1. Дидактическая игра по русской народной сказке «Медведь и собака»
Цель игры: обучение счёту в пределах 5 на основе сюжета русской народной сказки «Медведь и собака».
Подготовка к игре: вырезать из картона геометрические фигуры
- квадрат (мужик);
- треугольник (баба);
- круг (ребёнок);
- овал (собака);
- ромб (медведь);
- трапеция (жеребец).
Подготовить карточки с цифрами 1, 2, 3, 4 (каждой по 3 штуки) и арифметическими знаками +, -, = (по 2 штуки).
Ход игры: возможна интеграция с занятием «Развитие речи», под руководством воспитателя
1) выложить на столе кучкой 4 фигуры (квадрат, треугольник, круг, овал), объяснить детям, что фигуры – это герои сказки; выкладываем знак «-», далее кладём овал и знак «равно»; в следующий столбик выкладываем квадрат, треугольник, круг. Считаем фигуры и под каждой кучкой выкладываем цифры. Подставляем между кучками знаки. Пояснения воспитателя: собаку выгнали из дома.
2) выложить на столе кучкой 2 фигуры (овал, ромб); подставляем знак «+», выкладываем трапецию, ставим знак «равно», выкладываем 3 фигуры (овал, ромб, трапеция). Считаем фигуры, подставляем числа. Пояснения воспитателя: собака встретила медведя, медведь накормил добычей собаку, добыча жеребец.
3) выложить на столе кучкой 2 фигуры (овал, ромб, трапеция); подставляем знак «-», выкладываем трапецию, подставляем знак «=», выкладываем овал, ромб. Считаем фигуры, выкладываем под ними числа. Поставляем между кучками знаки. Пояснения воспитателя: звери съели жеребца.
4) выложить на столе 1 фигуру (ромб); подставляем знак «+», выкладываем круг, выкладываем знак «=», выкладываем фигуры ромб и круг. Считаем фигуры, подставляем числа и знаки. Пояснения воспитателя: медведь украл ребёнка.
5) выложить на столе 2 фигуры (квадрат, треугольник), подставить знак «+», выложить фигуры круг и овал. Подставить знак «=», выложить фигуры кучкой (квадрат, треугольник, овал, круг). Считаем фигуры, подставляем числа и знаки. Пояснения воспитателя: собака вернулась с ребёнком домой.
2. Дидактическая игра по русской народной сказке «Лиса и Козёл»
Цель игры: создание условий для знакомства детей со знаками сравнения «больше», «меньше», «равно» на основе сюжета русской народной сказки «Лиса и Козёл».
Подготовка к игре: вырезать из картона фигуры
- 1 овал (Лиса);
- 1 квадрат (Козёл);
- 1 треугольника (колодец);
- 2 трапеции (чаша колодца);
- 20 небольших кругов (вороны);
- карточки с числами;
- карточки с арифметическими знаками (=, <, >);
- участники – 2 игрока (игрок 1, игрок 2) выбирают фигуру героя (Лиса или Козёл); из геометрических фигур (2 трапеции и 1 треугольник) выкладывают на столе весы (конструируют); по разные стороны от весов игроки размещают свои фигуры-героев; каждый игрок берёт себе по 10 кругов; цифры и знаки лежат перед игроками в кучке.
Ход игры: под руководством воспитателя
1) воспитатель предлагает детям задумать число от 1 до 10, и выложить столько же кругов на чашу весов рядом со своей фигурок;
2) далее воспитатель предлагает посчитать вслух количество своих фигур;
3) дети выкладывают под своей чашек карточку с числом;
4) воспитатель предлагает игроку 1 дать ответ, какой поставить знак сравнения между этими числами и выложить знак на треугольник;
5) воспитатель предлагает игроку 2 выразить своё мнение (согласен/не согласен).
6) в следующем цикле первым отвечает игрок 2.
Игра продолжается под контролем воспитателя. Также, дети могут играть по правилам самостоятельно.
3. Дидактическая игра по русской народной сказке «Петушок и бобовое зёрнышко»
Цель игры: создание условий для формирования умения устно складывать в пределах 10 на основе сюжета русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».
Подготовка к игре: вырезать из картона геометрические фигуры
- 1 треугольник (Петушок);
- 1 трапеция (Курочка);
- 1 квадрат (Хозяюшка);
- 1 прямоугольник (Хозяин);
- 1 овал (Коровушка);
- 1 ромб (Кузнец);
- маленькие круги (зёрнышо);
- 1 большой круг (тарелка);
- карточки с числами от 1 до 10 (по 1 шт.);
- игра для 1 игрока (индивидуальная), с воспитателем;
- перед игроком выложены 10 маленьких кругов (зёрнышки), трапеция (Курочка), большой круг (тарелка);
- воспитатель перед игрой и в ходе игры поясняет игроку название фигур, и какая фигура к какому герою относится;
- игрок выкладывает перед собой фигуру Курочку, тарелку, карточки с числами;
- воспитатель выкладывает перед собой все остальные фигуры героев.
