Национальный вопрос в образовательном пространстве: от конфликта к гармоничным взаимоотношениям

Разделы: Классное руководство

Классы: 6, 7, 8, 9, 10, 11


В многонациональном государстве важное место занимают межнациональные отношения. В системе национальных отношений ключевыми являются политические аспекты: равноправие наций, национальное самоопределение, свободное развитие национальных культур. Важнейшим выражением сущности национальных отношений является национальный вопрос [1, c.215-217].

Национальный вопрос всегда имеет историческое и социальное содержание на определенном этапе развития данной страны. С решением одним проблем возникают другие, иногда более сложные и острые, обусловленные возрастанием уровня развития самих наций [2].

В мире практически не осталось этнически чистых государств. Поэтому рост национального самосознания, демократизация практически везде сопровождаются этническими конфликтами (Канада, США, Ирак, Испания, Индия). В нашей стране межнациональные конфликты между грузинами и осетинами, армянами и азербайджанцами, русскими и украинцами развиваются в соответствии с мировыми тенденциями. Основными причинами, бесспорно, служат политические и экономические факторы.

Для изучения отношения подростков к национальному вопросу в образовательной организации был проведен опрос обучающихся. На вопрос: «Какой Вы национальности?» были получены следующие данные: русских – 18%, татар – 3%, кумыков и башкир – по 2%, а также небольшие этнические вкрапления (примерно по 0,1%) узбеков, таджиков, украинцев, азербайджанцев, лезгин, талышей, аварцев, чувашей, румын, немцев, белорусов. Толерантно к представителям других национальностей относятся 38% опрошенных, равнодушно – 45%, отрицательно – 17%. На вопрос, связанный с причинами возникновения межнациональных конфликтов, обучающиеся ответили, что межнациональные противоречия являются следствием «непонимания, разных взглядов на мир» (47%). 44% обучающихся считают возникновение данных конфликтов следствием агрессивного отношения наций друг к другу; 22% респондентов полагает, что межнациональные столкновения происходят из-за различия религий и традиций и раздела территории. Политические причины (25%), личная неприязнь (29%), плохое воспитание (25%) – тоже часто фигурируют в ответах обучающихся. На вопрос: «Соблюдаете ли Вы свои национальные традиции и обычаи?» - «Да, соблюдаю» - ответили 49%, частично - 34%, не соблюдаю - 15%.

Из опроса видно, что большинство обучающихся равнодушно относятся к проживанию в России людей других национальностей. Большая часть обучающихся считают причинами межнациональных конфликтов личную неприязнь, политические причины и плохое воспитание. Многие респонденты следуют своей культуре и частично соблюдают обычаи.

Межнациональные конфликты являются важной проблемой в современном мире. Наиболее болезненны и эмоционально окрашены конфликты, возникающие в результате ущемления ценности той или иной национальности. Ценностные и ресурсные конфликты могут проявляться в любой сфере жизнедеятельности общества. Почему и где возникают межнациональные конфликты? Наиболее конфликтогенными в этом отношении являются регионы с высокой миграцией населения (например, самодостаточный субъект федерации Ханты-Мансийский автономный округ–Югра). Переселенцы, как правило, не учитывают социокультурных особенностей местных жителей, чем вызывают к себе негативное отношение «аборигенов».

Итак, от решения проблем межнациональных отношений зависят спокойствие и благополучие людей, проживающих в стране. Именно поэтому государству необходимо осуществлять меры по нормализации межнациональных отношений, решению накопившихся в этой области проблем на основе принципов дружбы и сотрудничества народов. Но это дело не только государства, а каждого из нас. Каждый индивид должен чувствовать себя равноправным гражданином, а представителям других национальностей не следует забывать и о своей национальной культуре и религии и уважительно относиться к другим. Только тогда мы сможем быть единым народом м6ногонациональной страны.

Библиографический список

1.Политология: учебник / Г.Т.Тавадов. — 2-е изд. стер. — М.: Издательство «Омега-Л», 2011. — 371 с.

2. https://www.yaklass.ru/materiali?mode=cht&chtid=635 (дата обращения – 19.06.2020).