Исследовательская работа учащегося на тему "Подземные помощники"

Разделы: Биология, Начальная школа, Внеклассная работа, Экология, Конкурс «Презентация к уроку», Краеведение, Руководство учебным проектом

Класс: 4

Ключевые слова: калифорнийские черви, дождевые черви


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Автор:
Красноштанова Вера,
ученица 4 класса

Руководитель:
Унагаева Ольга Прокопьевна

Введение

Второй год я занимаюсь исследованием моих подземных помощников – калифорнийских дождевых червей. Вы спросите, почему именно калифорнийские дождевые черви? Ответ прост – их можно приобрести в любом рыболовном магазине. Меня заинтересовал вопрос – как связаны дождевые черви с урожаем в огороде.

Объект исследования: дождевой червь.

Предмет исследования: процесс переработки почвы дождевыми червями.

Цель работы: выяснить, как под влиянием «работы» дождевых червей изменяется почва.

Для достижения этой цели определили ряд задач:

  • Продолжить изучение литературы по данной теме.
  • Продолжить изучение «работы» дождевых червей в почве.
  • Выяснить, как дождевые черви улучшают плодородие почвы.

В работе были использованы следующие методы:

  • Изучение литературы по данной теме.
  • Опрос.
  • Наблюдение.
  • Эксперимент.

Гипотеза: дождевые черви изменяют почву, улучшая её состав, что приводит к увеличению плодородия.

Практическая значимость исследования:

  • Результаты исследования могут быть использованы на уроках окружающего мира и биологии.
  • Результаты исследования могут быть использованы огородниками  при подготовке почвы к посадке овощей и при подготовке почвы для комнатных растений.

Основная часть

В прошлом году я изучила строение дождевых червей, образ жизни, а также какую роль играют в природе и чем полезны человеку.

Исследуя калифорнийских червей, я выяснила, что от местных дождевых червей они отличаются размером, окраской и плодовитостью.

Из проведённых опытов я выяснила, что у дождевых червей нет глаз, но не любят света, поэтому являются ночными обитателями. При этом, дождевой червь чувствует запахи. Слуха у дождевых червей нет, дышит всей поверхностью тела. Чем больше они проделывают ходов в почве, тем более благоприятные условия создаются для проникновения в нее воздуха и воды. Дождевые черви перемешивают слои почвы, это ведет к увеличению плодородия (Приложение 1, фото 1-8).

Калифорнийские дождевые черви действительно быстро перерабатывают почву, делая её более плодородной. Даже в искусственных условиях эти черви быстро размножаются, особого ухода не требуют, а значит, могут использоваться людьми для создания экологически чистого биогумуса.

Дождевые черви не только рыхлят почву, но и, пропуская через себя пищу, вносят в почву удобрения, восполняя ее плодородие. Отсутствие дождевых червей в почве означает, что почвенные условия неблагоприятны для их жизнедеятельности, и, как следствие, плодородие такой почвы крайне низкое.

Продолжение исследования

В этом году я решила продолжить свою работу. В разных источниках я читала, что калифорнийские черви не переносят низкие температуры, так как не могут уходить глубоко в землю. Я решила проверить, как калифорнийские черви переносят нашу сибирскую зиму. Для этого я выбрала грядку, в которую поместила несколько червей, остальных «рассадила» в цветочные горшки в доме. Каково же было моё удивление, когда весной в экспериментальной грядке я обнаружила не только червей, но ещё и множество коконов (Приложение 2, фото 1,2,3).

Вывод: калифорнийские дождевые черви хорошо переносят морозы до минус 40 градусов.

Естественно, что и земля в этой грядке изменилась, ведь черви «работали» круглый год. Она стала рыхлой, лёгкой, похожей на перегной. Урожай в этой грядке был отменный.

Часто садоводы и огородники задаются вопросом: почему растения растут и развиваются плохо, хотя всё сделано правильно? По мнению специалистов, во многих случаях причина – уровень кислотности почвы. Так, большинство культур хорошо растут и плодоносят на слабокислых, нейтральных и малощелочных почвах. Высокая кислотность вредна для растений. Поэтому определение  и исправление кислотности почвы – это первое, что надо делать при подготовке к посадке огородных культур и закладке сада. Может, и в нашем огороде нужно исправить кислотность почвы?

В одном из садоводческих магазинов нам предложили проверить уровень кислотности почвы на нашем участке при помощи специальной тест-системы «Агрохимик» для определения кислотности почвы (Приложение 3).

Изучив внимательно инструкцию, я решила проверить и сравнить почву, где не работали дождевые черви и ту, в которой черви прожили уже год (Приложение 2, фото 4,5).

По инструкции я приготовила почвенную вытяжку. Для этого 5 столовых ложек почвы залила 500 мл кипячёной воды, тщательно перемешала и оставила на 20 минут. Затем водную вытяжку отфильтровала и влила содержимое ампул с индикаторным раствором. Для чистоты эксперимента, я взяла 4 разных проб почвы: № 4 – с участка, где выращиваем картофель, № 3 – с грядок, где червей нет, № 2 – с грядки, где черви «работали» лето и № 1 – с экспериментальной грядки, где черви прожили весь год (Приложение 2, фото 6).

Все 4 раствора окрасились, при помощи цветной шкалы тест-системы я определила показатели кислотности каждой пробы почвы (Приложение 2, фото 7). Результат занесла в таблицу:

Номер пробы

Показатель рН

Уровень кислотности

№ 4

8,0

Щелочная почва

№ 3

7,5

Слабощелочная почва

№ 2

7,0

Нейтральная почва

№ 1

6,5

Нейтральная почва

Оказалось, что в нашем огороде преобладает щелочная и слабощелочная почва, что не очень хорошо для большинства овощей. Однако, под воздействием работы дождевых червей, почва становится нейтральной, что хорошо сказывается на урожайности овощных культур.

Вывод: «работа» дождевых червей оказывает влияние и на изменение кислотности почвы.

Заключение

Продолжив изучение дождевых червей, и проведя исследования, я ещё раз убедилась, что  дождевые черви являются сокровищем для растений и человека.  Мы смогли доказать, что дождевые черви улучшают качество почвы, а значит влияют на жизнь растений и человека. Также мы поняли, что  дождевые черви являются настоящими подземными тружениками и помощниками человека.

В ходе исследования  наша гипотеза полностью подтвердилась.

Список литературы

  1. Биология: Животные: Учеб. для 7-8 кл. сред. шк. / Б.Е.Быховский, Е.В.Козлова, А.С.Мончадский и др. Под. ред. М.А.Козлова – 25-е изд. – М. Просвещение, 1997, - 256 с.
  2. Биология: Справ. материалы. Учеб. пособие для учащихся /Д.И.Трайрак, Н.И.Клинковская, В.А.Карьенов, С.И.Балуев; Под ред. Д.И. Трайрака. – М.: Просвещение, 1983. – 208 с.
  3. Теремов А., Рохлов В. Занимательная зоология. Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.:АСТ – ПРЕСС, 1999. -528 с.: ил. – («Занимательные уроки»).
  4. Тест-система Агрохимик для определения кислотности почвы. Изготовитель: ООО «Ваше хозяйство», Россия, г. Н. Новгород.
  5. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 6. Да – Жа. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – С. 146.
  6. Я познаю мир: Дет. Энциклопедия: Экология / Авт. – сост. А.Е.Чижевский. – М.: Издательство Олимп, 1997. – С. 200-201.
  7. https://fermer.ru/sovet/udobreniya/15247