Урок-праздник в рамках курса «Разговор о здоровье и правильном питании»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 2

Ключевые слова: ЗОЖ


Тема: «Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной»

Цель: направленное и непрерывное приобщение детей к культуре здоровья, формирование художественно-эстетического опыта, готовности к самореализации, саморазвитию и творчеству.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать детей на народных традициях, формировать интерес к историческому прошлому, воспитывать уважение к своему народу, любовь к родной стране.
  • Вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс, воспитывать интерес к исследовательской деятельности;
  • Формировать культуру питания как основу здоровья человека.

Образовательные задачи:

  • Познакомить обучающихся с принципом комплексного подхода к созданию творческого продукта в исследовательской деятельности;
  • Обогащать знания детей о полезных свойствах каши, о разнообразии способов приготовления каши и разнообразии вкусовых качеств блюд из злаковых культур;
  • Сформировать устойчивое понимание пользы каши для здоровья человека, желание приготовить кашу и ежедневно её есть;
  • Через народное искусство познакомить детей с элементами русской культуры.

Презентация

Буклет

Тест по итогам занятия

Оценка эффективности урока

Ход занятия

Учитель: - Наше занятие сегодня посвящается каше. Первая команда учащихся «Теоретики» подготовила исторические сведения о каше. Им слово.

Команда «Теоретики». Исторические сведения о каше

1 ученик: - Давным – давно на земле наших предков не росли ни картофель, ни помидоры, ни капуста. Зато было много дикой пшеницы – полбы. (Вспомните «Сказку о попе и о работнике его Балде», которую написал А.С.Пушкин)

2 ученик: (читает отрывок из сказки)

Балда говорит: «Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу».

3 ученик: - Именно из полбы варили древние славяне первые каши. Она обладает многими полезными и даже лечебными свойствами. Полба - пшеница, содержащая самое большое количество белка. Каша из полбы имеет приятный ореховый аромат и невероятно полезна, особенно для детей. В этом злаке содержится 18 незаменимых для организма аминокислот. Вот, оказывается, откуда взялись силы на те самые "три щелка", которыми Балда наказал попа.

4 ученик: - Кашу в народе называют «проматерью хлеба». Попробовав случайно запёкшийся кусочек полбы, людям пришло в голову печь лепёшки – хлеб.

1 ученик: - Длительное время каша была торжественным, обрядовым блюдом в России. Она употреблялась на празднествах, в том числе на пирах, на свадьбах, на крестинах. Вот почему в XII-XIV вв. слово "каша" было равнозначно слову «пир». Так, летопись сообщает, что в 1239 г. князь Александр Невский устроил большую кашу в Торопце, а затем другую в Новгороде.

2 ученик: - Кашу варили при заключении мира между враждующими сторонами: противники собирались за одним столом и в знак мира и дружбы ели кашу. Если о мире не договаривались, то говорили «С ним каши не сваришь». И сейчас эту фразу используют, когда, хотят сказать, что с этим человеком не договоришься или не сделаешь дела.

3 ученик: - На Руси варили огромное количество каш. Разнообразие видов русских каш строилось прежде всего на многообразии производимых круп: гречиха, пшеница, просо, овёс, ячмень и много других зерновых культур. Почти из каждого зерна делалось несколько видов круп — от целых до дробленных различным образом.

4 ученик: - Каши делали жидкие, рассыпчатые, и так называемые каши – размазни.

1 ученик: - Жидкие каши заменяли супы. В них добавляли рыбу, мясо, лук, зелень.

2 ученик: - Крутые каши ели с маслом. Говорили «Каши маслом не испортишь» или «Горе наше, что без масла каша». Чем больше кладётся в кашу масла, тем она считается вкуснее. А сейчас фразу «Каши маслом не испортишь» говорят в случае, когда ты делаешь что-то хорошее, полезное, и не будет вреда, даже если будет слишком много.

3 ученик: - Каши – размазни готовили из белых круп, рисовой или манной, на молоке, щедро сдабривали сахаром, мёдом, вареньем, ягодами.

