Мои ученики закончили 9 класс, настало время для поступления в СПО. Уместно вспомнить о репетиторстве. Оно полезно всем, у кого пробел в знаниях, то есть тем, у кого фактор успеха «Знаю, что и как делать» отсутствует или очень слабоват. Репетиторство бывает групповым и индивидуальным. К репетиторским групповым курсам относятся все подготовительные отделения при всех учебных заведениях. Своим ученикам я всегда рекомендую пользоваться их услугами, так как это верный способ проникнуть в «святая святых» приемных отделений и комиссий. Это шанс наладить контакты, связи, втереться в доверие к преподавателям, узнать требования, которые будут предъявляться при поступлении. Ну, и, конечно, это доступный способ освежить в памяти под руководством специалистов необходимые предметы перед сдачей.
Только освежить! Если не знаете чего-то совсем, особенно если многого, то не обольщайтесь. Вам желательно позаниматься еще и индивидуально с репетитором. Хорошо, если преподаватель будет из этого же учебного заведения. К репетиторским курсам относятся все те, на которых обучают предмету: математике, русскому языку, физике, литературе и т. д. Чаще всего там преподаются те же знания, что и на уроке в школе, но только в более или менее удобоваримом виде. Делается упор на применение их в конкретных условиях. Конкретность, системность, практичность, живой понятный язык изложения – если все это будет присутствовать на курсе, то внимание слушателя активизируется и повысится эффективность обучения. Если этого не будет, то толку будет мало.
Существуют репетиторские курсы по запросам: «написание сочинений», «изложений», «диктантов», «разговорного иностранного языка» и так далее.
Все они выполняют задачу дополнительного напоминания слушателю уже изученного
или изучаемого в школе материала плюс некоторое углубление с прибавкой или разбором
конкретной ситуации.
Репетиторские курсы, наверное, будут всегда. Может быть, станут в будущем видео-курсами или CD-курсами: приходите в приемную комиссию, покупаете диск или кассету и домой – наверстывать упущенное! Да и поступление будет по «Интернету», и сама учеба.
Теперь поговорим об индивидуальном репетиторстве.
Индивидуальный репетитор по конкретному предмету для старшеклассника и для
младшего школьника – это разные «вещи».
У младшего школьника «хромает» либо чтение, либо русский, либо математика.
Математика, кстати, реже, чем чтение и русский. Почему?
В основе математики лежит операция с числами. Если хорошо понял, что такое числа, то дело пойдет. Оперирование числами – это, в принципе, оперирование одним и тем же качеством – понятием единицы: 1+1=2, 1+1+1=3, 1+1+…=1000…=1000000… Но единица – это еще и мера количества: одно яблоко, два, три… Причем «одно» яблоко и «единичное» яблоко – разные вещи! Одно – это количество, а единичное – качество. Множество «единичных» качеств может быть описано понятием «количества». Оно-то и лежит в основе математики. Считать, что бочки, что тетрадки, что землекопов – «ВСЕ ЕДИНО»!
Оперирование большим количеством, конечно, сложнее, чем малым. (Да и в жизни сто бочек погрузить проще, чем сто тысяч бочек.) Количество может пугать. Возникает страх неизвестного: тяжело, не справлюсь! Но, научившись группировать количества, например, в разряды (в «вагоны по тысяче бочек»), ребенок осваивает и большие числа. Вот с задачками бывает сложнее. Почему? Потому что задачка – это текст, из которого надо быстро и точно уяснить 4 момента: «Что дано? Сколько? Зачем? И что требуется найти?» Поняв это, дальше дело с числами пойдет легко. То есть решение задач требует высокой скорости чтения и понимания сути прочитанного. А как у ребенка с чтением? Чтение и письмо (как, впрочем, и иностранные языки) оперирует различными качествами.
В их основе лежит алфавит: а,б,в…я. Составляющие его элементы принципиально отличаются друг от друга: «а» – это совсем не «б», а «б» – совсем не «в», а «в»… Невозможно каким-либо способом получить из «а», например, «у» или «г». И таких качественных первоэлементов в основе не один, как в математике, а 33 (количество букв в современном русском языке). А объединения этих «первоэлементов» в группы дают не упрощение, а усложнение качества: качественно новые понятия – «слова»!
