Учить, нельзя понять!?

Разделы: Химия, Руководство учебным проектом


Школьный проект (или индивидуальный проект) – это первая научная работа школьника. Где ученик выбирает учителя наставника, с которым ее выполняет. В 11 классе оценка за индивидуальный проект выносится в аттестат.

В этом году ко мне обратились две ученицы 10 химико-биологического класса с предложением совместного сотрудничества. Будучи учителем химии, преподающим у них этот предмет в классе, попытались связать тему проекта с ним. Вначале мы решили проанализировать, что для нас актуально.

Оказалось, что учащихся профильного 10 класса волнуют следующие вопросы: во-первых, начинается изучение большого блока информации по органической химии. Он включает в себя много новых тем. Это классы соединений, формулы веществ, возможные и качественные реакции, свойства, гибридизация и изомерия. Во-вторых, большинство заданий по органической химии представлены в тестовой части Единого Государственного Экзамена. Как не запутаться в этом потоке? Как лучше систематизировать знания и «разложить их по полочкам»? Как облегчить процесс запоминания? Учить, нельзя понять?

Известно, что систематизация и понимание большого объёма изученного материала регулярно вызывает затруднения у большинства школьников.

Было принято решение разработать и создать игру-тренажер, которая в доступной форме позволит систематически повторять пройденный материал по химии в интересном для учащихся формате. Мы предположили, что если применять ее, как форму опроса, то возможно это даже снизит стрессовость ситуации зачета. Т.е., целью нашей работы стала экспериментальная проверка и подтверждение данной гипотезы, что игра-тренажер при повторении материала обеспечит более глубокое и длительное запоминание по изученным вопросам органической химии. А задачей: сохранение и применение этих знаний.

В своей работе мы использовали следующие методы исследования:

  • Информационный – поиск информации.
  • Экспериментальный – проведение зачета с участием учащихся двух классов.
  • Анализ.

Почему мы обратились именно к игре? С давних пор игра является важнейшей частью жизни человека. В начале XX века у исследователей даже не было единодушия в решении вопроса о том, что является первичным в истории человечества — труд или игра. Высказывались предположения, что игра возникла раньше труда.

Что такое игра? Определений содержания понятия «игра», «игровая деятельность» очень много.

Игра — тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в её результате, а в самом процессе.

Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

Исторически одной из целей игры являлась выработка необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.

В отечественной педагогике и психологии серьезно разрабатывали теорию игры ученые К.Д.Ушинский, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.

В ходе разработки игры-тренажера мы также обратили внимание на некоторые психологические аспекты, которые постарались учитывать.

Известно, что человеческая память имеет три канала получения информации: аудиальный, визуальный и кинестетический. Таким образом, активизируя в игре все каналы памяти, мы рассчитывали на хороший результат.

Задумывались ли вы, что у каждого из нас среди органов чувств есть ведущий, который быстрее и чаще остальных реагирует на сигналы и раздражители внешней среды.

Вот некоторые отличительные признаки каждого типа:

Объединив все эти знания, нами и была придумана и разработана игра-тренажер по органической химии, в ходе которой мы действительно затрагивали разные пути «доставки» новой информации: работало зрение, слух и моторика. Все это позволило получить высокие результаты, избежать многих ошибок, а главное заинтересовать ребят и вовлечь их в обучение.

Игру назвали «Пан или пропан». Она полностью создана руками учащихся. Положительным моментом является то, что игра может достраиваться, в нее могут добавляться новые игровые категории по мере изучения нового материала.

