Разработка внеклассного мероприятия Университета Таинственных Явлений кафедры "Перекличка эпох" "Великой Победе посвящается"

Разделы: Внеклассная работа

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Цель: Формирование чувства патриотизма, расширение представления детей о героическом подвиге русского народа во время Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • Воспитывать уважительное, неравнодушное отношение к событиям ВОВ, ветеранам войны и труда.
  • Способствовать пониманию роли русского человека (солдата) в ВОВ.
  • Формировать положительные привычки учащихся, стремление помочь, людям, пережившим войну.
  • Развивать интерес к историческим событиям и судьбам людей, сохранивших мир на земле.

Оборудование: ПК, проектор, экран, запись видеороликов.

Эпиграфы:

  • «Помните! Через века, через года, - помните!...»
    Р.Рождественский

  • «Мир, счастье, братство людей - вот что нужно нам на этом свете!»
    Марк Твен

Ход мероприятия

Учащиеся рассаживаются по группам (4 группы)

1 Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята!

На нашем заседании присутствуют гости - наши односельчане. Давайте их поприветствуем:

Корреспондент газеты «История нашей страны» - Курилова Елена Ивановна, которая будет освещать работу нашей кафедры;

Звукорежиссёр и оператор - Максимова Людмила Алексеевна;

Консультант-историкловед - Шашлова Галина Григорьвна

И Воевода Татьяна Михайловна - главный режиссёр-постановщик этого заседания.

А помогать вести заседание будут Штуканова Наталья и Едемская Светлана.

СЛ 1. Презентация 1

Ведущий:

Сегодня в наши ряды вливается много ребят
И станет на 15 больше в УТЯ новых «утят».
Здесь вам пригодится ум,
И юмор тоже не плох,
Здесь споры, игры и шум
На «Перекличке эпох».

Давайте поприветствуем новых членов нашей кафедры.

(Новички выходят на сцену.)

ТМ. Сейчас я зачитаю клятву, а ребята, пополнившие наши ряды, будут повторять за мной слово «клянемся».

КЛЯТВА

Мы, новые «утята-2020», вливаясь в ряды кафедры «Перекличка эпох» клянемся:

1. Никогда не знать покоя,
Быть отличниками в школе - КЛЯНЕМСЯ!

2. Коль позовет на заседание труба,
Приходить с друзьями всегда - КЛЯНЕМСЯ!

3. Отбросить скуку, лень, хандру
И весело вступать в игру - КЛЯНЕМСЯ!

4. Выше звезд взлететь и преград не знать,
Научиться вместе с друзьями мечтать - КЛЯНЕМСЯ!

Ведущий: Свое напутствие новоявленным «утятам» скажут наши выпускники.

1.

Здесь на кафедре столько дел найдешь,
Что захочется - все получится.
Пусть погожий день, пусть капризный дождь -
Ни один в УТЯ не соскучится.

2.

Небо ясное, а солнце красное.
Настроение у нас прекрасное.
Нам с тобою здесь
Всех чудес не счесть,
Если песня есть,
Если дружба есть.

Пятиклассникам вручаются медали и они садятся на свои места.

СЛ3.

ТМ: Очередное открытое заседание Университета Таинственных Явлений кафедры «Перекличка эпох» считается открытым. Тема нашего заседания «Помните! Через века, через года»!», посвященное 75-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне

Сегодня в ходе нашего заседания мы должны получить ответ на вопрос: Почему поколению наших дедов и прадедов удалось отстоять родину в страшной войне и поднять ее из руин?

Для ответа на этот вопрос мы отправляемся в путешествие по станциям.

Станция «Информационная»

1 вед.

Поклонимся великим тем годам
Тем самым командирам и бойцам
И маршалам страны, и рядовым,
Поклонимся и мёртвым, и живым.
Всем тем, кого нам позабыть нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья!