В словаре русского языка С.И. Ожегова (изд. 1972 г.) приводится 57000 слов!
Таким образом, из 33-х разных качеств получаются еще 57000 новых качеств! Причем
одно и то же слово в разном контексте имеет совершенно разный смысл. Одно дело «хвост» прически и совсем другое «хвост» у двоечника. Но и это еще не все. Слова группируются в предложения и там могут получать дополнительное обособление и выделение интонацией и пунктуацией! Вспомните классическое: «Казнить нельзя помиловать»! Как понять?
Разобравшись с буквами, ребенок тонет в словарном море, а потом в текстовом. Прочитав: «Лук был прекрасен» – он понял, что ничего не понял! Он думал, что автор нахваливает эту гадость – жареный лук, а оказалось, что это комплимент папе, который смастерил сынишке замечательное оружие для стрельбы стрелами.
Поэтому соответствовать требованиям, предъявляемым к ребенку по скорости и точности обработки текстовой информации, намного сложнее, чем информации числовой.
В связи с этим для обработки текстов требуется гораздо более высокий уровень развития способностей, чем для обработки чисел. Интеллект должен быть более высокого уровня.
Сейчас уместно сказать главное.
Репетиторы по чтению могут быть бесполезны или мало полезны в случае, если у ребенка низкий уровень аналитико-синтетического мышления в области речи, плохо работает память, низкий уровень внимания, слабый самоконтроль, проблемы с артикуляцией, то есть слабо развиты сами способности к чтению («способы нести» знания по жизни и успешно их применять) Одна учительница хвалилась, что у нее в 1 классе был трудный ребенок. Она, помимо
школьных уроков, индивидуально занималась с ним еще и дополнительно. И за год (!)
«подняла» его скорость чтения на 50 слов (с 11-и до 60-и). Для сравнения могу сказать, что после прохождения одного группового тренинга «Быстрое чтение» (8 занятий, то есть максимум от 2 до 4 недель!), дети этого возраста легко выходят на рубеж скорости в 80–100 слов в минуту сразу. А после повтора курса или домашних самостоятельных занятий еще через пару недель достигают 120–160 слов «вслух» и 200–250 про себя (а то и больше, например, 600–650, как бывало уже не раз у первоклашек в моей группе)! Просто метод, подход – другие. Там – педагог, а тут – психолог. Там знают, чему и как учить, а тут раскрывают «глаза, рот, мозги и уши» для усвоения этих знаний. Эффект поразительный!
А вообще, с какой скоростью может читать человек? Про скорость чтения вслух скажем, что тренированный человек на скороговорках в течение нескольких секунд развивает скорость до 450 слов в минуту! Что касается чтения «про себя», то пока на курсах зафиксированы максимальные скорости: клиент у Александра Михайловича в 2001 году прочитал 20000 слов в минуту, а клиент у меня в декабре 2004 года – 22400 слов в минуту (с последующим пересказом). Думаем, это не предел. У человека открывается совершенно иной уровень мышления, на порядок выше, чем до тренировки. Кстати, шестиклассник, который продемонстрировал указанную выше скорость чтения, сказал, что накануне дома он читал «медленно», всего со скоростью 5700(!) слов в минуту. Это для него уже казалось медленным! Как быстро человек привыкает к хорошему! Между прочим, когда он пришел на курс, то читал про себя 216 слов в минуту, а вслух 156. В школе его считали быстро читающим ребенком (на фоне остальных, конечно). Он хотел научиться читать вслух со скоростью 200 слов, а про себя – 500. Вслух он достиг 250 слов в минуту, несмотря на логопедические трудности – в садике «шипящие» были «поставлены» не до конца. А уж про себя!.. Ну, а скорости 500-600 слов в минуту (конечно, с пересказом!) являются просто «рядовым» результатом.