4 ученик: - А ещё недаром Русь славилась своими богатырями. Ведь каша – сила наша. Ешьте кашу и становитесь сильнее!

Учитель: - Объявляется конкурс «Угадай злаки». (Учащиеся, работая по схеме, угадывают, из каких злаков получают крупу и какая каша получится в итоге)

Гречиха – гречка – гречневая каша. Просо – пшено – пшённая каша. Пшеница – манная крупа, пшеничная крупа – манная каша, пшеничная каша. Овёс – овсяные хлопья – овсяная каша. Рис – рис – рисовая каша.

Учитель: - Что получится, если смешать рисовую и пшённую крупу? Наша любимая каша «Дружба», пшённорисовая каша. Это очень сытная, вкусная и полезная каша, которую так часто готовят в нашей столовой. Есть и более сложные каши. Среди них и те, которые получили имя в честь своего изобретателя. И сейчас вторая команда учащихся «Гурманы» расскажет про гурьевскую кашу, суворовскую кашу и другие каши.

Команда «Гурманы». Готовим каши по историческим рецептам

1 ученик: - Суворовская каша. Суворов - великий русский полководец, национальный герой России. Говорят, в 1799 году при переходе русской армии через Альпы сложилась сложная ситуация: еда почти закончилась, и солдаты буквально умирали от голода. Суворов собрал всех командиров и велел им отобрать у солдат собственные, оставшиеся запасы и сварить в общем котле кашу. О том, что это будет не вкусно или не съедобно, он не думал. Он знал одно - это будет горячая еда, которая поможет людям. На эту знаменитую кашу пошло все что было: лук, морковь, пшено, гречка, перловка, горох. В итоге появилось новое блюдо, которое вошло в историю под названием «суворовская каша».

2 ученик: - Гурьевская каша. Говорят, было это в 1812 году. Дмитрий Иванович Гурьев, министр финансов России, был уверен, что знает все каши на свете! Однажды Дмитрий Иванович пришёл к соседу в гости. Хозяину удалось его поразить, угостив необыкновенно вкусной кашей. Повар хозяина дома, Захар Кузьмин, рассказал министру, из чего состоит придуманная им каша. Гурьев сделал Захара своим домашним поваром и возил с собой за границу, чтобы и там удивлять гурманов оригинальным блюдом. А каша, которой он всех угощал, так и стала называться "rypьевской". Так министр финансов npославил свою фамилию на века. Про повара Захара Кузьмина сейчас мало кто знает, этот герой нашей истории, к сожалению, остался в тени.

3 ученик: - Как приготовить гурьевскую кашу? Измельчить ¾ орехов, остальные обжарить. Положить к жареных орешкам 1 ст.л. сахара и добавить столько же воды, на среднем огне поджарить орехи, убрать с плиты. Залить изюм кипятком и на 10 мин оставить. Налить сливки в широкую кастрюлю, поставить в разогретую до 160 градусов духовку, дождаться, когда появится пенка, снять ее шумовкой, выложить на плоское блюдо, приготовить таким же образом еще 4 пенки и остудить их, нарезав одну широкими полосками. Всыпать манную крупу в оставшиеся горячие сливки при постоянном помешивании, добавить оставшийся сахар, подсолить, сварить до готовности манной крупы. Добавить в кашу порезанную пенку, обсушенный изюм, порубленные орешки, перемешать. Смазать форму для каши сливочным маслом, выложить слоем кашу, утрамбовать, слоем выложить орехи, уложить пенку, затем снова слой каши, орехов и пенка и так далее. Посыпать последний слой каши сахаром, запечь в разогретой до 170 градусов духовке. После выпекания кашу перевернуть на блюдо, оформить поджаренными орехами. Добавить ягоды по вкусу.

4 ученик: - Каш на Руси было очень много: смоленская, костромская, тихвинская и многие другие. Ведь в каждом селении была своя, особая каша. Сейчас можно найти множество рецептов каш народов мира: каша геркулесовая с цукатами, паэлья, чечевица – карри с овощами, мамалыга, ризотто с овощами и другие. Каши любят во всех уголках нашей планеты. Надеемся, что и вы изобретёте или найдёте свой рецепт самой вкусной каши в мире. Кушайте кашу и наслаждайтесь вкусом!

