Тема: «Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной»
Цель: направленное и непрерывное приобщение детей к культуре здоровья, формирование художественно-эстетического опыта, готовности к самореализации, саморазвитию и творчеству.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать детей на народных традициях, формировать интерес к историческому прошлому, воспитывать уважение к своему народу, любовь к родной стране.
- Вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс, воспитывать интерес к исследовательской деятельности;
- Формировать культуру питания как основу здоровья человека.
Образовательные задачи:
- Познакомить обучающихся с принципом комплексного подхода к созданию творческого продукта в исследовательской деятельности;
- Обогащать знания детей о полезных свойствах каши, о разнообразии способов приготовления каши и разнообразии вкусовых качеств блюд из злаковых культур;
- Сформировать устойчивое понимание пользы каши для здоровья человека, желание приготовить кашу и ежедневно её есть;
- Через народное искусство познакомить детей с элементами русской культуры.
Ход занятия
Учитель: - Наше занятие сегодня посвящается каше. Первая команда учащихся «Теоретики» подготовила исторические сведения о каше. Им слово.
Команда «Теоретики». Исторические сведения о каше
1 ученик: - Давным – давно на земле наших предков не росли ни картофель, ни помидоры, ни капуста. Зато было много дикой пшеницы – полбы. (Вспомните «Сказку о попе и о работнике его Балде», которую написал А.С.Пушкин)
2 ученик: (читает отрывок из сказки)
Балда говорит: «Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу».
3 ученик: - Именно из полбы варили древние славяне первые каши. Она обладает многими полезными и даже лечебными свойствами. Полба - пшеница, содержащая самое большое количество белка. Каша из полбы имеет приятный ореховый аромат и невероятно полезна, особенно для детей. В этом злаке содержится 18 незаменимых для организма аминокислот. Вот, оказывается, откуда взялись силы на те самые "три щелка", которыми Балда наказал попа.
4 ученик: - Кашу в народе называют «проматерью хлеба». Попробовав случайно запёкшийся кусочек полбы, людям пришло в голову печь лепёшки – хлеб.
1 ученик: - Длительное время каша была торжественным, обрядовым блюдом в России. Она употреблялась на празднествах, в том числе на пирах, на свадьбах, на крестинах. Вот почему в XII-XIV вв. слово "каша" было равнозначно слову «пир». Так, летопись сообщает, что в 1239 г. князь Александр Невский устроил большую кашу в Торопце, а затем другую в Новгороде.
2 ученик: - Кашу варили при заключении мира между враждующими сторонами: противники собирались за одним столом и в знак мира и дружбы ели кашу. Если о мире не договаривались, то говорили «С ним каши не сваришь». И сейчас эту фразу используют, когда, хотят сказать, что с этим человеком не договоришься или не сделаешь дела.
3 ученик: - На Руси варили огромное количество каш. Разнообразие видов русских каш строилось прежде всего на многообразии производимых круп: гречиха, пшеница, просо, овёс, ячмень и много других зерновых культур. Почти из каждого зерна делалось несколько видов круп — от целых до дробленных различным образом.
4 ученик: - Каши делали жидкие, рассыпчатые, и так называемые каши – размазни.
1 ученик: - Жидкие каши заменяли супы. В них добавляли рыбу, мясо, лук, зелень.
2 ученик: - Крутые каши ели с маслом. Говорили «Каши маслом не испортишь» или «Горе наше, что без масла каша». Чем больше кладётся в кашу масла, тем она считается вкуснее. А сейчас фразу «Каши маслом не испортишь» говорят в случае, когда ты делаешь что-то хорошее, полезное, и не будет вреда, даже если будет слишком много.
3 ученик: - Каши – размазни готовили из белых круп, рисовой или манной, на молоке, щедро сдабривали сахаром, мёдом, вареньем, ягодами.
4 ученик: - А ещё недаром Русь славилась своими богатырями. Ведь каша – сила наша. Ешьте кашу и становитесь сильнее!
