, работа учителя по формированию познавательной самостоятельности ребенка должна состоять как из работы с детьми, так и из работы с родителями.

Родителям необходимо объяснить, какова их роль в формировании познавательной самостоятельности ребенка, каким образом они могут помочь учителю формировать данный вид самостоятельности у своего ребенка. Но учитель должен понимать, с какими родителями ему придется работать, каков их уровень образованности, что они ждут, во-первых, от своего ребенка, во-вторых, от школы. В связи с этим, нам кажется, целесообразно уже при первом же знакомстве с родителями провести небольшое анкетирование, включающее следующие вопросы:

  1. ФИО папы, мамы.
  2. Образование
  3. Какие учебные дисциплины, на Ваш взгляд, понадобятся Вашему ребенку в дальнейшей жизни?
  4. Оцените по пятибалльной шкале уровень самостоятельности Вашего ребенка?
  5. Оцените по пятибалльной шкале уровень любви ребенка узнавать что-то новое, познавательное.
  6. Кто, на Ваш взгляд, должен развивать в детях умение самостоятельно приобретать новые знания и надо ли вообще это делать?
  7. Специалистом какой профессии Вы видите своего ребенка в будущем?

Целью данных вопросов является:

  • выявление уровня образованности самих родителей (это необходимо знать, чтобы иметь представление о контингенте, с которым учителю в дальнейшем придется сотрудничать);
  • выявление отношения родителей к учебной деятельности;
  • выявление уровня самостоятельности, в том числе познавательной, детей  с точки зрения их родителей.

Опираясь на результаты данного анкетирования будет строится работа семьи и школы по формированию познавательной самостоятельности младших школьников.

Глава 2

Какие же методики можно использовать в работе семьи и школы по формированию познавательной самостоятельности младшего школьника?

1. Родительский семинар.

а) мини-лекция на тему «Познавательная самостоятельность ребенка».

Целью данного метода будет формирование у родителей представления о понятии «познавательная самостоятельность».

Такую лекцию целесообразно проводить после обработки анкеты, поскольку, только опираясь на анкетные данные, учитель будет понимать позицию родителей к познавательному процессу, оценит потребность родителей учить ребенка самостоятельности, в т.ч. познавательной. Исходя из полученных результатов и будет строится лекция.

Лекция может проводиться учителем-классным руководителем или завучем школы, также желательно пригласить школьного психолога.

В лекции необходимо затронуть вопросы, касающиеся психологических и анатомо-физиологических особенностей младшего школьника,  разъяснить роль познавательной самостоятельности для ребенка на последующих этапах обучения и в дальнейшей жизни, дать рекомендации и советы, касающиеся формирования познавательной самостоятельности в семье. К таким рекомендациям и советам можно отнести следующие:

- на первых этапах формирования познавательной самостоятельности приучать ребенка к самостоятельности в бытовых вопросах (ребенок должен САМ вставать по звонку будильника, сам, без напоминания, выполнять гигиенические процедуры, сам собирать портфель в школу и т.д.);

- ребенок должен самостоятельно делать домашние задания. При этом роль родителя сводится к тому, чтобы проверять эти задания, указывать на ошибки, частично объяснять задание, но ни в коем случае НЕ ДЕЛАТЬ ДОМАШНЮЮ РАБОТУ ЗА РЕБЕНКА. Учитель должен видеть и понимать ошибки ребенка, с тем чтобы на последующих уроках иметь возможность эти ошибки устранить, объяснив материал повторно (в 3-4 классе на данном этапе можно прибегнуть к помощи учеников, справившихся с заданием);

- индивидуальные задания желательно выполнять ребенку самому, без проверки родителями.

б) групповая дискуссия на тему «Как мы можем помочь детям добиться успеха в жизни?»

Цель дискуссии – совместная выработка оптимального подхода к решению проблемы познавательной самостоятельности.

Одной из задач дискуссии будет выявление роли познавательной самостоятельности в дальнейшей жизни ребенка.

Опорой дискуссии станут анкеты родителей, в частности, ответ на вопрос о будущей профессии ребенка.

В ходе дискуссия можно рассмотреть следующие вопросы:

- самостоятельный поиск ребенком решения домашних заданий;

- помощь книги в выполнении заданий (на начальной ступени обучения – это учебник, на последующих ступенях – поиск дополнительной литературы);

- работа ребенка с ресурсами интернет;

- самостоятельный поиск информации по средствам интернет;

- самостоятельный выбор профессиональной направленности (вуз, профессия).