Учитель: - Как вы думаете, какая каша самая калорийная? А какая каша самая популярная в настоящее время? Какая каша самая старшая, а какая - самая молодая? Такое исследование провели ученики третьей команды «Исследователи»

Команда «Исследователи». Полезные сведения о каше

1 ученик: - Зерновые продукты играют важную роль в питании человека, они – основные источники углеводов, растительных белков, витаминов группы «В», минеральных веществ.

2 ученик: - По данным Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук каши поставляют около 30% необходимой энергии для детей. А по рекомендации Всемирной организации здравоохранения каши и хлебобулочные изделия должны составлять более половины рациона ребёнка в день.

3 ученик: - Итак, сколько калорий в каше? Гречневая каша – 329 ккал; кукурузная каша – 325 ккал; манная каша – 326 ккал; перловая каша – 324 ккал; овсяная (геркулесовая) каша – 342 ккал; пшённая каша – 334 ккал; рисовая каша – 330 ккал.

Самой калорийной является овсяная каша (овсянка), немного уступает её по калорийности пшённая каша, а на третьем месте каша рисовая.

4 ученик: - Мы заинтересовались, совпадает ли рейтинг каши по калорийности с вкусовыми пристрастиями наших одноклассников. Мы провели опрос на тему: «Ваша любимая каша» и в результате получили вот такие сведения: 1 место: гречневая; 2 место: рисовая; 3 место: манная (с изюмом или мелко нарезанными фруктами).

1 ученик: - Самая полезная каша, как считают врачи, – гречневая. Она богата клетчаткой и полезными элементами, в частности витаминами E, PP, B1, B2, фолиевыми и органическими кислотами.

2 ученик: - Однажды в магазине на упаковке с гречкой я увидел слово «ядрица». Меня удивило это слово. И вот что я узнал: есть три вида круп из гречихи: ядрица – крупная крупа, велигорка – более мелкая и совсем мелкая – смоленская. Ядрица – это высший сорт крупы.

3 ученик: - Я увидел в магазине перловую и ячневую крупу и задумался, из каких злаков её производят. И вот что я узнал: Есть три вида круп из ячменя: перловая – крупная, голландка – более мелкая, и совсем мелкая – ячневая. И перловая, и ячневая каши – очень полезны.

4 ученик: - А я знаю, что ячменное зерно когда-то использовалось как измеритель длины и веса. Пять очищенных зёрен ячменя соответствовали арабскому карату весом 0,2232 г. А три ячменных зёрнышка по длине равны одному английскому дюйму (2,54 см).

1 ученик: - Самая низкокалорийная каша – гороховая. Несмотря на её низкокалорийность следует выделить богатство витаминов, аминокислот, минеральной соли и других полезных веществ. Съев такую кашу, у вас появится энергия и сила на весь день. Именно гороховую кашу рекомендуют диетологи, ведь в ней совсем мало калорий.

2 ученик: - Самые старшие из каш – пшеничная, перловая и овсяная. Им 9000 лет. Рисовой каше – 5000 лет, гречневой и ячневой каше – по 4000 лет. Самая «молодая» в этом списке – кукуруза, ей всего 3 тыс. лет.

3 ученик: - Кушайте кашу и будьте здоровы!

Учитель: - Вряд ли о каком другом блюде русской кухни сложено столько загадок, пословиц, сказок. А вы помните сказки про кашу? (Русская народная сказка «Лиса и журавль», русская народная сказка «Каша из топора», сказка Н.Д.Телешова «Крупеничка», сказка Братьев Гримм «Горшочек каши», Н.Н.Носов «Мишкина каша» и др.) Четвёртая команда ребят «Театралы» представит вашему вниманию инсценировку сказки «Каша из топора»

Команда «Театралы». Инсценировка сказки

Ведущий: - Старый солдат шёл на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:

Солдат: - Пустите отдохнуть дорожного человека!

