Традиции взаимодействия городов-побратимов в современном мире. Ковентри – Сталинград

Разделы: Иностранные языки

Класс: 10

Ключевые слова: города-побратимы Ковентри – Сталинград


Команда проекта – учителя английского языка, учащиеся 9-х и 11-го класса.

Обоснование актуальности проекта. В УМК Ю.Ваулиной, В.Эванс. “Spotlight” 2-11 классы, учащиеся знакомятся с информацией в основном о стране изучаемого языка. ФГОС второго поколения среди актуальных и приоритетных целей образования выделяет развитие личности учащихся – «формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры.

Данный проект имеет большое значение в деле формирования личности учащихся, воспитания гражданина и патриота. Одним из приоритетных аспектов воспитания является осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родной страны. А также взаимодействие, сотрудничество и братство с другими государствами.

Научная новизна проекта состоит в том, что будут разработаны и апробированы критерии оценки результатов и эффективности патриотического воспитания в системе внеурочной работы школы, позволяющей целенаправленно модернизировать содержание, формы и методы патриотического воспитания в зависимости от его целей.

Цель и задачи проекта

Цель: Формирование патриотического мышления на основе культурно-исторического взаимодействия России и Великобритании.

Задачи:

  • способствовать развитию умений и навыков поиска необходимой информации
  • совершенствовать навыки синтеза и анализа на основе выбранной информации
  • воспитывать гражданско-патриотическую позицию через уважительное отношение к культуре и истории своего народа и народов других стран.

1. Краткое содержание

Пять слов, характеризующих проект: открытие, сотрудничество, братство, память, поколения.

Учебный проект по английскому языку предназначен для учеников 9-х и 11-го класса и позволит учащимся составить программу урока по выбранной теме, подобрать тексты и разработать упражнения на английском языке. Ученики работают в группах и самостоятельно занимаются поиском информации по выбранной теме. В конце проекта, каждой группой будет представлен буклет разработанного урока и проведена презентация работы, т.е. сам урок.

Целевая аудитория – учитель и учащиеся старшей школы.

Кадровое обеспечение проекта – учителя английского языка, методист школы.

География проекта – представленный проект может быть востребован во всех образовательных школах на территории Российской Федерации.

Сроки реализации проекта – учебная четверть.

Основная часть

2.1. Введение

Приступая к работе, мы ознакомились с особенностями метода проектов на уроках английского языка и пришли к выводу, что проблема обучения проектной деятельности на сегодняшнем этапе является актуальной. Так как метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, то это позволяет учащимся становиться активными участниками процесса и проявить самостоятельность, предусматривает вовлечение каждого ученика в активную познавательную деятельность, а также позволяет им перейти от уже готового урока к приобретению новых знаний. Огромным плюсом в самостоятельной работе является обучение в группе. Групповая работа является намного эффективней традиционных методов обучения.

Школьники, работая в группах, разрабатывают план совместных действий, находят источники информации, предлагают свои способы достижения целей, выдвигают и обсуждают идеи. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и понятную.

2.2. Описание проекта «Традиции взаимодействия городов-побратимов в современном мире. Ковентри - Сталинград (Волгоград)»

Е.С.Полат, доктор педагогических наук, известный исследователь в области современных технологий обучения, определяет метод проектов как «определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но и организацию процесса достижения этого результата».

Принимая во внимание её точку зрения, определяем типологию предлагаемого проекта: доминирующий метод: метод проектов. Учащиеся сами выбирают тему проекта, находят интересную информацию, составляют упражнения, в конце работы готовят презентацию своего урока.

Предметно-содержательная область: монопроект – связан со страноведческой и социальной тематикой.

Характер координации проекта: со скрытой координацией – учитель выступает в роли советчика и помощника. По характеристике контактов: внешний – среди участников разных классов. По количеству участников: групповой (несколько групп).

Участники: учащиеся 9-х и 11го классов.

По продолжительности проведения: среднесрочный (учебная четверть).