СЛ4

2 ведущ. Никогда не забудут советские люди те тревожные минуты воскресного утра 22 июня 1941 года ,когда все услышали сообщение ,что среди ночи без объявления войны, фашистские орды внезапно вторглись в пределы нашей Родины, началась Великая Отечественная война.

СЛ 5

Голос Левитана (запись)

1 вед. 22 июня 1941 года. Кто не помнит этой даты? Она вошла в жизнь нашего народа ненавистным воем вражеских бомб, разрушенными селами и городами, миллионами убитых на фронтах, угнанных в рабство, замученных в лагерях смерти.

СЛ 6

2 ведуш. Война оставила след почти в каждой семье. Миллионы людей ушли на фронт и погибли. Они не пощадили своей жизни ради нашей Победы.

1 ведущ. Уничтожено то, что было создано трудом нашего народа. Выведены из строя заводы, фабрики, затоплены шахты, истоптаны плодородные нивы.

Тяжелую войну вынес на своих плечах наш народ. Он проливал кровь, голодал, отдавал фронту последнее.

2 ведущ. Вся наша огромная страна поднялась на борьбу с врагом. Нелёгким был путь к победе. Враги напали на нас неожиданно. У них было больше танков и самолётов. Наши армии отступали. Бои шли на земле, в небе, на море. Прогремели великие битвы: Московская, Сталинградская, битва на Курской дуге. 250 дней не сдавался врагу героический Севастополь. 900 дней в страшной блокаде держался мужественный Ленинград. Отважно сражался Кавказ. На Украине, в Белоруссии, в других местах громили захватчиков грозные партизаны.

СЛ 7

Миллионы людей, в том числе и дети, трудились у заводских станков и на полях страны. Советские люди (Советский Союз - так называлась в те годы наша страна) делали всё, чтобы остановить фашистов. Даже в самые тяжёлые дни они твёрдо верили: «Враг будет разбит! Победа будет за нами!

1 ведущ. «Всё для фронта! Всё для победы1» - вот девиз того военного времени Каждый день Великой Отечественной войны на фронте и в тылу был подвигом, проявлением беспредельного мужества и стойкости советских людей, верности Родине.

2 ведущ. Долгих четыре года длилась кровопролитная война. 1418 дней и ночей. СЛ8

СЛ 9

1 ведущ.

Почему, дедуля, у тебя слеза?
Почему, дедуля, прячешь ты глаза?
Кто тебя обидел можешь рассказать?
За тебя я буду драться, воевать!
Внучек ты мой милый, нет, не плачу я.
Просто вспоминаю о былых боях,
Когда был я молод, Родину любил
И врагов проклятых под Москвою бил!
Там друзей военных много полегло!
Вспоминать об этом сердцу тяжело!
И Победу в мае встретили не все,
Там лежать остались в утренней росе!
Так живи, мой внучек, и войны не знай.
Каждый год с Победой пусть приходит Май!
Улыбайся солнцу, весело играй.
Но что было с нами, ты не забывай!

Ведущая.

СЛ 10

Шли тяжёлые бои совсем недалеко от Москвы, и вот - короткая передышка перед боем. В редкие часы отдыха солдаты писали письма своим родным и любимым.

Во многих домах сохранились солдатские треугольники - письма, которые присылали с фронта отцы и братья.

Выходит мальчик, разворачивает письмо, свёрнутое треугольником, читает.

Мальчик.

Здравствуй, дорогой Максим!
Здравствуй, мой любимый сын!
Я пишу с передовой,
Завтра утром - снова бой!

Будем мы фашистов гнать,
Береги, сыночек, мать,
Позабудь, печаль и грусть.
Я с победою вернусь!

Обниму вас, наконец.
До свиданья.
Твой отец.

Материал Елены Ивановны.

Выходят дети, читают фронтовые письма. СЛ 11-14

Во время подготовки к нашему мероприятию учащиеся школы писали письма своим погибшим прадедам. У нас оформлен стенд с письмами. В каждом из них звучал мотив благодарности за мирное небо над головой.