Учитель: - Объявляется конкурс «Угадай злаки». (Учащиеся, работая по схеме, угадывают, из каких злаков получают крупу и какая каша получится в итоге)
Гречиха – гречка – гречневая каша. Просо – пшено – пшённая каша. Пшеница – манная крупа, пшеничная крупа – манная каша, пшеничная каша. Овёс – овсяные хлопья – овсяная каша. Рис – рис – рисовая каша.
Учитель: - Что получится, если смешать рисовую и пшённую крупу? Наша любимая каша «Дружба», пшённорисовая каша. Это очень сытная, вкусная и полезная каша, которую так часто готовят в нашей столовой. Есть и более сложные каши. Среди них и те, которые получили имя в честь своего изобретателя. И сейчас вторая команда учащихся «Гурманы» расскажет про гурьевскую кашу, суворовскую кашу и другие каши.
Команда «Гурманы». Готовим каши по историческим рецептам
1 ученик: - Суворовская каша. Суворов - великий русский полководец, национальный герой России. Говорят, в 1799 году при переходе русской армии через Альпы сложилась сложная ситуация: еда почти закончилась, и солдаты буквально умирали от голода. Суворов собрал всех командиров и велел им отобрать у солдат собственные, оставшиеся запасы и сварить в общем котле кашу. О том, что это будет не вкусно или не съедобно, он не думал. Он знал одно - это будет горячая еда, которая поможет людям. На эту знаменитую кашу пошло все что было: лук, морковь, пшено, гречка, перловка, горох. В итоге появилось новое блюдо, которое вошло в историю под названием «суворовская каша».
2 ученик: - Гурьевская каша. Говорят, было это в 1812 году. Дмитрий Иванович Гурьев, министр финансов России, был уверен, что знает все каши на свете! Однажды Дмитрий Иванович пришёл к соседу в гости. Хозяину удалось его поразить, угостив необыкновенно вкусной кашей. Повар хозяина дома, Захар Кузьмин, рассказал министру, из чего состоит придуманная им каша. Гурьев сделал Захара своим домашним поваром и возил с собой за границу, чтобы и там удивлять гурманов оригинальным блюдом. А каша, которой он всех угощал, так и стала называться "rypьевской". Так министр финансов npославил свою фамилию на века. Про повара Захара Кузьмина сейчас мало кто знает, этот герой нашей истории, к сожалению, остался в тени.
3 ученик: - Как приготовить гурьевскую кашу? Измельчить ¾ орехов, остальные обжарить. Положить к жареных орешкам 1 ст.л. сахара и добавить столько же воды, на среднем огне поджарить орехи, убрать с плиты. Залить изюм кипятком и на 10 мин оставить. Налить сливки в широкую кастрюлю, поставить в разогретую до 160 градусов духовку, дождаться, когда появится пенка, снять ее шумовкой, выложить на плоское блюдо, приготовить таким же образом еще 4 пенки и остудить их, нарезав одну широкими полосками. Всыпать манную крупу в оставшиеся горячие сливки при постоянном помешивании, добавить оставшийся сахар, подсолить, сварить до готовности манной крупы. Добавить в кашу порезанную пенку, обсушенный изюм, порубленные орешки, перемешать. Смазать форму для каши сливочным маслом, выложить слоем кашу, утрамбовать, слоем выложить орехи, уложить пенку, затем снова слой каши, орехов и пенка и так далее. Посыпать последний слой каши сахаром, запечь в разогретой до 170 градусов духовке. После выпекания кашу перевернуть на блюдо, оформить поджаренными орехами. Добавить ягоды по вкусу.
4 ученик: - Каш на Руси было очень много: смоленская, костромская, тихвинская и многие другие. Ведь в каждом селении была своя, особая каша. Сейчас можно найти множество рецептов каш народов мира: каша геркулесовая с цукатами, паэлья, чечевица – карри с овощами, мамалыга, ризотто с овощами и другие. Каши любят во всех уголках нашей планеты. Надеемся, что и вы изобретёте или найдёте свой рецепт самой вкусной каши в мире. Кушайте кашу и наслаждайтесь вкусом!
