Дополненная реальность как художественный феномен XXI века (из опыта применения в экспозиционно-выставочной деятельности школы)

Разделы: МХК и ИЗО


Дополненная реальность (от англ. augmented reality, AR) с каждым годом набирает все большую популярность. IT-компании все более активно занимаются разработкой AR-приложений, которые востребованы абсолютно во всех сферах человеческой деятельности: от маркетинга до военной и авиационной навигации. Ведущие мировые бренды используют ее в своих рекламных кампаниях, издательства “дополняют” контент своей печатной продукции, учебные заведения применяют ее для лучшего усвоения материала. Неудивительно, что AR-технология проникает в искусство и осваивается им.

Что же такое дополненная реальность? Это общее название технологий внесения цифрового контента в физический мир в режиме реального времени. Они накладывают смоделированные компьютером слои улучшений на существующую реальность, дополняют физический мир, как мы его видим, цифровыми данными с помощью каких-либо устройств — планшетов, смартфонов и пр. Основная цель использования AR — сделать окружающую среду более выразительной, многогранной и яркой [1, 2, 6].

Дополненная реальность в искусстве - это не только тема, но и новое средство, новый инструмент создания арт-объектов. Визуальное и цифровое искусство, архитектура, уличное искусство, а также издательская деятельность используют AR как инструмент «омоложения» художественного опыта. Музеи и выставочные центры активно применяют интерактивные методики для привлечения посетителей и повышения их интереса к экспонатам [1, 2].

Давайте более подробно рассмотрим возможности применения AR в области искусства.

Обучение творчеству. Научиться живописи, рисунку, скульптуре и другим видам искусства можно, используя пошаговые инструкции в AR. Рисующий будет видеть виртуальные линии, как будто они уже находятся на стене или на бумаге, и с помощью гаджетов сможет перевести их в реальный мир. А любая обводка линий — это работа мышечной памяти, и шаг за шагом, повторяя линии, можно совершенствовать свои художественные навыки.

Создание произведений искусства. Развитие технологий в XX веке добавило к арсеналу инструментов художников компьютерные технологии. Современные художники либо создают VR/AR-картин с помощью специальных гаджетов, либо добавляют собственные элементы в существующие полотна, скульптуры и архитектурные сооружения в дополненной реальности.

Отличительная черта АR-живописи – это чаще всего трехмерность изображения, анимация, а также дополнительные эффекты, например, музыкальный ряд, помогающий еще более сильно прочувствовать красоту того или иного произведения искусства. Арт-объекты, создаваемые в процессе внедрения AR-элементов, могут иметь самостоятельную художественную ценность и повысить привлекательность музея, а также создать ему репутацию новаторского, современного и даже авангардного культурного учреждения.

Музеи и экскурсии. Современные музеи активно сотрудничают с IT-разработчиками приложений, чтобы оживить свое пространство. Поверх реальных экспонатов накладывается видео, которое погружает зрителя в мир музейных шедевров. Многие произведения буквально «оживают» после наведения на них смартфона. Кроме того, в специальном окошке отображается справка с интересной информацией об экспонате. При этом узнавать что-то новое об экспонатах музея или достопримечательностях города можно в своем ритме, просто проходя мимо.

Необычная подача материала вызывает у людей неописуемый восторг и привлекает все большую аудиторию в храм искусства. А молодые люди, которые испытывают привязанность к мобильным устройствам и постоянно находятся онлайн, чувствуют себя здесь в своей среде [9, 11] .

Анализ предметов искусства. Специальные приложения могут обеспечить посетителей интересной информацией об экспонатах. Это может быть обзор ранних версий картины, демонстрация реконструированной скульптуры с отсутствующими частями тела, подробная информация об использованных художественных приемах, интервью с авторами работ, их биографии, интересные видеоролики и т.п..

Архитектура и строительство. Дополненная реальность в проектах строительства и архитектуры предполагает размещение 3D-модели предлагаемого проекта в существующем пространстве с использованием мобильных устройств. Это помогает увидеть то, что еще не существует или не закончено. Как утверждают эксперты, уже в скором будущем все участники строительства будут получать необходимую информацию о стройке прямо на поверхности своих очков или линз. Кипы чертежей заменят технологии дополненной реальности.

Дизайн. Также как и в предыдущем случае, AR помогает еще на этапе создания эскизов и выбора материалов. Например, дизайнер интерьера может продемонстрировать клиенту планировку новой квартиры, определенные участки дома, расстановку мебели, цвет стен и полов и т.п. В 2017 году розничная сеть магазинов представила гардеробную в дополненной реальности. Она позволяет потребителям совершить примерку вещей в цифровом виде и подобрать себе подходящие вещи [3, 6].