Старуха: - Заходи, служивый.

Солдат: - А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?

Ведущий: - У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.

Старуха: - Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.

Солдат: - Ну, нет, так нет.

Ведущий: - Тут солдат приметил под лавкой топор.

Солдат: - Коли нет ничего иного, можно сварить кашу и из топора.

Старуха: - Как так из топора кашу сварить?

Солдат: - А вот как, дай-ка котёл.

Ведущий: - Старуха принесла котёл, солдат вымыл топор, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь. Старуха на солдата глядит, глаз не сводит. Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.

Старуха: - Ну, как?

Солдат: - Скоро будет готова. Жаль вот только, что посолить нечем.

Старуха: - Соль-то у меня есть, посоли.

Ведущий: - Солдат посолил, снова попробовал.

Солдат: - Хороша! Ежели бы сюда да горсточку крупы!

Ведущий: - Старуха засуетилась, принесла откуда-то мешочек крупы.

Старуха: - Бери, заправь как надобно. Заправил варево крупой. Варил, варил, помешивал, попробовал.

Ведущий: - Глядит старуха на солдата во все глаза, оторваться не может.

Солдат: - Ох, и каша хороша! - облизнулся солдат.- Как бы сюда да чуток масла - было б и вовсе объеденье.

Ведущий: - Нашлось у старухи и масло. Сдобрили кашу.

Солдат: - Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!

Старуха: - Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить.

Ведущий: - Поели вдвоем кашу. Старуха спрашивает:

Старуха: - Служивый! Когда ж топор будем есть?

Солдат: - Да, вишь, он не уварился, где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю!

Ведущий: - Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошёл в иную деревню. Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!

Учитель: - А сейчас игра «Что положим в кашу». Перечисляются продукты, например, соль, масло, крупа, яйца, молоко, изюм, хлеб, редис, майонез, морковь, кетчуп, лук, шоколад, яблоки, курага, варенье, мёд, апельсины и т.п. Учащиеся хлопают в ладоши только тогда, когда продукт можно положить в кашу.

Учитель: - Ребята следующей (пятой) команды «Эрудиты» подготовили рубрику «Это интересно знать» о необычных и интересных фактах о каше.

Команда «Эрудиты». Это интересно знать

4 ученика по очереди сообщают сведения о каше:

  • Каша - исконно русское блюдо.
  • Кашу варили на свадьбах. Свадебный пир на Руси назывался кашею.
  • Существовало великое множество способов гадания на каше.
  • Закладку и окончание строительства дома всегда отмечали угощением кашей.
  • Гречиха пользовалась у русского народа особым уважением. Не случайно ее называли “княгиней”.
  • Пшеницу, ячмень, овес человек использует в пищу более 9 тысяч лет. Рис и гречиху – всего 4 тыс. лет.
  • Овес был известен грекам и римлянами еще в древние времена 1000 лет д. н.э. Но употреблять его в пищу, как геркулесовую кашу, стали только в 13 веке шотландцы.
  • Ячмень упоминается в Библии более 20 раз, а в древних израильских книгах он называется одним из плодов Земли Обетованной.
  • Нашим предкам каша была известна более 1000 лет назад - именно таков возраст каши, обнаруженной в горшке под слоем золы при раскопках древнего города Любеча на Украине.

Учитель: - Представляю конкурс «Найди свою половинку» (Необходимо собрать пословицу из двух половинок, соединив их).

Сам кашу заварил
Кашу маслом
Щи да каша
Просо не посеешь
Заварил кашу
Где с маслом каша
Каша – матушка наша

пища наша
хлебец ржаной – отец родной
так не жалей масла
не испортишь
там и место наше
блин не испечёшь
сам и расхлёбывай

Учитель: - Следующий конкурс – конкурс загадок.