Предметные области: иностранный язык, история, география.

Ожидаемый результат: создание буклета, проведение урока, создание презентации.

Главным средством воспитания гражданина и патриота в современных условиях становится содружество подростков и педагогов, связанных едиными задачами, деятельностью, гуманными отношениями. Именно здесь сохраняется нить поколений педагогов, выпускников, родителей, всех тех, кто причастен к процессу обучения и воспитания. Обращение к духовному опыту предшествующих поколений-важнейший фактор формирования нравственности и патриотизма. Поэтому ради нашего прошлого, настоящего и будущего надо сделать все возможное, чтобы не было у нас больше поколений - «Иванов, не помнящих родства».

Выбирая тему проекта, мы обратились к памятным датам истории этого года. Во-первых, в будущем 2020 году предстоит знаменательная дата- 75-летие со дня Победы в ВОВ (1941-1945гг). А вот 2019 год, - это год 75летний юбилея со дня побратимских отношений города Ковентри (Англия) - Сталинграда (Волгограда) также со времени Второй Мировой Войны (1944 года).

Ковентри и Сталинград в 1944 году стали первыми породнившимися городами. Оба города подверглись жесточайшим бомбардировкам со стороны Люфтваффе. Это положило начало мировому движению породненных городов.

Первый раз Ковентри бомбили еще в ноябре 1940 года. Немцы направили сюда около 500 самолетов. 11 часов атаковали город. Многие фабрики, военные заводы были разрушены. Погибли 600 человек. Для небольшого городка, который находился вдалеке от линии фронта, эта атака стала настоящим потрясением. Когда жители английского города услышали про бомбежки Сталинграда, они знали, что чувствуют раненые, родные погибших и что для жителей осаждённого города сейчас важнее всего. В 42 году мэр Ковентри отправил в Сталинград вот такую телеграмму: «Ковентри, наиболее пострадавший от войны город Великобритании, выражает истинное восхищение героическому городу Сталинград, жители которого отважно противостоят общему врагу». В Сталинграде телеграмму напечатали на обратной стороне этикетке от солдатской каши. В городе во время войны был дефицит бумаги. Сейчас она хранится в Музее Волгограда. Рядом меч-подарок короля Георга 6-го. Но самым значимым подарком стала помощь обычных жителей Ковентри. Это знаменитая скатерть, на которой вышито 830 имен, фамилий тех, кто сдавал помощь, сдавал деньги и на ней такие выбиты слова: лучше маленькая помощь, чем большое сожаление.

Прошло 75 лет, а отношения между городами по-прежнему очень теплые. Мэр Ковентри, Линда Бигхэм, сама проводит экскурсию для гостей из России по новому Собору. Ее мнение остается прежним: «Переписывать историю нельзя, мы должны помнить героев и их склад, обычные люди страдали, и нам нужно улучшать наши отношения, чтобы память жила и дальше». В Британии, в отличие от многих других стран, память о нашем союзничестве времен Войны жива, она в обществе поддерживается, это очень приятно наблюдать, - комментирует Иван Володин, временный поверенный в делах посольства РФ в Великобритании. В Ковентри тоже есть своя скатерть. На ней написаны фамилии и имена жителей обоих городов, имена тех, кто все эти годы ценит и хранит дружбу. Мы считаем, что было бы очень ценно предоставить ученикам возможность «создать» интересный и познавательный урок, не только для себя, но и для других школьников о городах-побратимах в своей стране. Темы близки и понятны старшим школьникам, они смогут по найденной дополнительной информации создать урок.

Использование национально-регионального компонента в разрабатываемом проекте поможет учащимся осознать богатство культурного наследия, которое принадлежит им наравне с другими людьми, развить чувство принадлежности к мировой культуре, межкультурного сотрудничества, воспитать качества гражданина и патриота своей страны.

