Школьный проект (или индивидуальный проект) – это первая научная работа школьника. Где ученик выбирает учителя наставника, с которым ее выполняет. В 11 классе оценка за индивидуальный проект выносится в аттестат.
В этом году ко мне обратились две ученицы 10 химико-биологического класса с предложением совместного сотрудничества. Будучи учителем химии, преподающим у них этот предмет в классе, попытались связать тему проекта с ним. Вначале мы решили проанализировать, что для нас актуально.
Оказалось, что учащихся профильного 10 класса волнуют следующие вопросы: во-первых, начинается изучение большого блока информации по органической химии. Он включает в себя много новых тем. Это классы соединений, формулы веществ, возможные и качественные реакции, свойства, гибридизация и изомерия. Во-вторых, большинство заданий по органической химии представлены в тестовой части Единого Государственного Экзамена. Как не запутаться в этом потоке? Как лучше систематизировать знания и «разложить их по полочкам»? Как облегчить процесс запоминания? Учить, нельзя понять?
Известно, что систематизация и понимание большого объёма изученного материала регулярно вызывает затруднения у большинства школьников.
Было принято решение разработать и создать игру-тренажер, которая в доступной форме позволит систематически повторять пройденный материал по химии в интересном для учащихся формате. Мы предположили, что если применять ее, как форму опроса, то возможно это даже снизит стрессовость ситуации зачета. Т.е., целью нашей работы стала экспериментальная проверка и подтверждение данной гипотезы, что игра-тренажер при повторении материала обеспечит более глубокое и длительное запоминание по изученным вопросам органической химии. А задачей: сохранение и применение этих знаний.
В своей работе мы использовали следующие методы исследования:
- Информационный – поиск информации.
- Экспериментальный – проведение зачета с участием учащихся двух классов.
- Анализ.
Почему мы обратились именно к игре? С давних пор игра является важнейшей частью жизни человека. В начале XX века у исследователей даже не было единодушия в решении вопроса о том, что является первичным в истории человечества — труд или игра. Высказывались предположения, что игра возникла раньше труда.
Что такое игра? Определений содержания понятия «игра», «игровая деятельность» очень много.
Игра — тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в её результате, а в самом процессе.
Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.
Исторически одной из целей игры являлась выработка необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.
В отечественной педагогике и психологии серьезно разрабатывали теорию игры ученые К.Д.Ушинский, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.
В ходе разработки игры-тренажера мы также обратили внимание на некоторые психологические аспекты, которые постарались учитывать.
Известно, что человеческая память имеет три канала получения информации: аудиальный, визуальный и кинестетический. Таким образом, активизируя в игре все каналы памяти, мы рассчитывали на хороший результат.
Задумывались ли вы, что у каждого из нас среди органов чувств есть ведущий, который быстрее и чаще остальных реагирует на сигналы и раздражители внешней среды.
Вот некоторые отличительные признаки каждого типа:
Объединив все эти знания, нами и была придумана и разработана игра-тренажер по органической химии, в ходе которой мы действительно затрагивали разные пути «доставки» новой информации: работало зрение, слух и моторика. Все это позволило получить высокие результаты, избежать многих ошибок, а главное заинтересовать ребят и вовлечь их в обучение.
Игру назвали «Пан или пропан». Она полностью создана руками учащихся. Положительным моментом является то, что игра может достраиваться, в нее могут добавляться новые игровые категории по мере изучения нового материала.
Игра состоит из игрового поля, карточек и жетонов. Игровое поле представлено в виде таблицы с классами соединений (алканы, алкены, алкины, диены, одноатомные и многоатомные спирты) и различными категориями вопросов к ним (общая формула, гибридизация, валентный угол, представитель класса, тривиальное название, изомерия, возможные и качественные реакции). Участники должны расставлять карты-задания в нужные места на игровом поле (Например, если игрок достает карту CnH2n+2 он должен пояснить, что это категория «общая формула» и соотнести ее с «алкан»)
- Участники делятся на равные команды.
- Игровое поле устанавливается в центре стола.
- Карты-задания необходимо тщательно перемешать.
- Участники команд по очереди вытягивают карту-задание. За верный ответ команды получают баллы согласно той категории, которая им досталась в задании. Если ответ сопровождается комментарием и устным пояснением, то он приносит команде дополнительный балл.
- Если игроку выпадает задание из категории «возможные и качественные реакции», то он должен составить уравнение этой реакции, указать ее условия. Возможен переход хода к другой команде, если этот вопрос вызывает затруднение.
- Заработанные баллы фиксируются в таблице и по окончании игры суммируются.
- В случае ошибочного ответа баллы отнимаются согласно категории задания.
- Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Эксперимент решили проводить в двух 10-х классах. В зачете принимали участие 24 человека в каждом классе. Экспериментальный «А» и контрольный «Б» класс соответственно. Зачёт в контрольном «Б» классе проходил в традиционной форме. В ходе зачета с использованием игры-тренажера наблюдался интерес учащихся, активное включение и участие, хорошее настроение и отсутствие усталости. Оценки этого урока-игры сравнили с результатами в двух классах, участвующих в эксперименте.
О первом зачете учащихся предупредили заранее, и они готовились к нему. Оценки по зачету представлены в таблице 1.
Таблица 1
Зачёт №1 |
||
Оценки |
Класс «А» |
Класс «Б» |
«5» |
10 |
8 |
«4» |
8 |
9 |
«3» |
5 |
5 |
«2» |
1 |
2 |
Второй зачет был проведен через три недели без предупреждения по договору с учителем, чтобы была возможность посмотреть, в каком классе информация была усвоена в большем объеме и качестве. Оценки по второму зачету представлены в таблице 2.
Таблица 2
Зачёт №2 |
||
Оценки |
Класс «А» |
Класс «Б» |
«5» |
9 |
2 |
«4» |
11 |
4 |
«3» |
4 |
14 |
«2» |
0 |
4 |
Оценки первого зачёта были практически одинаковые, а вот второго – резко отличались. Экспериментальный класс получил более высокие оценки, учащиеся показали более глубокое и длительное запоминание изученного материала.
По результатам двух зачетов мы составили сводную диаграмму, в которой отразили все полученные оценки двумя классами (таблица 3).
Таблица 3.
Количество хороших и отличных оценок выше на уроке с использованием игры-тренажера, а неудовлетворительных оценок значительно ниже. По оценкам видно, что % сохранения информации в экспериментальном классе также выше даже через определенный промежуток времени. На основании этого можно сделать вывод, что в классе, где проводилось игровое обучение с использованием разработанной игры-тренажера, материал усвоили лучше и процесс забывания будет более длительным.
Игра не оставляет никого равнодушным. Еще Конфуций говорил: “Скажи мне, и я забуду; покажи мне, и я, может быть запомню, вовлеки меня, и я пойму…”
Оказалось, что применение таких игр-тренажеров дает не только высокий уровень интереса со стороны учащихся, но и отработку навыков, как общенческих, так и естественнонаучных.
Индивидуальный проект девочек позволил получить высокие результаты, а главное заинтересовать ребят и вовлечь их в обучение. Помог им понять, а не просто заучить материал. Наша гипотеза о том, что использование разработанной нами игры-тренажера позволила закрепить и систематизировать большой объем изученного материала на длительный срок, исключая стрессовость зачета, подтвердилась.
Используемая литература
- Акимова Г.Е. "Как помочь своему ребенку", Екатеринбург: У-Фактория, 2003.
- Гобова Е.С. Понимать детей дело интересное. - М.: А+, 1997.
- Любимов А. Мастерство коммуникации. Ч.1, 2004.