Неделя Психологии как средство повышения психологической культуры субъектов образовательной среды Гимназии

Разделы: Школьная психологическая служба

Ключевые слова: Неделя психологии


Создание системы деятельности по повышению уровня психологической культуры как составной части общей культуры учащихся, их родителей и педагогов – одна из актуальных проблем современного образования. Она связана с проблемой сохранения и укрепления психического здоровья детей и молодежи, так как психологическая культура является одним из условий, необходимых для того, чтобы здоровье, в том числе психическое, от поколения к поколению не ухудшалось.

В современной отечественной психологии существует множество концепций психологической культуры личности (Н.И.Исаева, Е.А.Климов, Л.С.Колмогорова, Н.И.Обозов, О.И.Мотков, Л.Д.Дёмина, Я.Л.Коломинский и др.).

 Психологическая культура — это совокупность имеющихся у индивида, группы или этноса представлений о психике, используемая форма регулирования и развития психики (Куликов Л.В.).

В концепции Н.И.Исаевой психологическая культура рассматривается как «способ гармонизации внутреннего мира личности, системообразующим конструктом которого является «Я», и гармонизации внутреннего мира с миром внешним».  

Е.А.Климов считает, что психологическая культура это «часть общей культуры человека (как члена семьи, гражданина, специалиста), предполагающая освоение им системы знаний в области основ научной психологии, основных умений в деле понимания особенностей психики (своей и окружающих людей) и использования этих знаний в обыденной жизни, в самообразовании и профессиональной деятельности».

Я.Л.Коломинский выделяет два основных блока в структуре психологической культуры личности: теоретико-концептуальный, подразумевающий системные теоретические знания по психологии, а также практический, связанный с их реализацией в практической деятельности.

Л.С.Колмогорова расширяет их состав через раскрытие функциональной стороны каждого компонента:

  • психологическая грамотность;
  • психологическая компетентность;
  • ценностно-смысловой компонент;
  • рефлексивно-оценочный компонент;
  • культуротворческий компонент.

Для повышения психологической культуры мы взяли идею проведения «Недели Психологии», во время которой работой охватываются все субъекты образовательного процесса.

Неделя психологии – мероприятие, которое проводится в течении недели и предполагает участие всей Гимназии и включает в себя просветительско-профилактические мероприятия, направленные на развитие творческого потенциала обучающихся, способствующие личностному росту каждого ребенка, родителей и педагогов Гимназии. «Неделя психологии» в школе проводится в конце ноября.

Цель: создание условий для повышения психологической культуры субъектов образовательной среды.

Задачи:

  • Создавать ситуации сотрудничества и взаимодействия между обучающимися, родителями и детьми.
  • Активировать размышления учащихся о месте и роли знаний психологии.
  • Способствовать развитию умения находить верные решения в различных ситуациях.
  • Формировать ценностные установки учащихся, родителей, педагогов.
  • Способствовать укреплению психологического здоровья.

Формы проведения: выставки, работа с плакатами, элементы тренинга, кинотренинг, письма, акция, арт-мастерская, квест-игра, дебаты.

Все мероприятия проведенные в течении Недели психологии, отражаются в плане (Приложение 1).

Неделя начинается с заполнения «Радуги настроения» участниками образовательного процесса (обучающиеся, родители и педагоги). Цель акции: создание интриги, настроя гимназии на «психологическую волну» и формирование общего настроения. В акции приняли участие обучающиея, родители и педагоги. По результатам наблюдений большинство выбирают красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой цвета, что говорит о хорошем эмоциональном настрое.

Проводится занятие «Сила мыслей» в форме тренинга с учащимися 9-х классов. Цель: создание условий для освоения учащимися способов саморегуляции своего эмоционального состояния. Учащимся предлагаются различные упражнения на развитие позитивного мышления (Приложение 2).

Второй день начинается с заполнения плаката «Что такое счастье?» учащимися 5-11 классов, родителями и учителями. Большинство участников считают, что счастье — это семья, здоровье.