Материал к конкурсу загадок

  1. Не поле, а волнуется (Нива)
  2. Черна, мала крошка, соберут немножко.
    В воде варят. Кто съест, похвалит. (Гречка)
  3. Что две недели зеленеет,
    две недели колосится,
    две недели отцветает,
    две недели наливает,
    две недели подсыхает? (Рожь)
  4. Как на поле, на кургане стоит курочка с серьгами. (Овёс)
  5. Мала малышка, золота кубышка. (Просо)
  6. Сто братьев собрались в одну избу ночевать. (Зёрна в колосе)
  7. Без рук, без ног, ползёт на батог. (Горох)
  8. Никого не родила, а все матушкой зовут. (Земля пахотная)
  9. Вырос в поле дом, полон дом зерном.
    Стены позолочены, ставни заколочены.
    Ходит дом ходуном на столбе золотом. (Пшеница, стебли, колос)

Учитель: - Вспомните поговорку «Ты что, каши мало ел?». Когда её говорят? Так говорят тем, у кого не хватает сил на что - либо. Недаром спортсмены ежедневно в свой рацион включают каши. О роли каши в жизни любого спортсмена расскажет шестая команда учащихся «Любители спорта».

Команда «Любители спорта». Какую кашу выбрать спортсмену?

1 ученик: - Лидером в области питания для спортсменов остается гречневая каша. Она богата растительными белками и углеводами, так же в ней много различных микроэлементов. Вообще-то эта каша одна из немногих, которую употреблять стоит всем. Существует даже особая гречневая диета для спортсменов, которым нужно сбросить вес. Суть ее сводится в употреблении в течение некоторого времени - от 2-х до 12-ти дней - только одной гречневой каши. Если спортсмену нужно избавиться от пары лишних килограммов, не потеряв мышечной массы, то вариант гречневой диеты подойдет как нельзя кстати - в течение нескольких дней на ужин есть только гречневую кашу.

2 ученик: - Вторая по популярности у спортсменов каша - гороховая. Она так же содержит много белка. По своим питательным свойствам горох превосходит даже гречневую кашу, по калорийности - говядину.

3 ученик: - Еще одной популярной кашей является перловка. Каша богата витамина, в ней они содержатся практически в полном составе. Так же в ней много белка. Весьма специфический вкус каши можно перебить смешивая ее с мясом, или сыром.

4 ученик: - Ну и, конечно же, не обойтись спортсмену без овсянки. Ее можно есть непосредственно перед тренировкой или с утра, т.к. она богата углеводами и поэтому хорошо обеспечивает энергией организм. К тому же каша приводит к общему оздоравливающему эффекту - способствует лучшей свертываемости крови, нормализует работу кишечника.

1 ученик: - Мы провели опрос учеников нашего класса с целью узнать, любят ли они кашу? Утвердительный ответ дали 17 человек, из них 12 занимаются в спортивных секциях. 10 учеников затруднились ответить, причём никто из них ещё не заинтересовался спортом.

2 ученик: - Сравнительные таблицы мы оформили в виде диаграмм, и вот, что у нас получилось:

3 ученик: - Вывод: все те, кто занимается спортом в кружках и секциях, непременно включают в рацион питания кашу. Но и те, кто не выбрал для себя, каким видом спорта он будет заниматься, не забывают про физические нагрузки, тоже любят каши.

1 ученик: - Я зачитаю вам рассказ о себе защитника сборной команды по футболу Сергея Игнашевича:

Практически каждое лето я проводил в Белоруссии, в деревне Хоростово Минской области, откуда родом мой отец. Мне там очень нравилось. Помню, проснешься утром, а на столе уже кастрюля с молочной кашей. Внуков у бабушки было много, и она готовила на всех. Она была очень вкусная. Больше всего я любил пшенную и рисовую. Я до сих пор ем по утрам такую кашу. Наташа (жена футболиста) после долгих экспериментов смогла повторить рецепт бабушкиной каши. Как выяснилось, весь секрет был в пропорции соли и сахара.

4 ученик: - Сегодня мы вам расскажем секрет лучшей рисовой каши в мире, которую любит готовить и есть Сергей Игнашевич.

