Наше познание начинается с восприятия,
переходит в понимание, и заканчивается причиной»
(И.Кант)
С позиции бихевиоризма, зная характер стимула, можно предугадать последующую реакцию. Педагогу необходимо не только верно предсказывать действия ученика, но и нужно верно формировать и контролировать его поведение. В эпоху нынешнего визуального бума рассматривая особенности воздействия «новых медиа» на ребенка с позиции системной антропологической психологии, можно утверждать, что их влияние на сознание и поведение молодежи не является прямым и непосредственным: оно проникает гораздо глубже и вызывает более значимые последствия, чем это кажется. На современной стадии своего развития новые медиа можно рассматривать как трансформативные технологии, способные повлиять на изменение человека [4, 49].
В рамках реализации национального проекта «Цифровая школа» одной из задач образования является расширение воспитательных возможностей информационных и медийных ресурсов. Методы и средства обучения, благодаря цифровым технологиям, постепенно, последовательно и неуклонно можно превратить в эффективное средство культурного образования. Базовой основой для решения данной задачи является создание и организация деятельности учащихся по созданию интерактивных и медийных творческих проектов, решающих важные социальные или экономические проблемы.
В XXI веке возрастает значимость умений создавать и реализовывать проекты, актуализировать свой личностный созидательный потенциал, что нашло отражение в ФГОС, Стратегии развития воспитания в РФ, региональных проектах: «Социальная активность», «Новые возможности для каждого», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Молодые профессионалы». Созидательный потенциал – это способность человека к умножению своих внутренних возможностей, в первую очередь – способности к активному развитию, воплощению смелых идей в жизнь в интересах общества и государства [2]. Наиболее полно потенциал личности раскрывается в активной деятельности, стимулирующей развитие созидательной активности, необходимой для саморазвития, самоопределения, самовыражения личности. Созидательная активность – это внутренняя готовность к познавательной деятельности; творческое отношение к ней; энергичная самодеятельность, направленная на совершенствование знаний, умений и самого себя на основе рефлексии [3].
При сотрудничестве с Нижнетагильским государственным социально-педагогическим институтом, филиалом Российского государственного профессионально-педагогического университета в гимназии №18 г. Нижний Тагил создан кружок научно-технического творчества «Проектный мотиватор», направленный на развитие созидательной активности учащихся. Подобная практика помогает учащимся осознанно включиться в реальную деятельность, объединяет ведущих носителей прорывных технологий со школьниками и студентами для воплощения в реальности новых идей, не просто наблюдая или исполняя указания научного руководителя.
Первым реально-действующим проектом, реализованным школьно-студенческим сообществом в кружке, стало создание сайта «Наследие Демидовых» как образовательного просветительского ресурса, наполненного мультимедийным и научным контентом в сфере сохранения и использования историко-культурного наследия города Нижний Тагил и Свердловской области. Совместно с педагогами и студентами организована проектная деятельность учащихся по созданию интерактивных и мультимедийных творческих работ в области краеведения и дальнейшее размещение данных работ на сайте «Наследие Демидовых».
Деятельность над проектом включала в себя работу пяти групп. Первая группа разрабатывала дизайн-проект сайта, вторая группа – техническое создание сайта на платформе Wordpress.
Третья группа создавала виртуальных экскурсий по промышленным предприятиям города. Раздел видео-экскурсии дополнен видеоканалом, который наполняется видеороликами как с учащимися, изучавшими экономическое развитие города, побывавшим на промышленных предприятиях города и области, планируются передачи с экспертами и общественными деятелями. Четвертая группа ребят создавала интерактивный атлас музеев города. На геоинформационной системе расположены метки 15 музеев города, каждая метка отправляет на страницу, аккумулирующую информацию о музее: видео-фрагменты, фотогалерею, виртуальные туры.