На переменах для начальных классов организуется работа арт-мастерской «Рисунок счастья», целью которой являлось развитие творческого мышления.

Обучающимся третьих классов предлагается принять участие в конкурсе буклетов «Полезные привычки», организуется выставка буклетов. Выделены лучшие работы, участники награждены.

На третий день организуется почта «Письмо тайному другу», в которой участвуют все желающие. Ученики и учителя отправляют анонимные письма, которые передаются адресатам на следующий день.

Обучающимся первых и вторых классов предлагается принять участие в конкурсе рисунков «Давайте жить дружно!», в вестибюле гимназии организуется выставка рисунков. Выделены лучшие работы, участники награждены.

В 5-х классах проводится психологическое занятие «Мы все разные», направленное на развитие толерантности младших подростков. В результате работы в парах, учениками выполняется упражнение «Ладошки», в которых обучающиеся отмечают положительные качества друг друга.

На четвертый день организована почта «Письмо психологам», в которой участвуют все желающие. Обучающиеся отправляют анонимные письма, в которых могут отразить свои пожелания, рекомендации и предложения, описать проблемы, попросить помощи.

В 6-х-7-х классах проводится олимпиада по психологии в форме кинотренинга, с целью повышения психологической культуры учащихся.

На пятый день организуется выставка буклетов «Я и моя семья», которые выполнены учениками 4-х классов. Выделяются лучшие работы, участники награждаются.

Для родителей учащихся 5–7-х классов проводится собрание в форме квест-игры «Мы и наши дети». Цель: усиление роли семьи в воспитательном процессе, улучшение отношений между детьми и родителей, повышение психологической культуры родителей.

Квест состоит из трех этапов, в каждом из которых решаются проблемные ситуации. В конце квест-игры родители заполнили лист «Рефлексия».

На шестой день проводится олимпиада по психологии в форме кинотренинга для учащихся 8-х классов. Цель: повышение психологической культуры учащихся.

На седьмой день среди обучающихся 10-11-х классов проводятся дебаты «Влияние информационных технологий на развитие личности». Цель: развитие умения общаться в режиме диалога, развитие коммуникативной культуры всех участников.

Для определения эффективности данной работы было проводится анкетирование среди обучающихся. Дебаты как форма обсуждения проблемы признается интересной всеми участниками. Предлагается актуальная тема для обучающихся.

Участники получают благодарственные письма за активное участие в дебатах.

По итогам недели Психологии проводится рефлексия.

Литература

  1. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: теоретические основы и технологии создания: Автореф. дис. . д-ра психол. наук. СПб., 2002. - 44 с
  2. Гумницкая А.В. Психологическая культура в детско-родительских отношениях: дисс. …канд. психол. наук:19.00.05 / А.В. Гумницкая. – СПб., 2006. – 193с
  3. Дубровина И.В. Психологическая культура школьников в контексте современного образования// Известия Российской академии образования. – 2010. - № 3. С.62-76.
  4. Егорова Т.Е.Психологическая культура и проблемы ее воспитания в современном обществе. / Т.Е.Егорова, Н.В.Лапчинская. // Психология созидания. Ежегодник Российского Психологического общества. – Т. 7. – Вып. 1. / Т.Е.Егорова. – Казань 2000. – С. 74-76.
  5. Колмогорова Л.C. Диагностика психологической культуры школьников: Практ. пособие для шк. психологов. М.: ВЛАДОС-Пресс, 2002. - 360 с.
  6. Колмогорова Л.С., Холодкова О.Г. Особенности становления психологической культуры младших школьников // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 48
  7. Лифинцева Н.И. Формирование профессионально-психологической культуры учителя: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.08 М.: МГПИ, 2001. - 467 с.
  8. Мотков О.И. Психологическая культура личности // Школьный психолог. 1999. № 8. С. 24.
  9. Романов К.М. Психологическая культура человека. / К.М.Романов, О.Н.Романова. Саранск: Копир. 2007. - С.130
  10. Семикин В.В. Психологическая культура в образовании человека: монография / В.В. Семикин. – СПб., 2002. – 108 с.