Учащиеся зачитывают отрывки из писем с фронта.

Довыденко

Пономарев

Рамазян

1 ведущ. За Отчизну сражались не только мужчины, но и женщины

СЛ 15

У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО.

СЛ 16-25

Материал Галины Григорьевны.

Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Я пришла из школы в блиндажи сырые
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя, ближе чем Россия,
Не смогла сыскать.
Ю.Друнина

Под этими пронзительными словами подписалась бы каждая из 800 тысяч женщин, за годы войны, служивших в различных родах войск. Только по мобилизации Ленинского комсомола в армию было направлено около 500 тысяч девушек; 70% из них находились в действующей армии. Только в Белоруссии в партизанских отрядах находилось около 60 тысяч мужественных советских партизанок. Никогда еще на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне. Великая Отечественная война явила миру пример массового участия советских женщин в защите своего Отечества. Светлана Алексиевич назовет сотни рассказов женщин - фронтовичек: медиков, связисток, саперов, летчиц, снайперов, стрелков, зенитчиц, политработников, кавалеристов, танкистов, десантниц, матросов, регулировщиц, шоферов, рядовых полевых военно-прачечных отрядов, поваров, пекарей, партизанок, подпольщиц, механиков - водителей тяжелых танков, командиров пулеметных рот, автоматчиц «Обожженными километрами чужой боли и памяти…».

В один день мир разделился на прошлое, то, что было еще вчера: первая любовь, мечты о будущем и войну. То, что называлось войной, обрушилось, прежде всего, необходимостью выбора. И выбор между жизнью и смертью для многих из них, довоенных девчонок, оказался простым, как дыхание.

Женская память о войне самая святосильная по напряжению, по боли; она эмоциональна, насыщена подробностями, охватывает тот материк чувств человеческих на войне, который, обычно, ускользает от мужского внимания.

Женская память рисует войну, у которой совсем не женское лицо. То, что женщина вынесла из смертного ада, сегодня стало уникальным опытом беспредельных человеческих возможностей. У каждой была своя война, которую она видела через дело, которым занималась:

  • Демченко Александра Сергеевна - сержант, медсестра: «Столько видела отрезанных рук и ног, даже не верилось, что где-то есть целые мужчины»;
  • Зинина Ирина Николаевна - рядовая, повар: «После боя, бывало никого не оставалось. Котел каши, котел супа наваришь, а некому отдать»;
  • У Ковалевской Елены Федоровны - партизанки, война ассоциировалась с полным контрастом между природой и переживанием людей: «Солнце поднималось и освещало все на родной земле, цвели цветы, птицы пели, только мы перестали улыбаться» и с запахом горящего костра, на котором делали все: варили еду, пекли хлеб, сушили обувь, одежду, согревались сами.
  • Николаева Эмилия Алексеевна - партизанка: «Живу с войной в душе все годы. Проснусь ночью и лежу с открытыми глазами»;
  • Новак Любовь Захаровна - старшина, санинструктор: « Чем дальше война, тем она страшнее, а не наоборот».

Почему женщина, призвание которой давать и защищать жизнь на земле, шла на войну не только спасать, но и убивать?

Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «Милосердие». Есть и другие слова: сестра, жена, друг и самое высокое - мать. Милосердие присутствует в их содержании, как суть, как назначение, как конечный смысл. Женщина и жизнь синонимы. На самой страшной войне 20 века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, но и убивала, убивала врага, обрушавшегося с невиданной жестокостью на её землю, дом, детей. Что же заставило женщину, призвание которой давать жизнь, пойти на войну и убивать? Ответ на этот вопрос тоже находим в воспоминаниях женщин, прошедших войну:

  • Смирнова Мария Петровна - зенитчица: «Мы шли на фронт не потому, что нам нравилось убивать, а потому, что на весы истории было брошено: быть или не быть Родине»;
  • Корж Ольга Васильевна - автоматчица: «Я пошла на фронт, чтобы убить войну»;
  • Морозова Мария Ивановна - сержант, командир зенитного орудия: «Женщина не могла купать ребенка, готовить обед, когда гибла её страна. Я думаю, что это наша национальная черта».