В целом технологии дополненной реальности используются в искусстве по трем причинам:

  • создание цифровых произведений (живопись, графика, архитектура и пр.);
  • предоставление доступа широкой аудитории к произведениям пространственных видов искусств, в том числе не выставленных в музеях и галереях;
  • создание новых бизнес-моделей для людей творческих профессий.

В настоящее время разрабатывается большое количество AR приложений, которые охватывают абсолютно разные сферы: от современного искусства до экономики и валютных фондов. Изучая тему, мы подготовили ТОП-5 приложений дополненной реальности в области искусства.

SketchAR — приложение, которое учит рисованию с помощью дополненной реальности. Главным автором проекта стал дизайнер и стрит-арт-художник Андрей Дробитько (Adno).

Первоначально продукт планировался для профессиональных художников, однако после исследования рынка было решено сфокусироваться, в первую очередь, на массовой аудитории и разработать продукт на стыке онлайн-обучения, искусства и развлечений. Пользователь приложения выбирает эскиз, который накладывается поверх чистого листа бумаги, а затем обводит линии, пока не получится готовый рисунок. За работой следит виртуальный помощник — он комментирует действия пользователя, шутит и даёт советы. Со временем советы становятся более индивидуальными — наблюдая за руками художника, ассистент «учится» и определяет уровень его навыков. Кроме того, у SketchAR есть режим для рисования на вертикальных поверхностях. Он предназначен для более удобного переноса готовых рисунков на стену [12].

Arart - приложение, созданное тремя японскими художниками, в реальном времени «оживляет» всемирно известные картины. Название программы говорит само за себя: оно объединяет в себе «AR» и «Art», означая «искусство дополненной реальности».

Кей Ширатори, Такеши Мукаи и Янгхаи Бек отрисовывают потрясающую анимацию на основе шедевров живописи. Авторы предлагают неожиданный взгляд на события, стоящие за произведениями, подчеркивая связь между реальностью и запечатленным моментом. При взгляде на экран гаджета невозможно заметить грань, где кончается физическое полотно и начинается виртуальный ролик – настолько его мельчайшие детали стилизованы под оригинал. Охват Arart не ограничивается масштабными полотнами: скрытые истории ждут пользователей и на обложках дисков, и в иллюстрациях книг. [5].

Alchemy ar – приложение, благодаря которому повседневные объекты приобретают новое измерение, а картины оживают. Оно предназначено для просмотра различного контента дополненной реальности. Автор приложения – Михаил Ершов.

Интересным применением данной технологии является уникальный арт-проект «Плотность пустоты». Это выставка, где нет работ, но есть вход в дополненную реальность через маркеры. При наведении камеры мобильного телефона на таблички возникают разнообразные картины. В проекте представлены работы 11 художников из России, Белоруссии, Франции и США. 100 работ расположены в определенной последовательности: через графику и живопись к цифровому искусству, анимации и трёхмерной графике. [7].

Artefact — интерактивный гид по выставкам, созданный при поддержке Министерства культуры РФ и портала «Культура.РФ».

Во время разработки приложения была проведена огромная работа по оцифровке произведений искусства, написанию материалов, подготовке аудиогидов. Наведя телефон на любой из музейных экспонатов, вы получаете подробный интересный рассказ о деталях, сюжете и истории работы. Если он был отреставрирован, то приложение показывает его первоначальный вид или авторские эскизы. В приложение вшит путеводитель по помещениям музея. Он сможет проложить нужный вам маршрут и сделает поход в музей более интересным. А если вы остались дома, то, благодаря мультимедийному гиду Artefact, можно изучать музейные коллекции в режиме «Каталог».

Кроме того, приложение позволяет российским музеям самостоятельно создавать выставки в формате AR. На данный момент к проекту уже подключилось более 90 музеев и организаций России, в том числе ГМИИ им. А.С.Пушкина, Русский музей, Реставрационный центр им.Грабаря и др [4, 9].

Art Project - интернет-платформа Google, которая позволяет посетить около 200 музеев, а также галерей и дворцов по всему миру. Зрители могут, не выходя из дома, оценить приблизительно 35 000 представленных в них работ [8].

Все приложения можно скачать для iOS и Android в магазинах App Store и Google Play.