Репетитор не умеет развивать способности. Это не его профессия. Поэтому львиная доля времени занятий с ним часто проходит впустую. Результат не наступает, пока постепенно, с течением времени (ребенок ведь растет, его психика созревает), впихиваемые знания не найдут, наконец, пристанища в его голове. Короче, пока он до них не созреет. Репетитор здесь хорош для того, чтобы успокоить и его, и родителей, и учителя: «Ребенок дополнительно занимается предметом, результат скоро должен быть». Причем это «скоро» и месяц, и три, и год. В общем, «ждите ответа». Вернемся еще раз к проблеме мотивации, если мотивация («хочу!») является высокой, потому что он очень не хотел отстать от своего класса, хотя психологических проблем у него было «выше крыши». Кстати, если он был из так называемых «гиперактивных» и настроение у него менялось каждые 5 минут. Родители, между прочим, обращались за помощью к его учительнице, но она честно отказалась, так как не представляла себе, как добиться результата в такой короткий срок, если она за 3 года не смогла. Вот если бы еще год, тогда конечно! Хорошо, они услышали рекламу по радио. А если ребенок уже не хочет, потому что не верит в себя? «Вера» это параметр из раздела «Могу!». Она может быть подорвана путем многократных неудач, плохих оценок, неудачных сравнений: «Посмотри на брата! Вот я в твои годы! Бестолочь!» И если репетитора пригласили к такому, потерявшему веру в себя ребенку, то тут требуется много терпения и любви, чтобы возродить необходимое «Я МОГУ!». И только после этого станет возможным вкладывать в него знания. В психологии это осуществляется так: сначала надо провести психокоррекцию ребенка, потом применить развивающие методики, а далее можно уже и педагога подключать, если потребуется.
Репетитор по предмету прекрасно знает свой предмет (рассматриваем только такой случай). Допустим, его пригласили к ребенку, у которого с этим предметом проблема, причем ученик не очень-то хочет заниматься. Почему? Мы об этом говорили выше. Проще сказать: он не может в создавшихся условиях. Кстати, часто даже не понимает, зачем лично ему это надо! Особенно если это дается ему трудно. Маме – понятно зачем, папе – понятно, даже учительнице – понятно: «куда же без математики? русского?…». Все они имеют за плечами личный жизненный опыт применения данной науки в своей профессиональной деятельности или обыденной жизни. А ребенок далек от такого личного опыта, он еще не сталкивался с жизненной необходимостью этих знаний. Он только от взрослых слышит: «Учись, учись…».
Легче тому ребенку, которого рано сориентировали в выборе будущей профессии, причем тонко уловив его природные наклонности. Ему объяснили, что будущему бухгалтеру (экономисту, юристу, переводчику…) надо хорошо знать математику, историю, быть грамотным. Ребенок согласился и занимается в школе и еще дополнительно с репетитором по этим предметам. Тут повезло и репетитору, и ребенку. А если ребенка ориентируют на деятельность, противоречащую его наклонностям? Выше упомянутому мной Толкачеву мама говорила: «Вырастешь – будешь слесарем»! Нет уж. Сначала он прошел военное поприще, а потом стал психологом. Да еще каким! Но мама мыслила, исходя из своего жизненного опыта, и даром прозорливости явно не обладала. Теперь вернемся к случаю, который часто встречается на практике. Ко мне приводят детей, которым учителя не смогли помочь. Они пытались впихивать им те самые «чемоданчики знаний» только в обстановке «тет-а-тет», а дети их все равно «не брали». Им нечем было взять.
Чтобы успешно пользоваться предлагаемыми знаниями, надо к этому моменту обладать сформированными способностями к их усвоению. Нужны развитые сквозные психические процессы: память, внимание, воля. Должна быть сформирована мотивационная сфера (знаю, чего хочу и зачем), уровень сознания должен быть настолько высок, что легко позволяет ориентироваться в различении добра и зла (что мне на пользу, а что во вред). Кроме этого, нужна достаточно высокая скорость мышления, умение легко управлять своим телом (особенно в части зрения, слуха, речи, моторики руки, необходимой для письма). Заметьте, если у ребенка все это хорошо развито, то репетиторы ему в принципе не нужны, так как он легко усваивает знания прямо на уроке! Ему не трудно.