Учитель: - Как вы думаете, какая каша самая калорийная? А какая каша самая популярная в настоящее время? Какая каша самая старшая, а какая - самая молодая? Такое исследование провели ученики третьей команды «Исследователи»
Команда «Исследователи». Полезные сведения о каше
1 ученик: - Зерновые продукты играют важную роль в питании человека, они – основные источники углеводов, растительных белков, витаминов группы «В», минеральных веществ.
2 ученик: - По данным Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук каши поставляют около 30% необходимой энергии для детей. А по рекомендации Всемирной организации здравоохранения каши и хлебобулочные изделия должны составлять более половины рациона ребёнка в день.
3 ученик: - Итак, сколько калорий в каше? Гречневая каша – 329 ккал; кукурузная каша – 325 ккал; манная каша – 326 ккал; перловая каша – 324 ккал; овсяная (геркулесовая) каша – 342 ккал; пшённая каша – 334 ккал; рисовая каша – 330 ккал.
Самой калорийной является овсяная каша (овсянка), немного уступает её по калорийности пшённая каша, а на третьем месте каша рисовая.
4 ученик: - Мы заинтересовались, совпадает ли рейтинг каши по калорийности с вкусовыми пристрастиями наших одноклассников. Мы провели опрос на тему: «Ваша любимая каша» и в результате получили вот такие сведения: 1 место: гречневая; 2 место: рисовая; 3 место: манная (с изюмом или мелко нарезанными фруктами).
1 ученик: - Самая полезная каша, как считают врачи, – гречневая. Она богата клетчаткой и полезными элементами, в частности витаминами E, PP, B1, B2, фолиевыми и органическими кислотами.
2 ученик: - Однажды в магазине на упаковке с гречкой я увидел слово «ядрица». Меня удивило это слово. И вот что я узнал: есть три вида круп из гречихи: ядрица – крупная крупа, велигорка – более мелкая и совсем мелкая – смоленская. Ядрица – это высший сорт крупы.
3 ученик: - Я увидел в магазине перловую и ячневую крупу и задумался, из каких злаков её производят. И вот что я узнал: Есть три вида круп из ячменя: перловая – крупная, голландка – более мелкая, и совсем мелкая – ячневая. И перловая, и ячневая каши – очень полезны.
4 ученик: - А я знаю, что ячменное зерно когда-то использовалось как измеритель длины и веса. Пять очищенных зёрен ячменя соответствовали арабскому карату весом 0,2232 г. А три ячменных зёрнышка по длине равны одному английскому дюйму (2,54 см).
1 ученик: - Самая низкокалорийная каша – гороховая. Несмотря на её низкокалорийность следует выделить богатство витаминов, аминокислот, минеральной соли и других полезных веществ. Съев такую кашу, у вас появится энергия и сила на весь день. Именно гороховую кашу рекомендуют диетологи, ведь в ней совсем мало калорий.
2 ученик: - Самые старшие из каш – пшеничная, перловая и овсяная. Им 9000 лет. Рисовой каше – 5000 лет, гречневой и ячневой каше – по 4000 лет. Самая «молодая» в этом списке – кукуруза, ей всего 3 тыс. лет.
3 ученик: - Кушайте кашу и будьте здоровы!
Учитель: - Вряд ли о каком другом блюде русской кухни сложено столько загадок, пословиц, сказок. А вы помните сказки про кашу? (Русская народная сказка «Лиса и журавль», русская народная сказка «Каша из топора», сказка Н.Д.Телешова «Крупеничка», сказка Братьев Гримм «Горшочек каши», Н.Н.Носов «Мишкина каша» и др.) Четвёртая команда ребят «Театралы» представит вашему вниманию инсценировку сказки «Каша из топора»
Команда «Театралы». Инсценировка сказки
Ведущий: - Старый солдат шёл на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:
Солдат: - Пустите отдохнуть дорожного человека!
