В основе современных федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) лежит системно-деятельностный метод обучения, который позволяет учащемуся быть активным, развивать собственный интерес к познанию. В свете ФГОС НОО следует соблюсти требования, данные в предметной области математики, основными из которых являются: использование математических знаний, овладение основами логического и алгоритмического мышления, умение выполнять устно и письменно арифметические действия, осознание обучающимися значения математики в повседневной жизни человека [1].
В.Н.Камышников указывает: «овладение вычислительными навыками арифметических действий через активное использование процессов умственных действий есть суть вычислительной культуры» [3].
Действительно, прочные и осознанные умения и навыки устного счета являются содержательной основой начального математического образования, а в дальнейшем и математической культурой человека. Устный счет сопровождает человека всю жизнь. Понятно, что если он не приобретет навыка устного счета, то ему придется нелегко. Ведь и в повседневной жизни очень важно уметь быстро и правильно проводить устный счет, так как даже маленькая ошибка в расчетах может привести к большим проблемам, например, если речь идет о предприятии или даже о бюджете семьи. Поэтому помимо теоретических знаний, умение быстро и правильно считать «в уме», навыки устного счета можно рассматривать как одно из лучших средств практического применения. Кроме того, бурное развитие вычислительной техники, компьютеризация, появление интернет-сервисов – все это требует широкого развития вычислительной культуры населения. При этом считать нужно без всяких дополнительных технических средств (их просто может не оказаться под рукой), не допустив ни единой ошибки.
Тем не менее, практика показывает, что уровень сформированности умений и навыков устного счета у младших школьников невысок, учащиеся часто допускают ошибки в вычислениях, что негативно сказывается на дальнейшей учебе. Вместе с тем, статистика за последнее десятилетие показывает значительное снижение умений и навыков устного счета не только у школьников, но у взрослых в повседневной жизни.
Итак устный счет – математические вычисления, осуществляемые человеком без помощи дополнительных устройств. Навыки устного счета входят в структуру учебно-познавательной деятельности и существуют в универсальных учебных действиях (УУД), выполняются посредством определенной системы операций.
Навык устного счета – это один из видов учебных навыков, функционирующих и формирующихся в процессе обучения в младшей школе. Это, можно сказать, первая ступень овладения вычислительными приемами. Для приобретения навыка устного счета нужно в каждом случае знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять для нахождения результата арифметического действия и как выполнить эти операции как можно быстрее.
Оперируя при устном счете довольно-таки небольшими числами, учащиеся начинают ясно представлять состав числа, быстрее схватывать зависимости между условием задания и результатами действий, осознано понимать законы и свойства собственных действий. Успех повышает их мотивацию и стимулирует познавательный интерес. Многократно возрастает эффективность самостоятельной работы, качество обучения в целом. Умения и навыки устного счета существенно развивают логическое мышление и расширяют кругозор младших школьников. Упражнения и тренировки в устном счете имеют также воспитательное значение. Они развивают у обучающихся находчивость, сообразительность, внимание, память, способствуют повышению активности, быстроты и гибкости ума, повышают самостоятельность, развивают творческие способности и волевые качества.
Отсюда, для того чтобы сформировать у младших школьников умения и навыки устного счета, необходимо, прежде всего, позаботиться о развитии у них математического кругозора, о создании реальной чувственной основы для воображения, фантазии. Чем они будут богаче, тем быстрее учащиеся научатся решать устно даже сложные математические задания.
В зависимости от степени овладения учащимся УУД, навык устного счета характеризуется такими качествами, как правильность, осознанность, рациональность, обобщенность, автоматизм и прочность. Формирование навыков, обладающих указанными качествами, обеспечивается построением курса математики и использованием соответствующих приемов.
М.А.Бантова выделяет группы приемов в соответствии с их общей теоретической основой: приемы с конкретным смыслом арифметических действий и приемы, строящиеся на разной теоретической основе [2].
Суть каждого приема заключается в понимании, какие операции надо выполнять, в каком порядке и почему именно так можно найти результат арифметического действия. Основными приемами устного счета в первом классе являются сложение и вычитание.
В указанные приемы целесообразно включать операции вычислений в сопоставлении, сравнении, чередовании, дополнении и подборе чисел, обратные примеры. Для лучшего осознания учащимися приемов устного счета следует использование палочки, решение с наглядными опорами, составление модели и т.п.
О сформированности навыка можно говорить, если учащийся самостоятельно выполняет все операции, использует приемы, которые приводят к решению. Умение осознано контролировать выполняемые операции позволяет формировать вычислительные навыки более высокого уровня. Другими словами, умение и навык устного счета помогает успешно учиться в старших классах, позволяя развить логическое мышление, внимание, память. Именно полностью отработанные навыки устного счета позволяют учащимся в дальнейшем достаточно легко овладевать более сложными алгоритмами вычислений. Поэтому приемы устных вычислений являются естественными элементами программы по математике для начальных классов.
Эмпирическое исследование, проведенное в МБОУ ООШ № 5 г. Лесосибирска в первых классах показало следующее. На диагностическом этапе показатели следующие: в экспериментальной группе высокий балл у 10%, средний у 60%, низкий у 30% учащихся, в контрольной группе 20%, 70% и 10% соответственно. Из чего видно, что контрольная группа немного превосходила экспериментальную.
После проведения формирующих занятий с экспериментальной группой на предмет повышения сформированности устного счета, она показала следующие результаты: высокий балл у 70% и средний балл у 30% учащихся, низкий уровень не выявлен. Результаты контрольной группы, с которыми не были проведены формирующие занятия – 30%, 70% и 10% соответственно.
Эксперимент показал, что при использовании на уроках математики в процессе устного счета методических приемов, включающих в себя владение рациональными способами вычисления, умение представить число в виде различных слагаемых, использование различных моделей (схем действий), а также содержащих в своей структуре элементы занимательности, можно эффективно развивать вычислительные умения и навыки младших школьников.
Таким образом, навыки устного счета следует четко закрепить в первом классе. Это даст возможность не отвлекать время и мысли на простейшие решения, а направить их на более значимые и насущные задачи. От сформированности навыков устного счета младших школьников зависит значительное повышение качества их обучения не только по математике, но и по другим предметам.
Список литературы
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Российская газета. –2012. – № 303.
2. Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальных классах. / М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, А.М.Полевщикова / Под ред. М.А.Бантовой. – М.: Просвещение, 2016. - 335 с.
3. Камышников В.Н. Структура и содержание системы заданий, направленных на развитие интеллекта младших школьников / В.Н. Камышников // Начальная школа. – 2002. - № 6. – С. 9-12.