Игра состоит из игрового поля, карточек и жетонов. Игровое поле представлено в виде таблицы с классами соединений (алканы, алкены, алкины, диены, одноатомные и многоатомные спирты) и различными категориями вопросов к ним (общая формула, гибридизация, валентный угол, представитель класса, тривиальное название, изомерия, возможные и качественные реакции). Участники должны расставлять карты-задания в нужные места на игровом поле (Например, если игрок достает карту CnH2n+2 он должен пояснить, что это категория «общая формула» и соотнести ее с «алкан»)

  • Участники делятся на равные команды.
  • Игровое поле устанавливается в центре стола.
  • Карты-задания необходимо тщательно перемешать.
  • Участники команд по очереди вытягивают карту-задание. За верный ответ команды получают баллы согласно той категории, которая им досталась в задании. Если ответ сопровождается комментарием и устным пояснением, то он приносит команде дополнительный балл.
  • Если игроку выпадает задание из категории «возможные и качественные реакции», то он должен составить уравнение этой реакции, указать ее условия. Возможен переход хода к другой команде, если этот вопрос вызывает затруднение.
  • Заработанные баллы фиксируются в таблице и по окончании игры суммируются.
  • В случае ошибочного ответа баллы отнимаются согласно категории задания.
  • Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Эксперимент решили проводить в двух 10-х классах. В зачете принимали участие 24 человека в каждом классе. Экспериментальный «А» и контрольный «Б» класс соответственно. Зачёт в контрольном «Б» классе проходил в традиционной форме. В ходе зачета с использованием игры-тренажера наблюдался интерес учащихся, активное включение и участие, хорошее настроение и отсутствие усталости. Оценки этого урока-игры сравнили с результатами в двух классах, участвующих в эксперименте.

О первом зачете учащихся предупредили заранее, и они готовились к нему. Оценки по зачету представлены в таблице 1.

Таблица 1

Зачёт №1

Оценки

Класс «А»
(с игрой-тренажером)

Класс «Б»
(без игры)

«5»

10

8

«4»

8

9

«3»

5

5

«2»

1

2

Второй зачет был проведен через три недели без предупреждения по договору с учителем, чтобы была возможность посмотреть, в каком классе информация была усвоена в большем объеме и качестве. Оценки по второму зачету представлены в таблице 2.

Таблица 2

Зачёт №2

Оценки

Класс «А»
(с игрой-тренажером)

Класс «Б»
(без игры)

«5»

9

2

«4»

11

4

«3»

4

14

«2»

0

4

Оценки первого зачёта были практически одинаковые, а вот второго – резко отличались. Экспериментальный класс получил более высокие оценки, учащиеся показали более глубокое и длительное запоминание изученного материала.

По результатам двух зачетов мы составили сводную диаграмму, в которой отразили все полученные оценки двумя классами (таблица 3).

Таблица 3.

Количество хороших и отличных оценок выше на уроке с использованием игры-тренажера, а неудовлетворительных оценок значительно ниже. По оценкам видно, что % сохранения информации в экспериментальном классе также выше даже через определенный промежуток времени. На основании этого можно сделать вывод, что в классе, где проводилось игровое обучение с использованием разработанной игры-тренажера, материал усвоили лучше и процесс забывания будет более длительным.

Игра не оставляет никого равнодушным. Еще Конфуций говорил: “Скажи мне, и я забуду; покажи мне, и я, может быть запомню, вовлеки меня, и я пойму…”

Оказалось, что применение таких игр-тренажеров дает не только высокий уровень интереса со стороны учащихся, но и отработку навыков, как общенческих, так и естественнонаучных.

Индивидуальный проект девочек позволил получить высокие результаты, а главное заинтересовать ребят и вовлечь их в обучение. Помог им понять, а не просто заучить материал. Наша гипотеза о том, что использование разработанной нами игры-тренажера позволила закрепить и систематизировать большой объем изученного материала на длительный срок, исключая стрессовость зачета, подтвердилась.

Приложение

Фотоприложение

Используемая литература

  1. Акимова Г.Е. "Как помочь своему ребенку", Екатеринбург: У-Фактория, 2003. 
  2. Гобова Е.С. Понимать детей дело интересное. - М.: А+, 1997.
  3. Любимов А. Мастерство коммуникации. Ч.1, 2004.