Теперь, надеюсь, стало понятно, почему репетиторы не всегда помогают? Правильно, они не умеют развивать способности к обучению. Это вообще не их профессия. Этим занимаются психологи согласно своей специализации. Как есть учитель отдельно по русскому языку и отдельно по математике, так и в психологии есть разные специализации. Встречаются, конечно, универсалы, но их совсем мало. Способности к обучению, как выяснилось, являются самым «белым пятном» на карте психологической деятельности существующих психологических направлений и школ. Эту нишу еле-еле заполняют упомянутые мной школьные и детсадовские психологи, а также районные психологические центры государственной системы образования, объединяющие тех же психологов и добавляющие небольшой контингент методистов и специалистов по проф-ориентации. Они оказывают бесплатные услуги населению и небольшую долю хозрасчетных услуг. Это то, что может предложить государство. Далее следует небольшое количество частных центров или организаций, а также курсов при психологических факультетах вузов или негосударственных образовательных учреждений. Затем – отдельные индивидуальные предприниматели-психологи, занимающиеся групповой или индивидуальной работой с клиентами.
Очень многие школьники пользуются помощью репетиторов. Но и среди детей, и среди родителей бытуют разные мифы на этот счет.
1. Репетиторство вообще не нужно, школа обязана как следует научить любого ученика. Вместо того чтобы тратить деньги на репетиторов, родителям следует призвать к порядку школьных учителей.
Такое явление, как репетиторство, возникло не сегодня и не вчера, и причины его появления очень серьезные, они коренятся в самой сути массового среднего образования. То, что обычная школа способна качественно научить любого ученика любому предмету, — это не более чем идеологический штамп. А реальность совсем иная. Всегда — и в наши дни, и в советское время, и до революции — были неуспевающие школьники. И не только потому, что учителя плохие или дети глупые. Учитель может быть замечательным, ребенок может быть умным, а все равно он по какому-то предмету не успевает.
«Не успевает» часто надо понимать буквально: он не успевает за время урока усвоить объяснение учителя, не успевает написать контрольную работу и так далее. Почему? Может, он стесняется на уроке спросить учителя, может, он болел, когда проходили новый материал, может, у него нет контакта именно с этим учителем, может, у него нет достаточной мотивации вникать в этот предмет — интересы лежат в другой плоскости, а экзамены еще нескоро (если мы говорим про младшие и средние классы), может, он раньше учился в другой школе, где требования были гораздо мягче, или сменился учитель и учебник... словом, обстоятельств может быть миллион. Но вот ребенок раз не понял, два не решил, три постеснялся спросить — и пробелы в знаниях растут, накапливаются. В какой-то момент родителям становится ясно: ситуация катастрофическая, надо что-то делать!
А что тут можно сделать? Пойти к учителю и потребовать, чтобы тот больше внимания уделял их ребенку? Думаю, все понимают, насколько эффективной окажется такая конфронтация. Отправлять ребенка на дополнительные занятия по этому предмету, здесь же, в школе, после уроков? Да, такие занятия существуют, они для детей бесплатны, но на практике они нередко оказываются копией школьных уроков, и тогда особого толка от них нет. И уж тем более они не помогут, если проблема не только с пониманием текущего материала, но и со всем тем, что проходили раньше.
И вот тогда родители, наконец, понимают, что все-таки с ребенком надо заниматься индивидуально.
Но бывает и более неприятная ситуация — когда формально-то ребенок учится хорошо, у него четверки и пятерки, но в какой-то момент (обычно перед государственными экзаменами в 9 или в 11 классе) выясняется, что пятерки липовые, что реальных знаний у ребенка нет. Почему эта ситуация более неприятная? Потому что время уже упущено. Лучше бы нахватать двоек в шестом классе и вовремя заняться решением проблемы, чем к концу девятого обнаружить, что четверки-пятерки есть, а знаний и навыков нет. И чем в таком случае поможет школа? Переводить ребенка в другую, где этот предмет преподается лучше? Но для школьника это огромный стресс — новые дети, новые учителя, и не факт, что в итоге будет польза.
Наконец, третий случай, когда массовая школа особо помочь не может, — если у ребенка есть явные способности к предмету, явный интерес, он ту же, к примеру, математику знает лучше своих одноклассников, он хочет поступать в профильный вуз, допустим, в МФТИ или в МГУ. И ему для этого потребуются такие знания, которые обычная школа на уроках не даст, да и не обязана давать. Ни в каких нормативных документах, между прочим, не сказано, что целью обучения в массовой школе является подготовка к поступлению в вуз.
2. Родители или другие родственники сами способны позаниматься с ребенком, ликвидировать пробелы в его знаниях.
