Цели:
- Повторить и обобщить материал по теме; обогатить знания, выработать прочные навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и решения задач на дроби.
- Воспитывать любовь к окружающей природе; развить творческие способности.
Эпиграф к уроку: «Природа говорит языком математики…» (Г.Галилей)
Содержание темы. Данная тема программы 6 класса по математике учебника под редакцией Н.Я.Виленкина.
Тип урока. Повторительно-обобщающий урок - игра «Прогулка по лесу».
Организационные формы общения. Индивидуальная, коллективная.
Структура урока
- Мотивационная беседа с последующим сообщением эпиграфа к уроку и постановкой цели.
- Актуализация опорных знаний - устная работа, с помощью которой ведётся повторение основных фактов, ведущих идей и основных теорий на основе обобщения знаний.
- Диагностика усвоения системы знаний и умений и её применение для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
Ход урока
I. Мотивационная беседа
У ч и т е л ь. Говорят, что математика скучный предмет и используются только вычисления. А так ли это покажет сегодняшний урок.
II. Актуализация опорных знаний
У ч и т е л ь. Сегодня мы с вами отправимся на математическую …(пауза). Об этом вы узнаете, выполнив устно 1 задание.
Слайд № 2.
Задание 1. Вычисли.
У ч и т е л ь. Куда? Узнаете, если устно выполните 2 задание с подсказкой: «Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает».
Слайд № 3.
Задание 2. Вычисли.
У ч и т е л ь. Итак, мы сегодня отправимся на экскурсию в лес.
Начиная прогулку по лесу, вспоминаются такие строки:
(Слайд-презентация «Русские леса». Эпиграф «Рощи да леса - всему краю краса», «Лес - лёгкие планеты»). Слайд № 4.
У ч е н и к (заранее предлагается выучить) рассказывает стихотворение о лесе:
Нет ничего милее
бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
накормит русский лес…
Нас ждут в лесу рябина,
орехи и цветы,
душистая малина
на кустиках густых.
(С.Никулин)
III. Диагностика
У ч и т е л ь. А кто написал такое замечательное стихотворение о лесе, мы узнаем, выполнив следующее задание письменно.
Откройте, пожалуйста, тетради и запишите сегодняшнее число.
Задание 3. Слайд 5.
Вычисли:
ОТВЕТЫ:
Во время выполнения читаются стихи.
ДЕДУШКА ДЕРЕВО
У дедушки Дерева
Добрые руки,
Большие, зелёные, добрые руки…
Какая - то птица на плечи садится,
Какая - то птица в руках суетится.
Жучище примчался - и сел.
Качался и всё восхищался,
И всё восхищался
Стрекозы примчались
И тоже качались
И все свиристели в пуховой постели
Смеялись, качались,
качались свистели!
Дедушка Дерево пчёл подхватил
И на ладони свои усадил
У Дедушки Дерева добрые руки,
Наверно, их сто,
Или сто двадцать пять,
Чтоб всех покачать,
Чтоб всех покатать.
Далее идёт проверка решения 3 задания, повторения правил. Учитель делает обобщение.
Итак, действительно этот стих написал С.Никулин.
Решение задач
У ч и т е л ь. В лесу много деревьев, но продолжительность жизни у деревьев не одинаковая.
Слайд 6 (задача №1).
1. Липа мелколистная живёт 350 лет, что составляет 7/20 от жизнеспособности дуба. Сколько лет живёт дуб?
ОТВЕТ: 1000 лет.
У ч и т е л ь. А вы знаете, что продолжительность жизни деревьев, растущих в городских условиях значительно меньше продолжительности жизни деревьев в лесу.
В этом можно убедиться самим. Решим задачу.
Слайд 7 (задача № 2).
2. Липа мелколистная в среднем в лесу живёт 350 лет, а в городских условиях её жизнеспособность составляет 3/7 средней жизнеспособности. Сколько лет живёт липа в городских условиях?
ОТВЕТ: 150 лет.
У ч и т е л ь. Лес называют лёгкими планеты, потому что он защищает воздух о пыли и болезнетворных организмов. Поэтому каждый год нужно сажать деревья. Но, к сожалению не все молодые саженцы выдерживают суровые природные условия и многие из них погибают.
Допустим,…
Слайд 8 (задача №3).
3. Из посаженных деревьев взошли 99, что составляет 90 % всех посаженных деревьев. Сколько деревьев не взошли?
ОТВЕТ: 11 деревьев.
У ч и т е л ь. Но как вам известно, лес служит и строительным материалом. Самое большое дерево - секвойя. Из него можно построить 40 простых деревенских домов. Какой же величины она должна быть?
Слайд 9 (задача № 4).
4. Обхват ствола секвойи 24 метра, что составляет 2/7 высоты. Найдите высоту секвойи.
ОТВЕТ: 84 м.
IV. Подведение итогов
У ч и т е л ь. На этом наша экскурсия закончилась. Хорошие знания во время прогулки показали… и получили «5», хочу также отметить…, которые получили «4». Надеюсь. Что остальные покажут себя в следующей экскурсии.
V. Домашнее задание
Сообщение домашнего задания.
VI. Рефлексия
Обсуждение урока. Повторение правил. Слайд 10.
Заключение
Ребята! Помните!
Быть прилежным учеником - это не только хорошо учиться и хорошо вести себя в школе. Это значит быть великодушными. Любите природу, не ломайте деревья, не топчите газоны, цветы, растения. Ведь всё это наше богатство, наше будущее и наше здоровье.
СПАСИБО ЗА УРОК. Слайд 11.