Старуха: - Заходи, служивый.
Солдат: - А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?
Ведущий: - У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.
Старуха: - Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.
Солдат: - Ну, нет, так нет.
Ведущий: - Тут солдат приметил под лавкой топор.
Солдат: - Коли нет ничего иного, можно сварить кашу и из топора.
Старуха: - Как так из топора кашу сварить?
Солдат: - А вот как, дай-ка котёл.
Ведущий: - Старуха принесла котёл, солдат вымыл топор, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь. Старуха на солдата глядит, глаз не сводит. Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.
Старуха: - Ну, как?
Солдат: - Скоро будет готова. Жаль вот только, что посолить нечем.
Старуха: - Соль-то у меня есть, посоли.
Ведущий: - Солдат посолил, снова попробовал.
Солдат: - Хороша! Ежели бы сюда да горсточку крупы!
Ведущий: - Старуха засуетилась, принесла откуда-то мешочек крупы.
Старуха: - Бери, заправь как надобно. Заправил варево крупой. Варил, варил, помешивал, попробовал.
Ведущий: - Глядит старуха на солдата во все глаза, оторваться не может.
Солдат: - Ох, и каша хороша! - облизнулся солдат.- Как бы сюда да чуток масла - было б и вовсе объеденье.
Ведущий: - Нашлось у старухи и масло. Сдобрили кашу.
Солдат: - Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!
Старуха: - Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить.
Ведущий: - Поели вдвоем кашу. Старуха спрашивает:
Старуха: - Служивый! Когда ж топор будем есть?
Солдат: - Да, вишь, он не уварился, где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю!
Ведущий: - Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошёл в иную деревню. Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!
Учитель: - А сейчас игра «Что положим в кашу». Перечисляются продукты, например, соль, масло, крупа, яйца, молоко, изюм, хлеб, редис, майонез, морковь, кетчуп, лук, шоколад, яблоки, курага, варенье, мёд, апельсины и т.п. Учащиеся хлопают в ладоши только тогда, когда продукт можно положить в кашу.
Учитель: - Ребята следующей (пятой) команды «Эрудиты» подготовили рубрику «Это интересно знать» о необычных и интересных фактах о каше.
Команда «Эрудиты». Это интересно знать
4 ученика по очереди сообщают сведения о каше:
- Каша - исконно русское блюдо.
- Кашу варили на свадьбах. Свадебный пир на Руси назывался кашею.
- Существовало великое множество способов гадания на каше.
- Закладку и окончание строительства дома всегда отмечали угощением кашей.
- Гречиха пользовалась у русского народа особым уважением. Не случайно ее называли “княгиней”.
- Пшеницу, ячмень, овес человек использует в пищу более 9 тысяч лет. Рис и гречиху – всего 4 тыс. лет.
- Овес был известен грекам и римлянами еще в древние времена 1000 лет д. н.э. Но употреблять его в пищу, как геркулесовую кашу, стали только в 13 веке шотландцы.
- Ячмень упоминается в Библии более 20 раз, а в древних израильских книгах он называется одним из плодов Земли Обетованной.
- Нашим предкам каша была известна более 1000 лет назад - именно таков возраст каши, обнаруженной в горшке под слоем золы при раскопках древнего города Любеча на Украине.
Учитель: - Представляю конкурс «Найди свою половинку» (Необходимо собрать пословицу из двух половинок, соединив их).
Сам кашу заварил Кашу маслом Щи да каша Просо не посеешь Заварил кашу Где с маслом каша Каша – матушка наша |
пища наша |
Учитель: - Следующий конкурс – конкурс загадок.
Материал к конкурсу загадок
- Не поле, а волнуется (Нива)
- Черна, мала крошка, соберут немножко.