Рис 2. Страница «Виртуальная экскурсия «Tagil Industrial»
Пятая группа детей работала над интерактивными материалами о достопримечательностях города с дополненной реальностью и инфографикой. Созданные проекты совмещают на экране два изначально независимые пространства: мир реальных объектов вокруг человека и виртуальный мир, созданный средствами компьютерной графики. Итоги работы – «виртуальное путешествие» в город Нижний Тагил, открывающее просторы культурного пространства. Дополненная реальность (англ. аugmented reality, AR) –это технология наложения информации в форме текста, графики, аудио и других виртуальных объектов на реальные объекты в режиме реального времени [5, 484]. П. Милграм называет последние, представляющие образы AR с помощью наложения созданных компьютером аналоговых или цифровых изображений, «окно в мир» [1, 51]). Приложения с дополненной реальностью – это программные продукты, в которых физический мир дополнен цифровыми данными в реальном времени, при помощи мобильных компьютерных устройств, а также программного инструментария для работы с ними. Для работы материалами дополненной реальности необходимо установить на смартфон приложения ROAR и AURASMA. Приложение при наведении камеры распознает различные объекты, изображения, тексты и маркеры, расположенные на них, воспроизводя звук, видео и трехмерные модели.
Рис. 3. Брошюра «Нижний Тагил в AR»
Познакомиться с итогами работ учащихся можно по ссылке ndemidov.ru.
Представленный опыт проектной деятельности дал рад преимуществ:
- расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов
- эффективность обучения за счет погружения в реальную социально-значимую и инновационную деятельность;
- наполнение содержание образования актуальными и передовыми знаниями, обеспечивющие знакомство и умение работать с новыми научными предметами (гимназистами были освоены практики настоящего дня: программирование сайтов, разработка дополненной реальности, инфографика);
- организация командной и многопозиционной работы, обеспечение возможности работы учащихся с разными профессиональными склонностями;
- привлечение к работе проектных и исследовательских команд научных руководителей, экспертов, заказчиков из представителей науки и специалистов центра туризма города Нижний Тагил;
- развитие у обучающихся мышления, коммуникативных навыков при взаимодействии с экспертами и друг другом, волевой саморегуляции, навыков публичной презентации итогов работы;
- обеспечено единство образовательного результата и свободного формирования мировоззрения учащихся через их самоопределение к проблемным вопросам современности: о целях и назначении деятельности в области IT технологий, образе создаваемого будущего, состоянии культуры и экономики города, их персональном профессиональном выборе;
- сохранение и развитие исторической памяти через приобщение обучающихся к духовным, культурным и нравственным ценностям своего народа в контексте формирования у них российской гражданской идентичности, популяризация в информационном пространстве традиционных российских культурных ценностей.
- Опыт организации школьно-студенческого сообщества выявил и рад трудностей:
- достаточно сложно обеспечить встречу школьников с экспертами по темам работы команд;
- необходимо организовывать тематические экскурсии (на предприятия, специализированные музеи и т.д.).
Научить новое поколение жить в быстро меняющемся мире, перенасыщенном визуальными и технологическими прорывами − это в первую очередь адаптировать образование и все формы обучения к возрастающей скорости и сложности нового технологического облика мира. Быть технологическими лидерами в таком мире – вызов именно для молодых, и образование должно помочь им осознать этот вызов, принять его и достойно на него ответить.
Список литературы
- Milgram, P. Augmented Reality: A Class of Displays on the Reality-Virtuality Continuum / P. Milgram, H. Takemura, A. Utsumi, F. Kishino // Telemanipulator and Telepresence technologies. - 2005. - Vol. 23. - P. 51.
- Ариарский М.А. Созидательный потенциал культуры и педагогические условия его реализации // ЧиО. 2014. №1 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozidatelnyy-potentsial-kultury-i-pedagogicheskie-usloviya-ego-realizatsii (дата обращения: 17.11.2019).
- Казанцева И.А., Кузнецова К.В. Проектная деятельность как проявление созидательной активности // Аккредитация в образовании, 2012. №6., с. 46-47.
- Клочко В.Е. Новые медиа: психологический механизм воздействия. //Сборник материалов IV Международной научно-практической Интернет-конференции. Научный редактор И.П. Кужелева-Саган, 2012. стр. 49-52.
- Яковлев Б.С, Пустов С.И. Классификация и перспективные направления использования технологии дополненной реальности // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. - 2013. - № 3. - C. 484.