Ход игры (цикл игры): под руководством воспитателя (Курочка должна собрать зёрнышки у героев сказки, чтобы спасти Петушка);
1) воспитатель выкладывает Хозяюшку (квадрат) и просит игрока положить на блюдечко 2 зёрнышка, посчитать все зёрнышки и поднять карточку с числом количества зёрнышек в тарелке;
2) воспитатель выкладывает Коровушку (овал) и просит игрока доложить в тарелку ещё 2 зёрнышко, посчитать все зёрнышки и поднять карточку с числом количества зёрнышек в тарелке;
3) воспитатель выкладывает Хозяина (прямоугольник) и просит игрока доложить в тарелку 1 зёрнышко, посчитать все зёрнышки и поднять карточку с числом количества зёрнышек в тарелке;
4) воспитатель выкладывает Кузнеца (ромб) и просит игрока доложить в тарелку ещё 3 зёрнышка, посчитать все зёрнышки и поднять карточку с числом количества зёрнышек в тарелке;
7) воспитатель выкладывает Петуха (треугольник) и просит игрока доложить в тарелку ещё 2 зёрнышка, посчитать все зёрнышки и поднять карточку с числом количества зёрнышек в тарелке.
Воспитатель в ходе игры меняет слагаемые.
4. Дидактическая игра по бурятской народной сказке «Дятел-труженик»
Цель игры: создание условий для формирования устных вычислений в пределах 10 на основе сюжета бурятской народной сказки.
Подготовка к игре: вырезать из картона геометрические фигуры
- 1 треугольник (Дятел)
- 20 маленьких кругов (жуки-короеды)
- 1 квадрат (Дерево)
- карточки с числами от 0 до 10 (по 2 шт.)
Ход игры (цикл игры): игрок освобождает дерево от жуков-короедов
1) прилетают на дерево не более 5 жуков-короедов от 1 игрока (пояснение от воспитателя, игроки самостоятельно определяют количество прилетевших жуков-короедов);
2) в игре участвуют 2 игрока, они выкладывают перед собой жуков-короедов (круги, по 10 штук), карточки с числами;
3) воспитатель просит игрока 1 задумать число и посадить на дерево столько же жуков; то же самое делает игрок 2;
4) оба игрока считают получившееся количество жуков-короедов на дереве, поднимают карточку с этим числом; проверяют ответы друг друга;
5) воспитатель предлагает игроку 1 убрать несколько жуков-короедов, которые съел дятел, а игроку 2 посчитать количество оставшихся жуков-короедов.
Последовательность ответов в каждом ходе игры определяет воспитатель.
После хода игры дерево освобождается от жуков. Игра начинается заново, перед игроками опять по 10 кругов.
5. Дидактическая игра по алтайской народной сказке «Диль-кель»
Цель игры: создание условий для формирования устных вычислений в пределах 10 на основе сюжета алтайской народной сказки «Диль-кель».
Подготовка к игре: вырезать из картона фигуры
- 1 большой квадрат (Синица);
- 10 маленьких кругов (зёрна);
- 10 маленьких треугольников (ягоды);
- 10 маленьких овалов (червяки);
- карточки с числами от 0 до 10 (по 2-3 шт.);
- карточки с арифметическими знаками (+, -, = по 2-3 шт.).
Ход игры: участвует 1 игрок, игрок должен накормить синицу.
1) перед игроком лежат фигуры – круги, треугольники, овалы (зёрна, ягоды, червяки) по кучкам;
2) воспитатель выкладывает фигуру квадрата (Синица);
3) воспитатель просит выложить определённое количество кругов, посчитать вслух и показать карточку с этим числом, положить эту карточку перед собой;
4) воспитатель просит выложить определённое количество треугольников, посчитать вслух и показать карточку с этим числом, положить эту карточку перед собой;
5) воспитатель просит выложить определённое количество овалов, посчитать вслух и показать карточку с этим числом, положить эту карточку перед собой;
6) игрок считает количество фигур в квадрате (пища для синицы), показать карточку с этим числом, положить эту карточку перед собой, расставляет арифметические знаки между числами.
Воспитатель проверяет.
7) игрок выкладывает карточку с общим числом пищи, которая находится в квадрате; воспитатель просит игрока убрать из квадрата определённое количество фигур (пищи), игрок показывает карточку с этим числом и выкладывает перед собой;
8) воспитатель просит посчитать оставшиеся фигуры в квадрате (оставшуюся пищу), показать карточку с этим числом и выложить перед собой;
9) игрок расставляет арифметические знаки между числами. Воспитатель проверяет.
В следующих ходах игры воспитатель меняет количество пищи.