Таким образом, современное искусство все больше выходит за рамки реальности. Дополненная реальность позволяет обогащать мир искусства новейшими технологиями, порождая уникальный опыт взаимодействия с арт-объектами. Интерактивное изучение культурного пространства должно быть особенно интересно и полезно для современных детей и подростков, которые не представляют своей жизни без гаджетов. Можно смело утверждать, что дополненная и виртуальная реальности становятся культурным и художественным феноменом XXI века.

Это заставило нас задуматься о возможностях применения дополненной реальности при знакомстве с произведениями искусства в школе. Насколько реально, удобно и практично использование AR в экспозиционно-выставочной деятельности?

Проведя опрос школьников 7-9 классов (в опросе приняло участие 60 человек), мы выявили крайне низкий уровень осведомленности о технологии дополненной реальности. Большинство учащихся ГБОУ СОШ №2 не знают, что такое AR, как она работает, чем отличается от схожих технологий, где может быть использована и т.п. Применение технологии в области искусства строилось ими только исходя из собственных предположений и догадок, но никак не с опорой на личный опыт. И это делает данную тему еще более актуальной.

В ГБОУ СОШ №2 действует проект «Музейное искусство детям». Это культурно-просветительская деятельность, которая знакомит учащихся с живописными произведениями, шедеврами искусства из коллекций известных российских музеев. В текущем году данный проект посвящен Русскому Государственному музею в связи с юбилейной датой этого выдающегося музея русской живописи. На две недели коридоры школы оформляются репродукциями шедевров Русского музея и превращаются в картинную галерею.

В текущем году особое внимание было уделено использованию цифровых технологий в ходе реализации проекта. Отдельной экспозицией были выставлены 10 работ проекта «Плотность пустоты». Чтобы увидеть ожившие изображения, учащимся необходимо было скачать приложение Alchemy AR и навести камеру смартфона на интересующее их изображение. Другая ученица 9 класса, работая над проектом по информатике, познакомилась с технологией создания объектов AR. Совместно с ней мы нашли короткие видеоролики и аудио файлы, рассказывающие о шедеврах Русского музея, выставляющихся в школьной галерее. Она помогла закодировать найденную информацию и создать AR объекты, привязанные к нужной метке. Кроме того, каждую репродукцию мы сопроводили QR–кодом, содержащим ссылку на ресурс в интернете. Пройдя по данной ссылке, ученики могли подробнее узнать о выставленной картине, художнике или целом направлении в искусстве.

Таким образом, экспонаты школьного музея получили возможность «говорить сами за себя». Любой желающий мог самостоятельно узнать о выставленных в школьной галерее репродукциях картин. При этом каждый имел альтернативу –получить справку с помощью AR-приложения или QR-кода.

Традиционно в рамках декады проводятся экскурсионные занятия, на которых учащиеся 5-8 классов знакомятся с репродукциями школьной галереи с помощью ребят-экскурсоводов. Уже на этом этапе работы они могли увидеть возможности дополненной реальности и позже воспользоваться рекомендованными приложениями для индивидуального ознакомления с экспонатами.

В течение всей декады проходит «Культурный детектив», в рамках которого учащиеся ежедневно выполняют задания поискового характера. Часть заданий носит ознакомительный характер с галереей и живописными произведениями (например, поиск по фрагменту, счет предметов на произведениях искусства, кроссворд на запоминание художников и их произведений и т.п.). Но ряд заданий требует от участников более глубоких знаний (например, определение жанров и направлений живописи, вопросы по содержанию и истории создания произведений и пр.). Здесь не обойтись без дополнительной информации. Ее источником могли быть и книги в библиотеке, и AR технология, и QR-коды.

По итогам реализации проекта мы убедились, что 100% ее участников наглядно увидели технологии в действии и смогли оценить их возможности. Если QR-коды знакомы учащимся, они встречали их в повседневной жизни, то дополненная реальность стала новшеством для многих. В ходе опроса и наблюдая за реакцией во время первого взаимодействия с дополненной реальностью, мы увидели проявления, так называемого, WOW – фактора. Никто не смог остаться равнодушным и не высказать свое «WOW» от образа музейного экспоната с применением AR.

Книги практически не использовались школьниками во время проведения декады. С их слов, отсканировать QR-код или AR-маркер гораздо удобнее и быстрее, т.к. смартфон всегда под рукой, в за книгами еще нужно идти в библиотеку. Получается, что благодаря современным технологиям, обучающиеся имеют возможность мгновенного доступа к нужной информации. При этом школьники в равной степени рассматривают QR-коды и AR технологию как средства получения необходимых им сведений.