1 ученик: - Каша нужна спортсмену каждое утро. Поэтому с вечера я беру стакан риса, промываю в кастрюле и выливаю туда пол-литра кипятка. Ставлю на плиту и позволяю будущей каше покипеть минуту-другую. Потом нужно немного покрутить в кастрюле ложкой, чтобы рис не прилип ко дну, выключить конфорку и оставить на ней кастрюлю на ночь. С утра открываю крышку, а рис уже разварился и впитал в себя всю воду. Полдела сделано. Дальше еще проще: заливаю в кастрюлю молоко, чтобы оно на пару сантиметров возвышалось над рисом. Затем, не дрогнув рукой, засыпаю хорошую чайную ложку соли и десять таких же ложек сахара. Затем я все перемешиваю, довожу до кипения и оставляю под крышкой на маленьком огне еще на 5-10 минут. Каша должна получиться вязкой, но в то же время иметь довольно жидкий вид, – в тарелке она загустеет. После такой каши на тренировке я «летаю». Кушайте кашу и будьте здоровы!

Учитель: - Впереди у нас спортивный конкурс «Кто мало каши ел». (Мальчики соревнуются в отжимании от пола, девочки в прыжках со скакалкой)

Учитель: - Настало время для весёлых частушек. Выступает 7 команда «Весёлые артисты». Поприветствуем их!

Команда «Весёлые артисты». Частушки.

  1. Пейте дети молоко, будете здоровы.
  2. Ешь ребёнок кашку, будешь ты милашкой.
  3. Ходит Саша как кощей, каш не ест, не ест и щей,
    Любит только сладости, падает от слабости.
  4. Мы в столовую бежим, кашу дружно мы едим.
    На уроках притомились, а в столовой зарядились.
  5. Каш на свете вкусных много, их отведаешь в столовой.
    Кашу «Дружба» кушай ты, как на Руси богатыри.
  6. Чтоб прожить намного дольше, кашу кушайте побольше.
    Обрати внимание на рацион питания!
  7. А у Оленьки беда – не растёт совсем она.
    Доктор Оле дал совет: «Кашу кушай на обед».
  8. Дорасти нам до небес поможет каша «Геркулес»,
    А улучшить зрение – черничное варенье.
  9. Предпочтенье отдаю я молочной каше,
    Чтобы с каждым новым днём становиться краше.
  10. Если хилый ты и слабый, ел, наверно, каши мало.
    На Руси богатыри ели каши от души.
  11. С детства кашу кушать надо, она лучше шоколада.
    Кашу скушай ты с утра, день пройдет как на «Ура»!

Учитель: - Когда человек невнятно говорит, ему в ответ «Как будто каши в рот набрал». И действительно, попробуйте положить в рот каши, а потом что-то сказать. Никто ничего не поймёт. А для тех, кто хочет говорить внятно, разборчиво, чётко, есть такое упражнение – скороговорка. Объявляется конкурс скороговорок.

Материал для конкурса скороговорок.

1. Маша ела кашу, мама мыла чашу.

2. Ели мышки кашку из миски. Вымыли мышки миски для мишки.

3. Дали Клуше кашу с простоквашей, ела Клуша кашу с простоквашей.

4. Сладкая кашка для Пети и для Сашки.

5. На столе каша, а на стуле Маша.

6. Дали Паше кашу с простоквашей, не хотел он каши с простоквашей. Дайте мне обычной каши.

7. Вкусная кашка у кошки в чашке.

8. Яша с Пашей ели кашу, Саша с Машей простоквашу, а Мишутка – селёдку под шубкой.

Учитель: - Наш праздник подошёл к своему завершению. В заключении совет: ешьте кашу с удовольствием и помните, что наше питание – это наше здоровье.

Итоговый тест

Буклет по итогам занятия

Оценка эффективности урока

Список используемой литературы

1. Бутенко Н.В. Педагогическая технология как эффективный механизм художественно-эстетического развития детей.  Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 11 – С. 265-267 

2. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Формула правильного питания Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медия Групп, 2013. – 80 с.

3. Биография – Официальный сайт Сергея Игнашевича http://www.ignashevich.com/personal/biography/