«Все наше достоинство заключено в мысли, - писал французский математик и философ 17 века Б.Паскаль. - Не пространство и не время, которых мы не можем заполнить, возвышают нас, а именно она, наша мысль. Будем же учиться хорошо мыслить…» Этот призыв можно только поддержать, особенно если он адресован молодому поколению, мышление которого находится в процессе активного формирования.
Педагогические задачи многофункциональны, но основное содержание педагогической деятельности - развитие мышления учащихся. «Учись удобно не мыслям, а мыслить», - эти слова немецкого философа и ученого 18 века И.Канта являются приоритетным принципом в обучении и развитии личности. Основной целью образовательного процесса становится освоение определенных способов мышления, обеспечивающих понимание и производство новых знаний.
Специальное исследования ученых показывают, что одной из причин неумения мыслить является несформированность умений и навыков учебной деятельности, а это ведет к перегрузке учащихся, неуспеваемости, нежеланию учиться. Развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения - репродуктивной или продуктивной. Только тогда когда учебная деятельность, направленная на овладение основами наук и на развитие личностных качеств, сформирована на более высоком уровне, начинает проявляться ее творческая сторона. И здесь следует сказать о том, что потенциальные возможности школьников высоки и главное - найти тот «рычаг», который приведет в движение механизм развития творческой деятельности, а вместе с тем и личности учащихся. Под этим «рычагом» следует понимать рациональную организацию учебного процесса. Сюда включено и логико-содержательное построение курсов, и создание проблемных ситуаций, и частично-поисковый или исследовательский методы.
Но какой бы метод обучения не избрали успех, в конечном счете, зависит от успешного протекания мыслительного процесса. Чтобы сделать этот процесс творческим нужно немного: создать ситуацию успеха, стимулировать занимательным содержанием, создать эмоциональные ситуации и самое главное, признать право каждого ребенка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности. Для этого в центре учебного процесса должен находиться ученик, его познавательная и творческая деятельность.
Его творческая активность должна предполагать теоретическое осмысление знаний, самостоятельный поиск решений проблем, интенсивное проявление познавательных интересов. Основные стандартные формулировки деятельности - решите, спишите, сравните в процессе обучения должны быть заменены на проанализируйте, докажите, выразите символом, создайте схему. Форма учебной деятельности должна быть не фронтальной, а преимущественно групповой и индивидуальной, а результаты обучения должны фиксироваться не оценкой, а созданием портфолио и ориентации на самооценку обучающегося.
Содержание же учебного процесса должно быть подчинено задачам развития основных качеств мышления ученика. К ним относятся три составляющих мышления:
- элементарные мыслительные операции: анализа и синтеза, сравнения, аналогии, классификации;
- умение выдвигать множество гипотез, вариантов решения, нестандартных идей;
- умение выделять существенное в явлениях, осознание собственных способов мышления.
Сформированность названных качеств мышления приведет к развитию творческой личности учащегося. Эффективное развитие общеучебных умений предполагает наличие соответствующего методического обеспечения образовательного процесса. Современные программы и учебные методические комплексы должны отличаться от всех прежних своим содержанием, логикой, структурой, обеспечением; должны содержать задания, побуждающие к самостоятельной творческой деятельности, к творческому применению знаний и умений на практике. Цель творческого развития может быть достигнута при эффективном применении всех технологий обучения, которые выработаны в процессе развития психологии и дидактики. К ним относятся:
- теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина;
- теория проблемного обучения М.И.Махмутова;
- теория содержательного обобщения в учебном процессе В.В.Давыдова;
- теория учебной деятельности Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова;
- теория развивающего обучения Л.В.Занкова и др.
Дидактическая система, направленная на развитие творческих способностей постоянно находится в развитии и содержит новые идеи развития творческого мышления в учебной деятельности. Современные дидактические поиски привели к необходимости создания инновационного типа мышления, в котором бы гармонично сочетал логический и творческий компоненты обучения.
Для эффективной деятельности в быстро меняющемся мире необходимо сформировать именно такой новой тип культуры мышления. В нашей стране создана одна из наиболее эффективных технологий обучения, позволяющей человеку адекватно воспринимать постоянно изменяющийся мир, понимать подлинную природу происходящих событий, приобрести навыки решения проблемных задач. Технология эта – Технология развития творческого мышления.
Список литературы
- Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе: Учителю математики о педагогической психологии. М.: Просвещение, 2000. – с.68.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 2010 №1897-ФЗ
- Утёмов В.В. Педагогика креативности, прикладной курс научного творчества. / В.В.Утёмов, М.М.Зиновкина, П.М.Горев.- Издательство: Palmarium Academic Publishing, 2013г. – 244 с.
- Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука: теория решения изобретательских задач. М.: Советское радио, 1979. – 116 с.
- Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. – 176 с. 4.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., Знание1974. – 274 с.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. – М.: Знание, 1974. – 63 с.
- Волков И.П. Учим творчеству. М., Педагогический поиск.1987. С. 109 – 115.
- Левин В.А. Воспитание творчества. Томск: Пеленг, 1993. 56 с.