Большинство учащихся отметили легкость и удобство использования приложений дополненной реальности. Использование AR не требует от пользователя специальных знаний и навыков, не занимает много времени и сил. Но может обеспечить доступность информации через мобильные устройства. С их помощью экспонаты становятся более наглядными и зрелищными. Необычность подачи информации не позволяла скучать, гуляя по школьной галерее, а также добавляло элемент развлекательности. Также школьники отметили такую черту, как доступ к несуществующим объектам: эскизам и первоначальным вариантам живописных полотен, «тому, чего нет в реальности». Использование дополненной реальности, благодаря своим несомненным плюсам, вызвало неподдельный интерес в школьной среде.

Однако в ходе работы с AR-технологиями выявились и их недостатки. Дополненная реальность не работает без специального приложения, которое нужно найти и установить на свой смартфон. Однако главным недостатком школьники увидели необходимость подключения к Интернету. Если смартфон не имеет выхода в глобальную сеть или закончился трафик, то приложения AR перестают работать. Некоторые смартфоны не имели возможность поддерживать приложения дополненной реальности из-за низкой или переполненной оперативной памяти или неподходящей платформы. Сами приложения тоже могут работать некорректной: выдают ошибки, долго прогружаются, имеют неудобный интерфейс. Для 12 учеников минусом приложений стала невозможность прикоснуться к арт-объектам дополненной реальности.

По отзывам детей, проведение предметной недели «Шедевры Русского музея» с использованием технологии дополненной реальности нашло у них положительный отклик. Картинная галерея дала возможность соприкоснуться с прекрасным, а дополненная реальность обеспечила эффективное получение сведений о произведениях искусства, сделала процесс знакомства с ними более интересным и запоминающимся. По итогам реализации проекта у школьников был отмечен рост осведомленности и информированности о выставляемых экспонатах.

Библиографический список

  1. Мурашов А.А., Смоленцева Л.В. Виртуальная реальность и дополненная реальность. Взгляд на будущее // Сборник трудов молодых ученых УВО «Университет Управления "ТИСБИ"». Казань: Университет управления «ТИСБИ», 2016. С. 91-96.
  2. Савельева К.В. Дополненная реальность: культурный и образовательный феномен // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2018. Том 7. № 1А. С. 227-233.
  3. Яковлев Б.С., Пустов С.И. Классификация и перспективные направления использования технологии дополненной реальности // Известия ТулГУ. Серия «Технические науки». 2013. № 3.
  4. [Электронный ресурс] / 10 примеров того, как музеи используют AR-технологии для привлечения посетителей. URL: http://yode.group/2018/11/06/10_example_ar-technology_in_museum/ (Дата обращения: 20.02.2020)
  5. [Электронный ресурс] / Arart: дополненная реальность в живописи. URL: https://filin.pro/arart-dopolnennaya-realnost-v-zhivopisi/ (Дата обращения: 21.02.2020)
  6. [Электронный ресурс] / AR — Дополненная Реальность. URL: https://habr.com/ru/post/419437/ (Дата обращения: 12.02.2020)
  7. [Электронный ресурс] / Арт-проект «Плотность пустоты». URL: https://citygu.ru/art-proekt-plotnost-pustoty.html (Дата рождения: 21.02.2020)
  8. [Электронный ресурс] / Виртуальные музеи в Google Art Project. URL: https://kulturologia.ru/blogs/030211/13938/ (Дата обращения: 22.02.2020)
  9. [Электронный ресурс] / В музей не только за бесплатным Wi-Fi. URL: https://therunet.com/articles/7097 (Дата обращения: 19.02.2020)
  10. [Электронный ресурс] / Все, что нужно знать про VR/AR-технологии. Rusbase. URL: https://rb.ru/story/vsyo-o-vr-ar/ (Дата обращения: 12.02.2020)
  11. [Электронный ресурс] / Дополненная реальность для музеев: как продвигать культуру в массы. URL: https://zen.yandex.ru/media/bitnewstoday/dopolnennaia-realnost-dlia-muzeev-kak-prodvigat-kulturu-v-massy-5c77c5bc07473b00b192b862 (Дата обращения: 18.02.2020)
  12. [Электронный ресурс] / Стрит-арт-художник создал приложение для рисования при помощи дополненной реальности. URL: https://vc.ru/future/60236-strit-art-hudozhnik-sozdal-prilozhenie-dlya-risovaniya-pri-pomoshchi-dopolnennoy-realnosti (Дата обращения: 21.02.2020)