Эти вопросы направлены на то, чтобы подвести родителей к выводу, что жизненный путь ребенка – это его самостоятельный выбор, ведь недаром русская поговорка гласит: «Каждый сам кузнец своего счастья». Но дорогу к этому счастью должны заложить взрослые – учителя и родители – причем, в самом начале этого длительного пути: в начальной школе.

2.2. Тестирование

Цель метода – тренировка педагогического мышления родителей.

На наш взгляд, данный метод целесообразно использовать через 1-1,5 месяца после проведения мини-лекции и групповой дискуссии. Это связано с тем, что у родителей к этому времени уже должны сложиться представления о познавательной самостоятельности, о ее роли в жизни каждого человека и их ребенка в частности. Учитель, в свою очередь, по результатам данного тестирования может увидеть уровень понимания родителями исследуемой проблемы, отношение родителей к проблеме.

Тест должен быть анонимный.

Тест:

Необходимо выбрать один (можно два) ответа.

1. Представьте ситуацию: к Вам подошел Ваш ребенок и сказал, что не понимает, как решить задачу по математике. Ваши действия:

а) решу за него, т.к. в данный момент нет времени объяснять. Затем проверю правильность и аккуратность записи в тетради;

б) решу задачу сам(а), объясню, как решал(а) ребенку. Проверю правильность и аккуратность записи в тетради;

в) отправлю еще самостоятельно подумать, почитать учебник, потом либо а), либо б);

г) выясню у ребенка, что конкретно он не понимает в решении задачи, укажу путь поиска к пониманию непонятного.

2. При выполнении домашнего задания по русскому языку ребенок затрудняется в написании словарного слова. Ваши действия:

а) скажу ему, как оно пишется;

б) покажу ему, как пользоваться орфографическим словарем

3. Для выполнения индивидуального задания ребенку необходима дополнительная литература, но нужной книги дома нет. Ваши действия:

а) «скачаю» нужную информацию с интернет, отдам материал ребенку;

б) отправлю в библиотеку (или сам пойду с ребенком);

в) научу ребенка пользоваться интернет – ресурсами (при наличии интернета);

г) напишу учителю записку (позвоню), что были у врача и не успели приготовить задание.

4. Оцените по пятибалльной шкале Ваше чувство доверия к ребенку при выполнении домашнего задания, т.е. насколько Вы уверены, что без Вашей помощи ребенок правильно выполнит домашнее задание и выполнит ли его вообще.

Результаты тестирования нужно сопоставить с успехами детей в выполнении домашнего задания по принципу: способ и правильность выполнения домашнего задания – степень помощи родителей в выполнении задания.

Ключ:

1

2

3

4

в

б

б,в (или один из вариантов)

4 или 5

Если 85-100% родителей ответили на все вопросы так, как дано в ключе, то можно сделать вывод о том, что работа по формированию познавательной самостоятельности дает результаты, родители понимают необходимость формировать данный вид самостоятельности у детей.

Если только 50-85% родителей выбрали нужные варианты ответов, то можно говорить о недостаточности проведенной с родителями работы на начальном этапе.

Менее 50% - учителю не удалось убедить родителей в необходимости формировать познавательную самостоятельность у детей младшего школьного возраста.

Исходя из полученных данных, будут строиться дальнейшие методики работы с родителями

2.3. Индивидуальные тематические консультации

Литература

  1. Аристотель. О душе. – М., 1937.
  2. Хрестоматия по истории педагогики. Т.2. – М., 1940.
  3.  Дистервег А. Избранные педагогические сочинения/ А.Дистервег. – М., 1956.
  4. Герцен А.И. Избранные педагогические высказывания/ Герцен Александр Иванович. – Л.: Мол. Гвардия, 1949.
  5. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические произведения/ Н.А.Добролюбов. – М., 1952.
  6. Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения/ Д.И.Писарев. – М., 1951.
  7. Ушинский К.Д. Избранные произведения/ К.Д.Ушинский; Под ред. В.Я. Струминского. – М.; Л., 1946.
  8. Там же.
  9. Выготский Л.С. Мышление и речь// Собр. Со.: В 6т. Т.2. М.: Педагогика, 1983.
  10. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1982.