В каких-то случаях это действительно возможно. Но чаще всего — нет. Во-первых, родители, как правило, люди работающие. Когда заниматься? В десятом часу вечера, когда и у них, и у ребенка тяжесть в голове? Даже если они сумеют себя заставить (и не один раз, а постоянно), толку от занятий в состоянии усталости не будет никакого.
Во-вторых, родители даже если и разбираются в проблемном предмете (английский язык, математика, русский), то не знают, как надо все это объяснять ребенку. Иными словами, репетиторы-дилетанты не знают основ методики. Это только кажется, что методика не нужна, что это заумь какая-то, что на самом деле все просто. Будь оно действительно так просто, не думали бы над этим сотни светлых умов на протяжении столетий, не нужны были бы вообще педагогические вузы, любой предмет мог бы преподавать кто угодно.
Что же получается, когда родитель садится с ребенком и, не зная методики, не зная последовательности школьной программы, начинает объяснять, как решать такие задачки? А получается, что метод решения может быть ребенку еще непонятен, они еще этого не проходили. Да, можно надрессировать решать именно такие задачки этим методом, но уже чуточку другие задачки окажутся ребенку не по силам. Родитель не знает, что тот метод, которым в этом классе положено эти задачи решать, нужен как основа для усвоения последующего материала, и что если прыгать сразу через несколько ступеней, у ребенка образуются лакуны в знаниях. В итоге это может не только не улучшить, но даже и ухудшить его текущую успеваемость, а главное — создать проблемы, которые вскроются гораздо позже, уже на этапе подготовки к сдаче экзамена (в частности, ЕГЭ).
В-третьих, многим детям некомфортно заниматься с родителями и близкими родственниками. Они стесняются показаться тупыми в их глазах, боятся их разочаровать — и поэтому не переспрашивают, притворяются, будто поняли. А бывает и так, что дети не воспринимают родственника, с которым их вынуждают заниматься, как авторитета, как человека, имеющего право требовать выполнения заданий, имеющего права покушаться на их свободное время. В то же время с посторонним человеком (репетитором) таких сложностей у них нет.
3. Подходящего репетитора найти очень легко, достаточно лишь посмотреть на его резюме и статистику поступлений в вузы его учеников.
На самом деле найти подходящего репетитора именно в вашем случае, для вашего ребенка, может оказаться очень непросто. Ведь помимо знаний и опыта, необходим еще психологический контакт именно этого репетитора с именно этим ребенком — а тут могут возникнуть неприятные неожиданности.
Обычно репетитора ищут двумя способами — либо посредством «сарафанного радио» (то есть по рекомендациям знакомых), либо в Интернете, где у репетитора может быть свой сайт, может быть канал на YouTube с фрагментами занятий. Скорее всего, информация, которую вы можете там найти, достоверная. Шарлатаны случаются, но не так часто, чтобы говорить об этом как об ужасной опасности.
Однако даже если этот репетитор — доктор наук, если вам безумно нравятся видео с его занятиями, если вас обнадеживает статистика поступлений его учеников, все равно может оказаться, что именно вашему ребенку он не подходит. Может, ребенка оттолкнет его внешность, может, его манера говорить, может, формат проведения занятий.
Кстати, насчет формата: бывают занятия индивидуальные, один на один с репетитором, а бывают групповые, когда репетитор занимается одновременно с несколькими детьми. Иногда бывает полезнее так, иногда — этак. Например, если это занятия иностранным языком, то небольшая группа может оказаться лучше, чем индивидуально с преподавателем, потому что друг с другом детям разговаривать психологически проще, чем со взрослым. А может быть и наоборот. И бывает так, что ребенку нравится преподаватель, но не нравится группа. А теперь бывают и занятия дистанционные, когда преподаватель в Интернете ведет онлайн-трансляцию своей лекции. И у этой формы занятий есть масса своих особенностей, которым можно посвятить отдельную статью.
Далее, ища репетитора, надо понимать, для чего вы это делаете. Если ваша цель — подтянуть шестиклассника по русскому языку, то вряд ли разумно обращаться к «светилу», университетскому профессору, который готовит старшеклассников к поступлению на филфаки ведущих вузов. Его методика работы не рассчитана на младших подростков. Это все равно что на танке в булочную ездить. «Самый лучший» репетитор вовсе не обязательно окажется самым лучшим именно для вас.
