Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество»
(Из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года)
Формирование ИКТ-компетенции всех педагогических работников позволяет эффективно решать вопросы обновления форм и методов воспитательной деятельности.
Если ранее при подготовке внеклассных мероприятий педагог в основном использовал печатные материалы и средства ТСО, то наш учитель способен свободно, уместно и адекватно использовать компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности.
Сегодня не возможно представить внеурочную деятельность без использования проектора, цифровых фотоаппаратов и видеокамер.
Слайд 2. С целью повышения качества ВР, развития познавательного интереса в систему воспитания вводятся информационно-коммуникационные технологии. Каждое из направлений ВР предполагает определённый ракурс применения ИКТ. Стремление применять ИКТ не только в учебной, но и в воспитательной работе продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами. Во-первых, сформирован заказ на включение такой деятельности в систему образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; в-третьих, ИКТ позволяет усилить мотивацию учения и вовлечь учащихся в активную деятельность.
Критерии эффективности использования ИКТ в воспитательной работе:
- экономичность (уменьшение материальных и временных ресурсов);
- компактность (возможность накапливать информации на диске, исключая
- накопление папок с информационным печатным материалом);
- наглядность (обозримость) - особенность структурного оформления программ, дающая возможность расширять и углублять представление о рассматриваемом материале, о взаимосвязях;
- возможность проведения мониторинга (экономная, целенаправленная и индивидуальная диагностика и форма изучения личности ребенка через тесты, анкеты);
- возможность творческого развития личности учащихся, их инициативы, самореализации и самодеятельности.
Современное компьютерное оборудование выступает как средство организации и оснащения воспитательного процесса:
- как средство для создания информационно-методических материалов и документов (планов, конспектов, методических разработок и пр.);
- как средство обеспечения наглядности (презентации, видеоролики, видео-фильмы и другие демонстрационные формы);
- как средство поиска информации (текстовой, видео- и аудио);
- как средство обработки информации (фото и видео-изображений, текстовой, статистической информации для портфолио, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в воспитательной деятельности);
- как средство хранения информации (базы данных, методические разработки и коллекции, фото- и видеоархивы, электронные хранилища);
- как средство коммуникации (сайт, электронная почта, форумы, чаты и т.п.).
Достоинства ИКТ
- Делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным.
- Значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации. Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации.
- Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий.
- Делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям.
- Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.
- Используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.
- Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса.
- Повышают качество педагогического труда.
- Способствуют эффективности воспитательных мероприятий. Грамотное, системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.
Слайд 3. Применение ИКТ в воспитательном процессе.
Применение ИКТ в воспитательном процессе не замыкается лишь на использовании компьютера как печатной машинки для подготовки каких-либо иллюстративных материалов. И не ограничивается только демонстрацией презентаций. Это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных образовательным учреждением целей. Опыт показывает, что создание единого информационного пространства школы путём применения ИКТ в учебной и воспитательной работе способствует повышению интереса учащихся ко всему происходящему в школе, стимулирует познавательную и творческую активность детей. Всё сказанное выше подтверждает рост качества воспитательной работы в школе, повышение уровня её организации на качественно новый уровень, делает воспитательный процесс современным с точки зрения формы и содержания.
Слайд 4. Аналитико-прогностическая функция подразумевает изучение индивидуальных особенностей обучающихся и их развитие, а также развитие классных коллективов, рост профессиональной деятельности классных руководителей. Проведение тестирования и подсчет результатов можно доверить компьютерной программе.
- Контрольная функция - контроль за документацией классных руководителей, выполнением плана воспитательной работы, за ведением дневников обучающихся. Хранение диагностического материала, отражающего результативность работы.
- Методическая функция - поиск и сбор информации в помощь классным руководителям (сценарии, вопросы педагогики и психологии), разработка грамот, дипломов и пр., подготовка педсоветов, на воспитательные темы, создание информационных данных для родителей (памятки, уведомления, рекомендации, презентации для родительских собраний и пр.);
Для внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс осуществляется их использование в различных направлениях деятельности.