Так как проект занимает продолжительное время, то его выполняют в ходе внеклассной деятельности. Учащимся предлагается воспользоваться любыми источниками информации и подобрать наиболее интересные тексты и составить упражнения по выбранной теме (Город Ковентри и Сталинград во время Второй Мировой Войны и в современное время).

Для презентации своей работы, учащиеся оформляют красочный буклет, каждой группе предоставляется возможность провести урок в классе. В качестве гостей данного мероприятия можно пригласить администрацию школы, методиста, родителей. После проведения презентации подводятся итоги, и определяется наиболее интересный урок. Группе - победителю вручается грамота.

Стратегия и механизмы достижения поставленных целей

Основные принципы:

Принцип деятельностного подхода: воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей. Чем богаче школьная деятельность, тем больше способов взаимодействия с людьми, тем свободнее человек, тем успешнее процесс его социализации.

  • Принцип воспитания в коллективе и через коллектив: развитие социальной направленности личности ребенка.
  • Принцип сотрудничества: дети и педагоги-вместе.
  • Принцип гуманизации личностных взаимоотношений: только уважительное отношение между педагогами и людьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним, педагогическое авансирование, демонстрация уважения и значительности личности ребенка.
  • Принцип культуросообразности: образование должно открывать ребенку дверь в мировую культуру (основываться на культурных общечеловеческих ценностях), через постижение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры.

Сформулированные в проекте основные принципы отбора содержания, форм и методов военно-патриотической работы, научная характеристика условий эффективной реализации данного направления воспитания могут выполнять функцию необходимого теоретического основания для прикладных и методических разработок.

Нормативно-правовая база, использованная в процессе реализации проекта, может быть применена при разработке подобных моделей в других образовательных учреждениях.

2.3. Рабочий план реализации проекта «Традиции взаимодействия городов-побратимов в современном мире. Ковентри - Сталинград (Волгоград)»

Работа над проектом будет осуществляться согласно следующим этапам:

Подготовительный этап

  • формирование групп – учащиеся делятся на группы;
  • выбор темы проекта – выбирают из предложенных тем наиболее интересную для себя;
  • разработка плана проекта;
  • распределение заданий среди учащихся;
  • определение сроков.

На этом этапе учителя выступают в роли советчиков. Они помогают учащимся в выборе темы, координируют их действия по планам и срокам работы, но основную работу выполняют сами ученики.

Работа над проектом

  • работа с литературными источниками, с электронными ресурсами в сети
  • Интернет, отбор необходимого материала;
  • разработка и создание упражнений;
  • создание буклета
  • создание презентации к уроку.

На этом этапе происходит основная работа: школьники самостоятельно находят наиболее интересные тексты и даже некоторые видео по теме урока, подбирают соответствующее оформление, составляют упражнения, вместе с учителем обсуждают промежуточные результаты, корректируют ошибки в употреблении языковых единиц.

Заключительный этап

  • подготовка презентации;
  • оформление буклета;
  • проведение урока;
  • подведение итогов проекта.

На этом этапе учащиеся оформляют разработанный ими урок в виде красочного буклета. Группа готовится провести урок. По итогам проведения уроков определяется наиболее интересный проект. Учителя дают свою оценку, отмечают результаты работы над проектом.

Этот этап является очень важным для самих учеников, так как презентация проекта позволит учащимся повысить свою компетенцию и самооценку.

2.4 Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты проекта

Краткосрочные результаты:

  • создание в школьном музее методической копилке с разнообразными формами и методами по гражданско-патриотическому воспитанию школьников;
  • стремление к сохранению традиций родного народа;
  • умение и желание сочетать общественные и личные интересы;
  • создание дидактических материалов, презентаций, конспектов и буклетов по данной теме (методическое объединение учителей иностранных языков).