В воде варят. Кто съест, похвалит. (Гречка) - Что две недели зеленеет,
две недели колосится,
две недели отцветает,
две недели наливает,
две недели подсыхает? (Рожь) - Как на поле, на кургане стоит курочка с серьгами. (Овёс)
- Мала малышка, золота кубышка. (Просо)
- Сто братьев собрались в одну избу ночевать. (Зёрна в колосе)
- Без рук, без ног, ползёт на батог. (Горох)
- Никого не родила, а все матушкой зовут. (Земля пахотная)
- Вырос в поле дом, полон дом зерном.
Стены позолочены, ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом. (Пшеница, стебли, колос)
Учитель: - Вспомните поговорку «Ты что, каши мало ел?». Когда её говорят? Так говорят тем, у кого не хватает сил на что - либо. Недаром спортсмены ежедневно в свой рацион включают каши. О роли каши в жизни любого спортсмена расскажет шестая команда учащихся «Любители спорта».
Команда «Любители спорта». Какую кашу выбрать спортсмену?
1 ученик: - Лидером в области питания для спортсменов остается гречневая каша. Она богата растительными белками и углеводами, так же в ней много различных микроэлементов. Вообще-то эта каша одна из немногих, которую употреблять стоит всем. Существует даже особая гречневая диета для спортсменов, которым нужно сбросить вес. Суть ее сводится в употреблении в течение некоторого времени - от 2-х до 12-ти дней - только одной гречневой каши. Если спортсмену нужно избавиться от пары лишних килограммов, не потеряв мышечной массы, то вариант гречневой диеты подойдет как нельзя кстати - в течение нескольких дней на ужин есть только гречневую кашу.
2 ученик: - Вторая по популярности у спортсменов каша - гороховая. Она так же содержит много белка. По своим питательным свойствам горох превосходит даже гречневую кашу, по калорийности - говядину.
3 ученик: - Еще одной популярной кашей является перловка. Каша богата витамина, в ней они содержатся практически в полном составе. Так же в ней много белка. Весьма специфический вкус каши можно перебить смешивая ее с мясом, или сыром.
4 ученик: - Ну и, конечно же, не обойтись спортсмену без овсянки. Ее можно есть непосредственно перед тренировкой или с утра, т.к. она богата углеводами и поэтому хорошо обеспечивает энергией организм. К тому же каша приводит к общему оздоравливающему эффекту - способствует лучшей свертываемости крови, нормализует работу кишечника.
1 ученик: - Мы провели опрос учеников нашего класса с целью узнать, любят ли они кашу? Утвердительный ответ дали 17 человек, из них 12 занимаются в спортивных секциях. 10 учеников затруднились ответить, причём никто из них ещё не заинтересовался спортом.
2 ученик: - Сравнительные таблицы мы оформили в виде диаграмм, и вот, что у нас получилось:
3 ученик: - Вывод: все те, кто занимается спортом в кружках и секциях, непременно включают в рацион питания кашу. Но и те, кто не выбрал для себя, каким видом спорта он будет заниматься, не забывают про физические нагрузки, тоже любят каши.
1 ученик: - Я зачитаю вам рассказ о себе защитника сборной команды по футболу Сергея Игнашевича:
Практически каждое лето я проводил в Белоруссии, в деревне Хоростово Минской области, откуда родом мой отец. Мне там очень нравилось. Помню, проснешься утром, а на столе уже кастрюля с молочной кашей. Внуков у бабушки было много, и она готовила на всех. Она была очень вкусная. Больше всего я любил пшенную и рисовую. Я до сих пор ем по утрам такую кашу. Наташа (жена футболиста) после долгих экспериментов смогла повторить рецепт бабушкиной каши. Как выяснилось, весь секрет был в пропорции соли и сахара.
4 ученик: - Сегодня мы вам расскажем секрет лучшей рисовой каши в мире, которую любит готовить и есть Сергей Игнашевич.