1. Внеклассная работа с учащимися.
Слайд 5.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала к внеклассным мероприятиям можно назвать создание мультимедийных презентаций (представление).
Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Новое поколение школьников активно вовлекается в сферу мультимедиа-технологий. Растёт уверенность, что в ближайшем будущем создание мультимедийных проектов станет привычной формой урочной и внеурочной деятельности.
Использование ИКТ внесло изменения во все стороны жизни нашей школы. В первую очередь – изменилась роль ученика. Он стал активным участником воспитательного процесса, превратился в партнёра (помогает в подготовке и проведении внеклассных мероприятий).
К такой деятельности относятся классные, информационные часы «Это интересно» с использованием презентаций, составленными либо учителем, либо учащимися, ведение классного фотоальбома, подготовка и проведение общешкольных мероприятий с использованием презентаций.
Метод проектов
Выпускные презентации на тему «Какими мы были», «Наш класс», «Наши выпускники».
Выпуск информационных буклетов.
Подготовка музыкального сопровождения всех школьных мероприятий происходит через компьютер.
Все материалы школьных мероприятий обрабатываются, систематизируются в папки.
Ведутся видеосъемки мероприятий.
Поиск информации к беседам, тренингам и круглым столам стал намного проще с помощью ресурсов сети Интернет.
Ведение электронного классного фотоальбома сохраняет в памяти детей яркие моменты школьной жизни. Наиболее эффективно создание и пополнение такого альбома силами учащихся при поддержке классного руководителя.
Завершая учебный год, создается творческий отчет о том, как они прожили год. Каждый класс представляет презентацию или фильм о жизни коллектива ребят.
Слайд 6, Слайд 7
Организация каникулярной занятости учащихся сегодня просто невозможна без ИКТ. Начиная с составления базы данных (списков детей с необходимой информацией о ребёнке и семье), подготовки Программы смены и сопровождающих документов, заканчивая отчётностью по окончании работы лагеря. Год назад по итогам летней смены был сделан электронный творческий отчёт (наряду с традиционным письменным). А применение фотоаппарата и другой цифровой техники, использование развлекательных и познавательных возможностей компьютера делают отдых детей в лагере разнообразным, интересным и полезным (Показ фото)!!!!!!!!
Слайд 8
При организации физкультурно-оздоровительной работы потенциал ИКТ используется при проведении мероприятий по агитации за ЗОЖ, профилактических бесед. Учащиеся не только смотрят научно-популярные фильмы, но и сами включаются в поиск информации. Так появляются творческие и исследовательские работы детей: «Диеты и здоровье человека», «Сотовый телефон: благо или вред?» и другие.
Ученическое самоуправление также представляет перспективное направление для применения современных информационных технологий в образовательном процессе. Работа включает не только использование электронных презентаций при проведении собраний. Подготовка агитационных материалов и бланков анкет, обработка информации, её дальнейшее транслирование (через печатную газету), выпуск стендового материала – вот неполный перечень дел с привлечением ИКТ.
ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе подготовки и проведения мероприятия:
- Поиск информации в сети Интернет.
- Для обозначения темы занятия.
- В начале мероприятия, создавая проблемную ситуацию.
- Как сопровождение объяснения или демонстрации (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
Проведение подобных мероприятий требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя сценарий с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла
Слайд 9
2. Профилактическая работа.
Профилактическая работа в школе напрямую связана с пополнением (корректировкой) электронной базы данных учащихся, состоящих на учёте. Запросы разных служб и ведомств в рамках профилактической работы сегодня часто выполняются в электронном варианте (по электронной почте). Главным здесь становится оперативность передачи информации, её точность и своевременность. Учитывая, что это документация строгой отчётности, значимость применения ИКТ в этом направлении серьёзно возрастает.
Слайд 10
3. Работа с родителями обоснована необходимостью соответствовать требованиям современного информационного общества. Уже привычным стало использование электронных презентаций для проведения родительских собраний и конференций, творческих отчетов школы перед родителями, на сайте школы запланирован раздел «Для Вас, родители».
Привлечение родителей к созданию презентаций, видеоматериала, съемкам.