Долгосрочные результаты:

  • активная социальная и гражданская позиция школьников;
  • объединение усилий школы, семьи и общественности в гражданско-патриотическом воспитании школьников, а также выработка единых подходов в воспитании;
  • активизация интереса к углубленному изучению истории Отечества, воспитание у школьников уважения к подвигу отцов;
  • отследить социально-культурные совместные мероприятия городов-побратимов, Волгоград–Ковентри, которые будут проведены к юбилейной дате 75-летия Победы в ВОВ;
  • провести заключительный классный час, на основе полученной информации о проведении праздничных мероприятий данных городов.

2.5. Оценка эффективности реализации проекта

Оценка эффективности реализации проекта осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

  • сформированность гражданских навыков:
    • умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
    • знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
    • умение принимать и защищать свои решения;
    • готовность к участию в общественных делах; готовность к образованию.
  • сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
    • патриотизм и любовь к Родине;
    • права и свободы человека и гражданина; национальное самосознание;
    • уважение чести и достоинства других граждан.

Количественные параметры:

  • включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;
  • участие в поисково-исследовательской работе, муниципальных конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
  • количество мероприятий, проводимых по гражданско-патриотическому воспитанию;
  • участие в школьных городских и региональных конкурсах гражданско-патриотической направленности;
  • привлечение родителей и жителей района к выполнению проекта.

Выводы

В настоящее время перед современными учителями стоит проблема – как сделать учебный процесс наиболее интересным, чтобы получаемые школьниками знания они смогли применить во всех областях своей жизни, расширяли свой кругозор и воспитывали в себе патриотическую личность. Для этого необходимы новые педагогические подходы и технологии обучения в современной общеобразовательной школе. Таким образом, использование проектного метода на уроке английского языка является очень актуальным. С его помощью можно реализовать все задачи, стоящие перед учителем: образовательные, развивающие и воспитательные. Метод проектов так же позволяет сделать процесс обучения школьников более эффективным, так как он направлен на активную самостоятельную работу по поиску новых
знаний и их лучшему усвоению.

В ходе проекта учащиеся смогли подобрать интересную информацию и материалы по выбранной ими теме; придумать и разработать упражнения; создать буклет, а также подготовить презентацию собственного урока, узнать о славном прошлом своей страны и гордиться им, причем усвоили данный материал по-новому и интересно, во многом – самостоятельно выбранными средствами.

Представленный проект «Традиции взаимодействия городов-побратимов в современном мире. Ковентри - Сталинград (Волгоград)», позволил учащимся не только научиться работать в группах, узнать много нового из различных источников об историческом прошлом своей страны, но и применить полученные знания на практике - провести свой незабываемый урок о прошлом на английском языке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреева И.А., Мачульская А.В. Нетрадиционные формы уроков в обучении иностранным языкам. Современные проблемы науки и образования. 2006. № 1. С. 29-30
  2. Беспятова Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков методическое пособие / Н.К.Беспятова, Д.Е.Яковлев [Текст] - М.: Айрис Пресс: Айрис дидактика, 2006. - 189 с.
  3. Быков А.К. Событийный подход в патриотическом воспитании школьников // Воспитание школьников. - 2009. - №7. - С.21 - 24.
  4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Москва, «Просвещение», 2009.
  5. Дьюи Дж. «Школа и общество»/ Дж. Дьюи // «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», 2003 – № 4.
  6. Полат Е.С., Метод проектов на уроках иностранного языка/ Полат Е.С.// Иностр. языки в школе. – 2000. – № 2, 3.
  7. Английский язык: Английский с удовольствием / EnjoyEnglish: Учебник для 9, 11 кл. общеобраз. учрежд. – Обнинск: Титул, 2016 – 208 с.: ил.
  8. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2628 – Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы.
  9. Oxford advanced learner’s Dictionary/7th Edition, Oxford, 2002. -1780 с.: ил.
  10. Адамчик Н.В. Большой англо-русский словарь./ Минск: Белорусский Дом печати, 1998. -1167с.
  11. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – URL: http://standart.edu.ru.
  12. Песенный репертуар «Патриотические и военные детские песни» http://allforchildren.ru/songs/vov.php.