Практическая деятельность
и творческий подход —
вот лучшие учителя в
школе жизни.
Тельман
Прежде чем начать свой доклад, хотелось бы вспомнить одну известную восточную мудрость: «Дай человеку рыбу, и ты накормишь его только раз. Научи его ловить рыбу, и он будет кормиться ею всю жизнь». Если провести «параллель» с педагогикой, то главная задача учителя заключается в организации учебно-познавательной деятельности учащихся так, чтобы знания стали результатом их собственной деятельности.
Проблема: Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Учитель в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем.
Потому так важно формировать у ребенка правильную гражданскую активную позицию, обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, учить его искать, думать, творить, делать. Именно на эти важные задачи и направлен новый ФГОС. ФГОС нового поколения. В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход. Главная задача которого: подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Деятельностный подход органично сочетается с различными современными образовательными технологиями, такими как: ИКТ, игровые технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные турниры), технология критического мышления, технология «Дебаты», технология исследовательской и проектной деятельности, проблемного обучения. Названные технологии способствует формированию у обучающихся универсальных учебных действий. Тем не менее, актуальна проблема поиска новых технологий обучения, так как нет, и не может быть какой-то одной, универсальной технологии.
Идея методического семинара: условием развития коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка является организация урока в контексте системно-деятельностного подхода в сочетании с игровыми технологиями, представленными через дидактические игры. Дидактические игры представляют собой элемент творчества, который является одним из принципов, обеспечивающих системно-деятельностный подход. Поэтому самым эффективным способом научения педагогов (участников семинара) применять настольные игры как элемент творчества, в рамках системно-деятельностного подхода, является их «погружение» в данную технологиию в формате тренинга для обретения личного восприятия этой технологии «изнутри» с последующим включением в активную деятельность по анализу алгоритма и особенности применения данной технологии, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Цель семинара: создание условий для развития профессиональной компетентности педагога в применении игровых технологий в контексте реализации системно-деятельностного подхода для формирования личности ученика и продвижении в его развитии.
Планируемый результат
Полученные в результате работы на семинарском занятии умения позволят педагогу применять дидактические игры в рамках урочной и внеурочной деятельности (метапредметный результат обучения); развитие коммуникативной компетнции (предметная составляющая); научиться организовывать работу в группах, где необходимо уметь выслушивать чужую точку зрения, доказывать собственную (коммуникативная составляющая); научиться ставить цели, определять задачи, корректировать процесс решения проблемы, осуществлять оценку и самооценку (рефлективная составляюшая).
Заявленная тема методического семинара соответствует требованиям «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», где в качестве приоритетного направления государственной политики в области воспитания обозначено создание условий для формирования у ребенка правильной гражданской активной позиции, обеспечение его общекультурного, личностного и познавательного развития, что научит его искать, думать, творить, делать.
1 часть. Погружение в игровую технологию (в частности) использование дидактических игр в контексте системно-деятельностного подхода на уроках иностранного языка.
Остановимся на структуре урока, который предполагает включение настольной игры на инстранном языке «Победа» в разрезе технологии системно-деятельностного подхода.
1. Организационный момент
Ведущий предлагает выслушать стихотворение и определить, какому великому событию будет посвящен урок.
День победы. И в огнях салюта
Будто гром: - Запомните навек,
Что в сраженьях каждую минуту,
Да, буквально каждую минуту
Погибало десять человек!
И, шагая за высокой новью,
Помните о том, что всякий час
Вечно смотрят с верой и любовью
Вслед вам те, кто жил во имя вас!
2. Актуализация знаний
Ведущий предлагает поиграть в игру "Верю - не верю". Для этого вам понадобятся конверты с сигнальными карточками. Если Вы мне верите, поднимите сигнальную карточку зеленого цвета, если не верите, то – розового цвета. (Now let’s play the game “True or False”. You have to use the signal cards. If it is true you should show the card with a green colour but if it is false you should show the card with the red colour).
- This year our country celebrates the 60-year anniversary of the Great Patriotic War. (False. This year our country celebrate the 70-year anniversary of the Great Patriotic war).
- The Great Patriotic war lasted 4 years (True).
- The battle for Moscow denoted the end of the war. (False. The battle for Berlin denoted the end of the war).
- The name of the parade held on the Red Square on 24 June 1945 is the Victory Parade. (True).
3. Постановка учебной задачи
Ведущий предлагает познакомится со сферами жизни в годы ВОВ.
- Техника (Enginery)
- Города (Cities)
- Герои (Heroes)
- Культура (Culture)
Ведущий задает вопрос, развивающий у участников урока регулятивные УУД, а именно прогнозирование дальнейшей совместной работы. «А как же мы будем знакомиться с разными сферами жизни в годы ВОВ?»
4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)
Ведущий предлагает участникам семинара поиграть в настольную игру «Победа» (Приложение №1)
5. Первичное закрепление
Презентация «Викторина» Quiz (Приложение №2)
Ведущий предлагает учащимся ответить на вопросы.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Самоанализ и самоконтроль.
Задание: Тест. (Приложение №3). После выполнения взаимопроверка.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение
Работа в группах.
Ведущий предлагает выполнить ряд заданий:
- соотнесите картинку с названием сферы жизни (Приложение №4)
- подберите слова к каждой категории (Приложение №5)
8. Рефлексия деятельности (итог урока)
Ведущий предлагает ответить на вопросы.
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Что показалось самым интересным и познавательным?
- О чём бы хотели ещё узнать?
9. Оценка деятельности на уроке
Нарисуйте листочки.
«Дерево настроения»
- нижняя часть кроны – у меня ничего не получилось;
- средняя часть кроны – у меня были проблемы;
- верхняя часть кроны – мне всё удалось.
Временной ресурс: 30 минут.
2 часть. Метакритика игровой технологии в контексте системно-деятельностного подхода
1. Формулирование цели семинарского занятия с учетом осмысления результатов погружения в технологию системно-деятельностного подхода.
2. Представление технологии разработки игр (авторская разработка) (Приложение № 6).
Результат: осознание того, что в зависимости от избранного ракурса настольные игры принемают новый вид.
3. Ознакомление с алгоритмом деятельности педагога по реализации системно-деятельностного подхода с применением настольных игр (Приложение № 7).
Результат:развитие умений по созданию среды развития личности в контексте системно-деятельностного подхода.
Временной ресурс: 10 минут.
Литература
- infourok.ru Дидактические игры познавательного характера.
- videouroki.net Системно-деятельностный подход в организации обучения иностранному языку.