Реформа школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения является одним из важных условий интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Это положение реализовано в Федеральных образовательных стандартах общего образования нового поколения, где развитие является ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием образования, цель которого не просто знания и умения, а определенные качества личности [1].
Одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе это формирование творческой личности. Обществу необходимы люди, которые творчески подходят к решению различных задач и без труда находят выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире.
«Технология», один из предметов, который объединяет все, что делается в отдельных учебных предметах в этом направлении. Именно на уроках технологии учащиеся решая проблему, ставят перед собой цели и задачи, проводят исследование, выдвигают разные идеи, конструируют, выполняют экономические расчеты, подбирают необходимые материалы, инструменты и определяют технологические этапы изготовления того или иного изделия, актуализируя и применяя на практике знания по многим другим предметам. Перед педагогом стоит задача организовать обучение так, чтобы ребенок сам захотел приобретать знания и навыки.
Проблема формирования творческих способностей актуальна для школьного образования, так как ориентирована на каждую личность, которая должна осуществлять самопознания и самореализоваться.
У каждого человека способности обнаруживаются не к одному, ко многим видам деятельности. Способности часто проявляются в устойчивых интересах и склонностях.
Как известно из психологии и педагогики благоприятными условиями для формирования творческих способностей являются:
- любовь к детям и педагогической деятельности;
- знание возрастных особенностей учащихся;
- знание форм и методов учебно-воспитательной работы;
- творческий климат в школе, демократический стиль общения;
- сотрудничество ученика и педагога[3];
- сам педагог как образец творческой личности;
- организация самостоятельной деятельности;
- индивидуальный подход к учащимся;
- применение методов поощрения;
- обеспеченность учебно-методической литературой;
- высокий уровень внеклассной работы;
- внедрение передового педагогического опыта;
- наличие дифференцированного обучения.
В условиях перехода на новые образовательные стандарты на первое место выступают интерактивные методы обучения, одним из которых является метод проектов[2]. Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов. Главная идея метода проектов – направленность деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой проблемы.
Работа с проектом над интересующей темой, позволяет ученику развивать себя и свои возможности, организовать своё самообразование, максимально раскрыть свой творческий потенциал.
Подросток учится творить. Он создает продукт своего творчества, который приносит пользу себе и обществу. Учащейся пытается реально оценить свою работу, и поэтому добросовестно относится к ней. Только тогда можно ожидать хороших результатов, когда процесс творчества учащихся имеет серьёзную организацию. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся;
- самостоятельно формировать учебную проблему, осуществлять сбор необходимой информации;
- планировать варианты решения проблемы;
- делать выводы;
- анализировать свою деятельность, формируя по крупицам новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Чтобы достигнуть цели необходимы знания разных предметов. Межпредметные проекты формируют способность учащихся выявлять основное в данном предмете и применять полученные знания, умения, способы деятельности, перенося их из одной предметной области в другую.
С целью организации межпредметных связей с предметом изобразительного искусства на уроках технологии изучается костюм Тульской губернии, создается эскиз проектного изделия.
Так в разделе «Конструирование и моделирование одежды» при изучении тем «Снятие мерок», «Построение чертежа основы изделия» использовались знания из предметов: математика, черчение;
- в разделе «Машиноведение» при изучении швейной машины с электрическим приводом применяются межпредметные связи с предметами: физика, черчение;
- в разделе «Материаловедение» изучались физические свойства (предмет «Физика») текстильных материалов: износостойкость, стойкость к усадке, сминаемость, стойкость к образованию пилинга, стойкость к образованию блеска.
На уроках технологии обучающиеся используют информационно-коммуникационные технологии в виде мультимедийных, презентаций, индивидуальных и групповых творческих проектов, интерактивные игры, викторины, конкурсы с использованием материала межпредметных связей, интерактивной доски, документ-камеры, ПК.
Как показывает опыт, одним из важнейших методов развития творческих способностей учащихся является проектная деятельность с использованием межпредметных связей. Заинтересовать ребенка и раскрыть в нем творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, от первых работ почувствовать радость, счастье, нужность обществу и желание развиваться дальше – вот основная цель учителя, организующего уроки творчества. И если каждый из нас задастся такой целью и будет стремиться к ней, выиграют, в конечном счете не только дети, но и сами учителя – они станут действительно творческими личностями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. Рус.
2. Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса [Текст] / Е.С.Полат. Школьные технологии, – 2006. – №6. – С.43 –47.
3. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение [Текст] / А.В.Брушлинский. – М.: Знание, 2014. – 96 с.