Слайд 11
4. Работа классных руководителей.
- При выполнении организационно-координирующей функции классный руководитель устанавливает контакт с родителями учащихся. Самый распространенный вид работы с семьей – это родительские собрания. Один раз в четверть проводятся классные родительские собрания, 1 раз в полугодие организуются общешкольные встречи с родителями. В школе практикуется применение ИКТ для такого рода мероприятий. Родители с интересом просматривают презентации по различным темам, процент посещения родительских собраний увеличивается, т.е. растет доверие к школе.
- К коммуникативной функции относится содействие общему благоприятному климату в классе. Становление доброжелательных межличностных отношений происходит в результате совместной деятельности учащихся класса. К такой деятельности относятся классные часы, информационные часы «Это интересно», ведение классного фотоальбома, подготовка и проведение общешкольных мероприятий, участие в общешкольном мероприятии «Лучший классный коллектив».
Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.
Да и мы с Вами можем сказать, что занятия, мероприятия, включающие слайды презентации, данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик.
Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом
Использование ИКТ в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано. В результате реализации всех упомянутых направлений в нашей школе значительно повысился интерес учителей в использовании новых технологий, возросла заинтересованность детей в олимпиадах, конкурсах и проектах, активизировалась работа по созданию портфолио учеников.
Каждый год наши ребята принимают участие в ряде конкурсов с применением ИКТ
Слайд 12. Функции ИКТ
ИКТ – средство обеспечения наглядности презентации и другие демонстрационные формы, срочное фото, школьные газеты, издательская деятельность в печатном и электронном виде, моделирование конкретных ситуаций – игровые программы, викторины, использование в массовых мероприятиях.
ИКТ - средство хранения информации
- Компьютер как – базы данных,
- фото- и видеоархивы, электронные музеи.
- ИКТ – средство коммуникации. Сайт, почта, скайп, форумы и т.п.
Результативность воспитательной работы. Слайд 13
Результатом работы можно считать разработку, внедрение, апробирование и удачное функционирование воспитательной системы школы. ИКТ помогают выполнить цели данной воспитательной системы - формирование личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении учебной и профессиональной деятельности. Использование ИКТ способствуют выполнению задач воспитательной системы, поставленных перед администрацией - создаются условия для проявления и раскрытия творческих способностей всех участников учебно-воспитательного процесса, организована благоприятная внутренняя среда для становления личности как ученика, так и учителя, функционирует, (еще не в полной мере) ученическое самоуправление.
Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей.
Можно подвести итог и сделать вывод, что в воспитательной работе ОУ
- ни одно школьное мероприятие не обходится без применения ИКТ;
- растет интерес школьников к участию в районных, городских конкурсах с использованием ИКТ, в школьных тематических конкурсах презентаций;
- классные руководители используют ИКТ в проведении классных часов, родительских собраний и внеклассных мероприятий;
- классные руководители участвуют в районных, воспитательных мероприятиях с использованием ИКТ;
- каждый классный руководитель работает над созданием методической копилки;
Таким образом, внеурочную деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождает добрые чувства, сопереживание. В развитии творчества у детей с использованием информационных технология заложены большие и подчас нераскрытые возможности. Совершенствование этого процесса – почетная и важная задача.
Слайд 14
Таким образом, использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление. Учителю, занимающемуся воспитанием детей, нельзя оставаться в стороне от модернизации учебно-воспитательного процесса в рамках национального проекта «Образование».
В будущем планируется:
- Вынос информации о проведённых внеклассных мероприятиях на сайт школы.
- Осуществлять аналитико-прогностическую деятельность через использование тестов.
- Активное использование ИКТ при работе пришкольного лагеря.
- Организация общешкольных конкурсов компьютерных презентаций.
- Проведение классных собраний с использований презентаций, где указывается рейтинг участия детей в различного рода мероприятиях, в учёбе и т.д.
- Работа детей по выносу информации на сайт школы, в том числе и о работе школьной организации.
- Создание электронного портфолио класса, школы.
Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!»
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Занятия с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы педагога.