1 ученик: - Каша нужна спортсмену каждое утро. Поэтому с вечера я беру стакан риса, промываю в кастрюле и выливаю туда пол-литра кипятка. Ставлю на плиту и позволяю будущей каше покипеть минуту-другую. Потом нужно немного покрутить в кастрюле ложкой, чтобы рис не прилип ко дну, выключить конфорку и оставить на ней кастрюлю на ночь. С утра открываю крышку, а рис уже разварился и впитал в себя всю воду. Полдела сделано. Дальше еще проще: заливаю в кастрюлю молоко, чтобы оно на пару сантиметров возвышалось над рисом. Затем, не дрогнув рукой, засыпаю хорошую чайную ложку соли и десять таких же ложек сахара. Затем я все перемешиваю, довожу до кипения и оставляю под крышкой на маленьком огне еще на 5-10 минут. Каша должна получиться вязкой, но в то же время иметь довольно жидкий вид, – в тарелке она загустеет. После такой каши на тренировке я «летаю». Кушайте кашу и будьте здоровы!
Учитель: - Впереди у нас спортивный конкурс «Кто мало каши ел». (Мальчики соревнуются в отжимании от пола, девочки в прыжках со скакалкой)
Учитель: - Настало время для весёлых частушек. Выступает 7 команда «Весёлые артисты». Поприветствуем их!
Команда «Весёлые артисты». Частушки.
- Пейте дети молоко, будете здоровы.
- Ешь ребёнок кашку, будешь ты милашкой.
- Ходит Саша как кощей, каш не ест, не ест и щей,
Любит только сладости, падает от слабости. - Мы в столовую бежим, кашу дружно мы едим.
На уроках притомились, а в столовой зарядились. - Каш на свете вкусных много, их отведаешь в столовой.
Кашу «Дружба» кушай ты, как на Руси богатыри. - Чтоб прожить намного дольше, кашу кушайте побольше.
Обрати внимание на рацион питания! - А у Оленьки беда – не растёт совсем она.
Доктор Оле дал совет: «Кашу кушай на обед». - Дорасти нам до небес поможет каша «Геркулес»,
А улучшить зрение – черничное варенье. - Предпочтенье отдаю я молочной каше,
Чтобы с каждым новым днём становиться краше. - Если хилый ты и слабый, ел, наверно, каши мало.
На Руси богатыри ели каши от души. - С детства кашу кушать надо, она лучше шоколада.
Кашу скушай ты с утра, день пройдет как на «Ура»!
Учитель: - Когда человек невнятно говорит, ему в ответ «Как будто каши в рот набрал». И действительно, попробуйте положить в рот каши, а потом что-то сказать. Никто ничего не поймёт. А для тех, кто хочет говорить внятно, разборчиво, чётко, есть такое упражнение – скороговорка. Объявляется конкурс скороговорок.
Материал для конкурса скороговорок.
1. Маша ела кашу, мама мыла чашу.
2. Ели мышки кашку из миски. Вымыли мышки миски для мишки.
3. Дали Клуше кашу с простоквашей, ела Клуша кашу с простоквашей.
4. Сладкая кашка для Пети и для Сашки.
5. На столе каша, а на стуле Маша.
6. Дали Паше кашу с простоквашей, не хотел он каши с простоквашей. Дайте мне обычной каши.
7. Вкусная кашка у кошки в чашке.
8. Яша с Пашей ели кашу, Саша с Машей простоквашу, а Мишутка – селёдку под шубкой.
Учитель: - Наш праздник подошёл к своему завершению. В заключении совет: ешьте кашу с удовольствием и помните, что наше питание – это наше здоровье.
Список используемой литературы
1. Бутенко Н.В. Педагогическая технология как эффективный механизм художественно-эстетического развития детей. Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 11 – С. 265-267
2. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Формула правильного питания Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медия Групп, 2013. – 80 с.
3. Биография – Официальный сайт Сергея Игнашевича http://www.ignashevich.com/personal/biography/