Модель психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ

Разделы: Администрирование школы, Инклюзивное образование

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: ОВЗ


«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
Антуан де Сент-Экзюпери

Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. Основной задачей в области реализации права на образование детей с ОВЗ, является создание специальных условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей.

С 1 сентября 2016 года вступил в силу ФГОС НОО для детей с ОВЗ в 1 классе. Данный стандарт влечёт за собой пересмотр давно сложившейся системы работы школы, когда принципиально меняются ориентиры в обучении и воспитании обучающихся. Школа должна обеспечить ребёнка не знаниями, а подготовить его к жизни.

Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников.

Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья.

Актуальность работы с детьми с ОВЗ обусловлена, во-первых, широким спектром нарушений у детей. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Во-вторых, необходимость организации системы работы с детьми с ОВЗ обусловлена и постоянным увеличением численности детей, нуждающихся в создании специальных условий. Так в гимназии ФГОС реализуется уже 4-й год. И на данный момент у нас учатся 10 обучающихся с ОВЗ (Диаграмма 1). Если обратить внимание на диаграмму, то станет ясно, что такая картина у нас была не всегда.

Диаграмма 1. Количество обучающихся с ОВЗ

Отчасти, увеличение количества детей с ОВЗ в гимназии обусловлено и тем, что чаще всего инициатором направления на ПМПК учеников являемся именно мы сами, так как администрация гимназии, наши педагоги и специалисты стремятся оказать реальную помощь детям с трудностями в обучении, а не просто переводить их из класса в класс, закрывая глаза на его проблемы.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Сегодня гимназия строит свою работу с учетом главных принципов организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Первый принцип – это принцип адаптивности образовательного процесса. В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка с ОВЗ. Для этого в гимназии при получении заключения ПМПК об установлении ОВЗ прежде всего разрабатывается ряд адаптированных программ. Это:

  • адаптированные основные образовательные программы НОО и ООО (ЗПР, НОДА, ТНР, нарушение зрения),
  • адаптированные рабочие программы по всем учебным программам (причем это касается и обучающихся в форме домашнего обучения),
  • адаптированные образовательные программы с индивидуальным учебным планом – эти программы мы составляем ежегодно, так как при поступлении ребенка в очередной класс для планирования эффективной работы необходимо подвести итоги прошедшего года и внести изменения в коррекционные программы в случае такой необходимости. Кроме этого данные программы в соответствии с требованиями стандарта мы согласуем с родителями учеников и делаем отметку об этом на титульном листе
  • адаптивность образовательной среды. Реализовать этот принцип на практике намного сложнее, так как кроме адаптации методических материалов и самих приемов и способов обучения и воспитания, некоторые необходимые элементы доступной среды требуют немалых материальных затрат. Однако и в этом направлении мы стремимся работать.

Второй принцип – индивидуальный подход. Этот принцип перекликается с предыдущим. При планировании системы психолого-педагогического сопровождения всегда учитываются индивидуальные особенности ребенка и рекомендации, прописанные в заключении ПМПК. Мы в своей работе стремимся оказывать детям действительно индивидуальную помощь. Для этого в адаптированных образовательных программах ежегодно составляем индивидуальный учебный план, в котором прописываем для каждого ребенка объем занятий коррекционно-развивающей области. Количество часов для занятий со специалистами варьируется в зависимости от реальных потребностей ребенка и утверждается на заседании школьного ПМПк.

  • ЗПР – 4 (3д, 4д, 7г)
  • НОДА – 1 (4г)
  • Нарушение зрения – 1 (1б)
  • ТНР – 1 (5а)
  • Нарушение физического развития – 3 (3в, 6г, 8а)

Работа с детьми с ОВЗ не будет эффективной без командного взаимодействия специалистов. Именно в целях комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей: в гимназии создан и реально работает ПМПк, заседания которого проводятся в соответствии с планом работы на год. В состав консилиума входят: педагог-психолог, учитель-логопед, основной педагог, социальный педагог, медицинский работник. Состав может варьироваться для каждого конкретного случая психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка. Конечно, стоит отметить, что для полноценной работы консилиума на сегодняшний день не только в нашей школе , но и в городе не хватает узких специалистов, в частности дефектологов.

Инклюзия начинается с признания наличия различий между учениками при условии, что такие различия уважаются и являются основой образовательного процесса. Поэтому деятельность школы должна быть направлена не только на создание специальных условий для обучения и воспитания лиц с ОВЗ, но и на обеспечение взаимопонимания как между педагогами, так и между обучающимися с ОВЗ и их здоровыми сверстниками. Таким образом, в школе должно быть сформировано толерантное пространство, которое основывается на гуманистических, нравственных ценностях.

Инклюзивная форма обучения касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования. Несомненно, сотрудничество с родителями – это обязательное условие для грамотной организации работы с детьми с ОВЗ. Мы в своей деятельности ведем тесно сотрудничаем с родителями: согласуем адаптированные образовательные программы, приглашаем на консилиумы при необходимости, проводим консультативную и просветительскую работу, стремимся услышать каждого родителя и по возможности помочь.

Непрерывность сопровождения - еще один принцип, который лежит в основе психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Реализуя этот принцип, мы создаем на каждого ученика индивидуальные кейсы коррекционно-развивающего сопровождения, в которые входят:

  • адаптированные программы,
  • индивидуальные учебные планы,
  • лист динамического наблюдения по результатам коррекционной работы,
  • карты успеваемости,
  • результаты диагностических работ и т.д.

Эта форма сбора и структурирования информации позволяет сохранять отслеживать динамику развития конкретного ребенка с 1 класса и до окончания школы.

Одной из главных проблем инклюзивного образования является неготовность педагогов к принятию и обучению детей с ОВЗ. Внедрение системы инклюзивного образования в гимназии началось с подготовки преподавательского состава на специальных курсах и семинарских занятиях, где участникам раскрывались те или иные аспекты совместного обучения, а также общеправовые вопросы. С целью более подробного знакомства с особенностями работы с детьми с ОВЗ в гимназии еще с 2016 года ежегодно проводится ряд мероприятий. Так 10 декабря 2018 года в гимназии был проведен методический день. Его форма отличалась от традиционной и, судя по отзывам педагогов, была встречена с интересом.Для проведения мастер-классов были задействованы педагоги гимназии и приглашены специалисты из Детского сада №5, Коррекционной школы №7, СОШ №10 и организации «Дети солнца». Несомненно, сотрудничество с коллегами из других образовательных организаций города позволяет по-новому посмотреть на проблему обучения детей с ОВЗ, получить сведения, как говорится, из первых рук, узнать об их опыте работе и перенять что-то для себя. Опыт прошлого года несомненно оказался эффективным и поэтому сегодня мы продолжаем нашу работу, но теперь уже с более широким кругом.

Инклюзивное обучение – это долгосрочная стратегия, рассматриваемая не как локальный участок работы, а как системный подход в организации деятельности общеобразовательной школы по всем направлениям в целом. Поэтому сегодня мы стремимся сформировать и эффективно использовать модель психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ, основанную на раскрытых выше принципах организации инклюзивного образования.

Программа инклюзивного образования в России работает не так давно. Соответственно нам рано еще делать глобальные выводы о том, насколько она успешна и оправдала ли возложенные на нее надежды. Вместе с тем, первые результаты нашей работы в частности показывают, что такая система может быть успешной при ее грамотной организации.