Разнообразная работа на базе музеев помогает школьникам овладеть навыками познания истории малой родины и пропаганды ее ценностей, развивает в них потребность в исследовательской деятельности, дает возможность самореализации, позволяет подрастающему поколению прийти к пониманию таких важных жизненных ценностей, как память и долг, духовность и нравственность, стремление быть полезным в своем коллективе, а, следовательно - быть достойным гражданином и патриотом своей Родины.
Одна из задач школьного музея – сохранить память о прошлом. Ради этого мы создаем архивы, записываем воспоминания. Нередко ребятам удается открыть новые, неизвестные факты, найти ценные документы, заполнить «белые пятна» в истории своего города или поселка. Так они участвуют в сохранении исторической памяти – не сконструированной, а настоящей, полной не только побед и достижений, но и трагедий, которые пережили люди в России.
Понимая важность и значимость музейных исследований для детей, была выстроена действенная система исследовательской деятельности школьников. Историческая информация основывается на различных источниках, доказательствах, воспоминаниях людей, исследованиях ученых.
Обучающиеся, занявшись в процессе поисковой деятельности сбором и критической оценкой исторических материалов, вырабатывают своё отношение к прошлому страны.
Здесь же очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны. Эта работа обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее.
На основе исторических сведений, полученных ребятами в ходе исследований созданы сборники по истории края, используемые педагогами района в своей работе.
В процессе организации исследовательской деятельности школьников поистине безграничны возможности музеев. Каждый экспонат хранит тепло рук людей, живших много лет назад, историю, как своих бывших владельцев, так и через их истории - историю всего народа. Наиболее значимым событием в истории Отечества ХХ века, которое коснулось семьи каждого, стала Великая Отечественная война.
В фондах школьных музеев содержатся коллекции фотографий периода Великой Отечественной войны. Эти фотографии выглядят, словно черно-белая хроника, но за каждым из снимков скрыта история живых людей и их судеб.
Для пополнения этого раздела экспозиции в нашей школе реализован проект «Вечная память и вечная слава!». Творческие группы учащихся проводили сбор документальных и исследовательских материалов, которые впоследствии использовались для оформления виртуального альбома, состоящего из трёх разделов: «Сибиряки в огне войны», «Победители», «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд». Идея проекта проста: мы знаем, чьими руками добыта Победа, и хотим сохранить память об этих людях навсегда.
В ходе работы над проектом была организована работа с семейными архивам и рассчитана на длительное время, поскольку сопряжена с поиском информации, с запросами в архивы, работой в библиотеках. Дети работали с устными и письменными неопубликованными источниками. Параллельно с этим ученики приобретают навыки работы с первоисточниками, учатся методике отбора научных исторических фактов. Познавательная активность, возникающая при изучении истории собственной семьи по различным источникам, делает выполнение работы эмоционально окрашенной. Продолжением данного замысла стал следующий этап исследования “Маршрут Победы”, в ходе которого учащиеся создают карту, на которой отмечен маршрут Победы многих участников Великой Отечественной войны, информация о которых была найдена в семейных и музейных архивах и на сайте «Подвиг народа».
Выполнение задания и доведение исследования до логического конца погружает ребенка в ситуацию успеха от результатов своей деятельности. В ходе реализации проекта мы провели три общешкольных конференции, на которых ребята представили результаты своей работы: это отчеты об исследованиях, биографии наших земляков, ветеранов войны, тружеников тыла. Здесь нашло свое выражение творчество детей, с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей, школьники приобрели опыт краткого, четкого и логичного изложения материала.
Большинство ребят нашей школы стали исследователями и людьми, сопричастными к делу, очень важному и нужному для всех живущих в нашей стране, стали маленькой частичкой команды, работающей над сохранением памяти о каждом солдате, независимо от его звания, степени участия в войне и приняли участие во Всероссийском проекте «Вахта Памяти» и «Карта Памяти».
Исследовательской и проектной деятельностью в большинстве образовательных организаций Болотнинского района занимаются системно на протяжении многих лет. В последние годы эта деятельность особенно активизировалась, о чем говорят победы и призовые места обучающихся во всевозможных конкурсах: Международная научно-практическая конференция школьников «Карбышевские чтения», Всероссийские конкурсы «Человек в истории. Россия ХХ век» и «Победители», региональные конференции «Эврика», «Ступени» и другие.
В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что организация поисковой и исследовательской деятельности с «источниками вокруг нас» значительно расширяет для педагогов возможности в решении задач современного школьного исторического образования. Она направлена на повышение внимания детей к окружающему миру, помогает обнаружить вокруг себя вещи ушедших времен, раритеты, научиться ценить их, беречь семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка насыщенной, интересной, формирует ценностное отношение к прошлому и настоящему. Главное – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
Перспективы успешного развития школьных музеев в современном мире тесно связаны с изменением их имиджа; с превращением музеев в социальный институт, создающий и предоставляющий нужную информацию и массовую доступность к интеллектуальному, историко-культурному и природному наследию; с развитием разнообразных форм культурно-образовательной деятельности музеев, ориентирующихся на индивидуальные предпочтения, творческие склонности, интересы, уровень подготовки и другие особенности обучающихся.