Цели урока:
- Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия;
- Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Задачи урока:
Личностные:
- Воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к выполняемой работе;
- Умение оценивать свой труд, воспитывать активную личность.
Предметные:
- Формирование системы знаний по теме возведение в степень суммы и разности одночленов;
- Обучение применению формул сокращенного умножения;
- Развивать правильную математическую речь, творческие способности, логическое мышление обучающихся;
- Развивать познавательные процессы.
Метапредметные:
- Учить осуществлять анализ объектов с выделением существенного и несущественного;
- Учить проявлять инициативу в учебном сотрудничестве;
- Обучать навыкам самоконтроля, самооценке;
- Формировать умение учитывать разные мнения и интересы;
- Учить осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-исследование.
Формы обучения: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор
- Компьютер
План урока
1. Организационный момент (2 мин)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (5 мин)
3. Постановка проблемы, первичное усвоение новых знаний (10 мин)
4. Первичная проверка понимания и первичное закрепление (10 мин)
5. Постановка домашнего задания (2 мин)
6. Рефлексия (3 мин)
7. Подведение итогов (3 мин)
Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Сергеевна. Сегодня я буду вести у вас урок алгебры.
Урок математики мы начинаем
Еще одну тайну сегодня узнаем.
Не отвлекайся, внимателен будь,
За новыми знаниями отправимся в путь!
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. В качестве эпиграфа для нашего урока я выбрала слова русского математика Софьи Васильевны Ковалевской.
«У математиков существует
свой язык – это формулы».
С.В.Ковалевская
- Прочитайте его. Как вы думаете, почему именно этот эпиграф я взяла для нашего урока?(мы сегодня будем изучать формулы). А зачем нам их изучать? (они могут упростить вычисления). В ходе урока мы с вами это проверим.
- А девизом нашего урока я выбралакитайскую мудрость, которая гласит:
«Я услышал и забыл,
Я увидел и запомнил,
Я сделал и понял.»
Сегодня на уроке мы будем следовать ее указаниям. Итак, вперед к цели!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Как зарядка для нашего тела с утра, для мозга перед началом работы тоже нужна зарядка. Поэтому прежде, чем мы начнем двигаться к нашим целям, проведем небольшую разминку.
Выполните возведение в степень.
- Что называется степенью числа? Какая степень представлена в примерах? Как возвести в квадрат? Как называются выражения, записанные в основании степени?
- (5х)2=
- (- 3а3)2=
- (-0,4а3b5)2=
- Как называются выражения в основании степени?
Прочитайте выражения:
- а + b;
- c – у;
- aх;
- (а +b)2;
- (а+х)2;
- (b-с)2;
- (m- n)2.
Подсказка: (как прочитать выражение)
Выражение, чтоб прочитать,
Надо действия в нём сосчитать.
Ты последнее нам называй,
А потом выраженье читай!
Вычислите устно:
- (x + 2)2,
- (2y - 1)2
- Получилось? (нет) А почему? (мы еще не возводили в степень двучлен).
3. Постановка проблемы, первичное усвоение новых знаний
- Давайте подведем небольшой итог. Какие действия с многочленами вы уже умеетевыполнять? (сложение, вычитание, умножение).
- А какое действие не получилось? Чему ещё надо научиться? Что не получилось сделать без дополнительных знаний? (возвести в степень).
- Как вы считаете, что сегодня на уроке мы будем изучать? (двучлен, сумма и разность двух одночленов). Какая степень самая маленькая, как по-другому ее можно назвать? (вторая, по другому можно назвать «квадрат»). Итак, сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока, не забывая о том, что у нас было в эпиграфе к уроку? (формула длявозведение в квадрат двучлена).
- А какие тогда будут цели нашего урока? (1. Вывести формулы квадратов суммы и разности двух одночленов и 2. Научиться ими пользоваться).
- Запишите, пожалуйста, в тетрадь тему урока «Формулы квадрата суммы и квадрата разности двух выражений».
- Чтобы приступить к работе, вернемся к тому заданию, которое у нас не получилось. Как по определению степени можно представить данное выражение? Что получили? (произведение многочленов). Мы умеем выполнять умножение многочленов? (да). Тогда, давайте почувствуем себя первооткрывателями и выполним небольшую исследовательскую работу (работа в парах). На ваших партах лежат исследовательские карты, предлагаю Вам их заполнить. Выполняем работу для квадрата суммы, а для квадрата разности выполните дома, пожалуйста.
Исследовательская карта
№ п/п |
Выполните задания |
1 |
Продолжите выполнение действия: |
2 |
Прочитайте определение: |
3 |
Изменится ли результат, если формулу (а + b)2, поменять на (а – b)2? (да, нет) |
4 |
Проверьте ваше предположение? |
5 |
Заполните пропуски: |
6 |
Эти формулы называются формулами сокращенного умножения. Как вы думаете, почему? |
- Давайте обсудим, что у вас получилось (обсуждение полученных результатов, желающие).
- Запишите, пожалуйста, в тетрадь формулы, которые у вас получились: (на доску тоже записать). Как мы их назовем?
(а + b)2 = а2 + 2аb + b2 - квадрат суммы
(а – b)2 = а2 – 2аb + b2 – квадрат разность.
- Мы достигли своей первой цели? (да). Молодцы! Тогда двигаемся дальше!
4. Первичная проверка понимания и первичное закрепление
- Ребята, давайте проверим, как «работают» полученные вами формулы (индивидуальнаяработа по слайду). Опираясь на формулы и правило, 1 пример выполняем вместе со мной, а остальные самостоятельно. По желанию к доске одного ребенка.
1. Возведите в степень:
а) (х + y)2
б) (х + 2y)2
в) (4х + 3y)2
Выполняем проверку.
- Ребята, мы достигли своей второй цели? (да). Молодцы!
5. Постановка домашнего задания
- п. 32 в учебнике читать, формулы выучить
- № 800 (1 ст.), 803 (ж, з) или
- Творческое задание: сообщение о С.В.Ковалевской.
6. Подведение итогов урока, рефлексия
- Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили сегодня на уроке, какие понятия вспомнили и что узнали нового? Какие правила сформулировали? Какие формулы вывели?
И в заключение, сделайте, пожалуйста, вывод для себя: каким стал для вас этот урок. На партах у вас лежат индивидуальные карточки, обведите, пожалуйста, номер пункта, который характеризует для вас урок.
Исследовательская карта
№ п/п |
Выполните задания |
1 |
Продолжите выполнение действия: Таким образом получится, что (а + b)2=____________________ |
2 |
Прочитайте определение: |
3 |
Изменится ли результат, если формулу (а + b)2, поменять на (а – b)2? (да, нет) |
4 |
Проверьте ваше предположение? |
5 |
Заполните пропуски: |
6 |
Как вы думаете, почему эти формулы называются формулами сокращённого умножения? |
«Для меня сегодняшний урок…»
Урок |
Я на уроке |
Итог |
1. интересно |
1. работал |
1. понял материал |
2. скучно |
2. отдыхал |
2. узнал больше, чем знал |
3. безразлично |
3. помогал другим |
3. не понял |