Проходят годы, но актуальным остается вопрос: Каким же должно было быть поколение наших бабушек и матерей, чтобы пройти все ужасы войны, защитить Родину и поднять страну из руин?

2 ведущ. Война унесла более 26 миллионов человеческих жизней, среди них - наши односельчане. Если бы каждому погибшему в этой войне посвятить минутное молчание, то население всей Земли замолчало бы на 30 лет. СЛ 25

1 ведущ.

Неугасима память поколений,
И в память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.

Минута молчания

СЛ 26

ССЫЛКА НА ПОЛК ПАМЯТИ МЕТРОНОМ

Мелодия «Журавли»

Текст песни «Журавли»

2 ведущ. Вопреки всему наши люди выстояли и победили.

2 Станция «Военный кинематограф»

Презентация 2

СЛ 27

Подвиги нашего народа были запечатлены в художественных фильмах о войне.

Назовите фильм по кадрам.

  • «Белорусский вокзал», режиссер А. Смирнов , 1971 г.;
  • «А зори здесь тихие», режиссер С. Ростоцкий, 1972 г.;
  • «В бой идут одни старики», режиссер Л. Быков, 1973 г.; 14
  • «Батальоны просят огня», режиссер А. Боголюбов, 1985 г.;
  • Мальчик в полосатой пижаме.
  • Судьба человека.
  • Отец солдата.
  • Офицеры.

3 Станция «Фронтовая песня»

СЛ 28

Споемте, друзья.

  • Вставай, страна огромная.
  • Землянка.
  • Смуглянка.
  • Три танкиста
  • Катюша
  • Кино идет
  • Синий платочек
  • Мы за ценой не постоим
  • День Победы

Тексты песен

Все люди Земли чтят память о погибших в той страшной войне и поют об этом на разных языках. Песня «Журавли».

Презентация 3

4 Станция «Мы голосуем за МИР»

СЛ 29

Ведущий: В каждой команде работают: радисты-шифровальщики, художники-оформители, поэты, политологи.

На ватмане участники создают коллаж, посвященный теме войны и мира, оформляют надписью - расшифрованный текст с помощью азбуки Морзе (НЕТ ВОЙНЕ! МЫ ЗА МИР НА ВСЕЙ ПЛАНЕТЕ!), пишут синквейн на выбранную тему (Война. Мир. Победа. Родина), и отвечают на проблемный вопрос нашего мероприятия.

Каждая команда выступает с творческим отчетом - защищает свой проект.

Полк памятия

Письма с войны

СЛ 30

ВЫВОДЫ

СЛ 31

ПОКОЛЕНИЮ НАШИХ ДЕДОВ И ПРАДЕДОВ УДАЛОСЬ ОТСТОЯТЬ РОДИНУ В СТРАШНОЙ ВОЙНЕ И ПОДНЯТЬ ЕЕ ИЗ РУИН, ПОТОМУ ЧТО ЭТО ПОКОЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ:

  • Патриотизмом великой силы, развитым с рождения, впитавшимся с молоком матери, воздухом родного края, с языком, обычаями своего народа;
  • Сознательной активной жизненной позицией, исключающей безынициативность, бездеятельность, самодовольство;
  • Духовностью, готовностью преодолеть любые трудности во имя защиты Родины, способностью сопереживать, сострадать, любить и жертвовать ради любви;
  • Наполненностью и осмысленностью жизни, сутью которой является подвиг ради спасения Родины.
  • Глубокой совестливостью, стимулирующей его на совершение общественно-ценных поступков, возносящих их на вершину подвига.

Награждение все участников заседания УТЯ грамотами.

Фотография на память участников с гостями.