4. Как только вы наймете ребенку репетитора, тут же улучшится текущая успеваемость по этому предмету.
Сразу — не улучшится. Нормальный репетитор начинает с того, что выявляет проблемные места ученика, разбирается с тем, что было запущено в предыдущих классах, и строит занятия так, чтобы дать ребенку системные знания. Это означает, что материалом, который прямо сейчас проходят в их классе, он совсем необязательно будет заниматься с ребенком прямо сейчас. Например, не станет объяснять восьмикласснику, как решать квадратные уравнения, если сначала надо научиться считать и начать с таблицы умножения и действий с дробями. Текущая успеваемость со временем тоже улучшится, но именно что со временем.
Тут полная аналогия с приемом какого-нибудь лекарственного препарата: курс лечения рассчитан на несколько месяцев, не стоит ждать чудесного исцеления после первых же проглоченных таблеток. Так и занятия с репетитором обычно длятся месяцы, а то и годы. Исключение — форс-мажорные обстоятельства, когда, например, в 11 классе в мае родители спохватились — и нанимают ребеночку репетитора, чтобы перед ЕГЭ успеть сделать хоть что-то. Но каким бы замечательным ни был репетитор, он все равно не гарантирует чуда.
5. Самое главное — это нанять ребенку хорошего репетитора. После этого родители могут расслабиться.
На занятии репетитор всегда дает ученику домашнее задание, которое нужно выполнить к их следующей встрече. Без выполнения этих заданий толку от очных занятий нет. А кто проверит, делает ли ребенок эти задания? Да, бывают очень сознательные, очень мотивированные дети, которые сами все держат под контролем. Но чаще контролировать это приходится родителям.
Надо с самого начала, еще только задумываясь о поиске репетитора, понимать: придется ведь не только ездить к репетитору раз или два в неделю, но и делать домашние задания. Чтобы их делать, нужно выделить необходимое время. А поскольку времени всегда не хватает, значит, чем-то надо будет пожертвовать: может, какими-то другими занятиями, может, кружками и секциями, может, к самому минимуму свести прогулки, общение с друзьями, и так далее.
Ответьте себе на два вопроса: во-первых, есть ли в распорядке дня ребенка такой временной ресурс, а во-вторых, если есть, то способны ли вы проконтролировать, действительно ли он выполнял задание репетитора, а не играл, допустим, на компьютере? Если нет, если ничем не можете пожертвовать, если не можете проконтролировать работу ребенка, то, может, лучше и не нанимать репетитора? Может, это просто не ваш случай?
Большинство репетиторов, видя, что ученик систематически не выполняет домашние задания, просто отказываются с ним в дальнейшем работать. И тогда вы просто потратите время, деньги и нервы, а пользы от таких занятий не получите.
Кстати, о деньгах: это тоже распространенный родительский стереотип, будто мотивация репетитора исключительно меркантильная. На самом деле, если это не шарлатан, а крепкий профессионал, он работает не только за деньги. Он любит эту работу, он получает от нее моральное удовлетворение, ощущает свою востребованность. Но если эти занятия нужны только родителям, а у ребенка мотивация нулевая, то зачем их продолжать?
6. Ребенку надо нанимать репетиторов практически по всем школьным предметам — если, конечно, финансы позволяют. Мол, кашу маслом не испортишь.
На самом деле это огромная ошибка. Ребенок может просто не выдержать такой чудовищной нагрузки — и школьные занятия, и множество занятий с репетиторами — со всеми вытекающими последствиями. Как вариант защитной реакции, ребенок начнет наплевательски относиться к школьным урокам и домашним заданиям, что, естественно, приведет к еще большим сложностям в школе. А может, и к проблемам со здоровьем. Надо трезво оценивать силы ребенка, не лишать его детства. Все-таки учеба должна приносить ему удовольствие и радость познания, а не становиться тяжкой повинностью.
Иногда, к сожалению, бывает и так, что стремление нанять репетитора свидетельствует лишь о родительском тщеславии: я замечательная мама (или папа), я ничего не пожалею ради своей кровиночки! Либо причина — в стремлении любой ценой дать ребенку высшее образование: оно мыслится незыблемой ценностью, а его отсутствие — катастрофой. А поступление в вуз без репетиторов таким родителям кажется невозможным.
Поэтому если уж вы решили искать репетитора, то только по тем предметам, которые для ребенка реально значимы и с которыми самостоятельно он никак не справится.
7. Если нанимать ребенку репетитора по какому-то предмету, это может вызвать недовольство его школьного учителя.
На самом деле это не совсем миф — часто такое действительно бывает. И это не лучшим образом говорит об учителе. Я знаю случаи, когда учитель возмущался, что ребенку наняли репетитора, потому что сам хотел заниматься с ним за деньги, а тут, выходит, ущемили его финансовые интересы. Насколько вообще этично заниматься частным образом с учеником, которого ты учишь на уроках в школе — это вопрос, на который однозначного ответа нет. Но уж возмущаться, что он достался «конкуренту» — безусловно недопустимо. Однако такое бывает.
Другая причина недовольства учителя — если, с его точки зрения, репетитор учит неправильно. Например, дает материал, опережающий школьную программу, а ученик тут же начинает хвастаться перед одноклассниками (а то и перед учителем) своей «продвинутостью». Или репетитор дает форму записи, отличающуюся от той, что требует учитель. Или, если это иностранный язык, претензии могут быть к произношению (и кто тут более прав, учитель или репетитор, не всегда возможно понять). Но особенно вероятны такие коллизии в случае литературы и истории. Все-таки в этих науках достаточно велик момент субъективности: при обучении даются не только голые факты, но и их оценки, и связи между ними. А тут уже сильно влияет мировоззрение.
Но все-таки вероятность такого не слишком велика. Большинство учителей, если даже и узнают, что их «трудный» ученик занимается с репетитором, будут только рады, когда у него улучшится успеваемость. Ведь отстающий не только сам отстает, но и в какой-то мере тормозит остальных детей. Кроме того, нормальный репетитор прекрасно знает не только свой предмет и не только как ему научить, но и как обучают этому в школе. Он постарается избежать каких-то серьезных расхождений, либо предупредит ученика, что в школе надо записывать решение задачи так, как там требуют.
8. Репетитор обязан решить все педагогические и психологические проблемы ребенка.
Нанимая репетитора, родители зачастую хотят, чтобы тот не только научил их ребенка своему предмету, но и воспитал в нем усидчивость и трудолюбие, привил ему навыки самоорганизации, и так далее.
Безусловно, методика построения занятий и отношение репетитора к своей работе будет организующим и дисциплинирующим фактором. Но требовать от репетитора отдельным пунктом воспитание ученика вряд ли логично.
Кстати, еще не факт, что любой репетитор справится с обучением своему предмету ученика с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья): чтобы с ним заниматься, нужно владеть специальными методиками.
На самом деле репетитор зачастую не в состоянии (или не хочет) заниматься воспитанием ученика, потому что общается с ним, допустим, полтора часа в неделю и намерен все это время тратить исключительно на занятия по предмету. Особенно это касается занятий со старшеклассниками: близок «час Х» (экзамен), велик объем материала, и мотивация ученика предполагается по умолчанию.
Заниматься воспитанием репетитору попросту некогда. Если ребенок постоянно отвлекается, если не умеет внятно выразить свою мысль, если не совсем понимает смысл прочитанного текста (хотя бы даже условие текстовой задачи) — то это недоработки родителей, воспитателей детского сада и учителей начальной школы. Частичная компенсация этого может происходить в результате занятий с репетитором, но вряд ли станет для него главной задачей. К репетитору в первую очередь идут за знаниями.
9 . Без репетиторов хорошо сдать ЕГЭ абсолютно невозможно.
Разумеется, это не так. Мы говорили о случаях, когда репетитор нужен. Но зачастую без него можно обойтись, если школьник стабильно хорошо учится в школе, имеющей давнюю и заслуженную репутацию.
У учеников таких школ уже есть крепкая база, они с удовольствием сами (или с помощью школьного учителя) находят и изучают дополнительную литературу по наиболее важным для них предметам. А также пользуются материалами, размещенными на специализированных сайтах в Интернете и так далее.