Методическая разработка практического занятия для учащихся 10-го класса по теме "Характер"

Разделы: Школьная психологическая служба

Класс: 10

Ключевые слова: характер


Профиль: Психолого-педагогическая подготовка.

Раздел: Индивидуально-психические особенности личности.

Цели:

Образовательные:

  • закрепление полученных теоретических знаний; формирование умения оперировать психологическими терминами;
  • обогащение представлений о психологических особенностях человека в процессе применения различных практических приёмов, игровой деятельности.

Развивающие:

  • развитие памяти, внимания, мышления;
  • формирование информационных навыков учащихся в профессиональном выборе.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к познанию себя; пониманию другого человека;
  • интерес к профессии “психолог”.

Межпредметные связи: литература, история, русский язык.

Тип занятия: практическое обучение.

Общедидактические методы: частично-поисковый;

Методы обучения:

  • словесный - инструктаж, беседа;
  • практический (задания);
  • игровой

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Оснащение:  раздаточный дидактический материал.

Литература

Для преподавателя:

  1. А.В. Батаршев “Темперамент и характер”, М, 2001г.;
  2. Е.Е. Сапогова “Задачи по общей психологии”, М., 2001 г.;
  3. Г.В. Резапкина “Психология и выбор профессии”, М., 2005 г.
  4. Г.К. Селевко “Познай себя”, М., 2001 г.

Для учащихся:

  1. Е.И. Рогов “Психология человека”, М., 1999 г.;
  2. Л.П. Пономаренко, Р.В. Белоусова “Психология для старшеклассников”, часть 1–10 кл., 2001 г.

"Человек есть не что иное, как ряд его поступков"
(Ф.Шиллер)

Ход урока

I Организационный момент

1 – приветствие, отметка отсутствующих, назначение дежурных.

2 – сообщение темы, цели, задач урока.

3 – мотивация и обоснование необходимости изучения темы.

Вводное слово учителя: Мы продолжаем с вами разговор о психологических особенностях человека, которые проявляются в его действиях и поступках. Темперамент, характер, особенности человека можно оценить, наблюдая как он взаимодействует с миром и другими людьми. То, как он строит отношения с окружающими, каким образом преобразует это окружающее, в этом раскрывается своеобразие, уникальность конкретного человека.

II Подготовительный этап

Актуализация исходного уровня ЗУН. по теме.

Устный опрос.

Вопросы.

  1. Как переводится с греческого слово “характер”?
  2. Что такое характер человека с точки зрения психологии?
  3. Как характер проявляется в разных сферах жизнедеятельности?
  4. Каково соотношение между характером и темпераментом?
  5. Что такое “акцентуация характера”?
  6. Какие типы акцентуации характера выделяют?
  7. Какие черты характера вы знаете?
  8. Как формируется характер человека?
  9. Каковы пути воспитания характера?

Итак, характер – это индивидуальное сочетание существующих свойств личности выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении и поступках.

III Основной этап – практическая часть

Задание 1.

Цель: установить соотношение между характером и темпераментом.

а) Прочитайте высказывание психолога Л.С.Выготского.

Вставьте пропущенные слова “характер” и “темперамент”.

………… есть наличная предпосылка, а ………… - конечный результат воспитательного процесса (слова – “темперамент”; “характер”)

б) Представителям каких типов темперамента трудно сформировать такие черты характера как ……………

  • Инициативность и решительность
  • Раскованность и уверенность
  • Сдержанность и самокритичность
  • Усидчивость.

Задание 2.

Цель: уметь применять теоретические знания на практике.

А. Прокомментируйте высказывания:

а) “У каждого человека 3 характера: тот, который ему приписывают, тот который он сам себе приписывает, и наконец, тот, который есть в действительности……” (В.Гюго).

б) “Характер человека никогда не раскрывается так ярко, как тогда, когда он пытается описать характер другого человека” (Жан Поль Рихтер).

Вопросы:

  1. Есть ли разница в этих высказываниях?
  2. Что же влияет на черты характера прежде всего?
  3. От чего зависит то, что я собой представляю?

Б.Что общего между высказываниями полководца А.В.Суворова и поэта А.Т.Твардовского:

  • "С юных лет приучайся прощать проступки ближнего и никогда не прощай своих собственных". (А.В.Суворов)
  • "Сурово спрашивать себя,
    С других не столь сурово". (А.Т.Твардовский)

Задание 3.

Цель: развитие понятийного аппарата, формирование умения отличать черты характера от свойств темперамента.

Инструкция: Выберите из списка слова, которыми можно описать характер:

Трудолюбие, быстрая адаптация, дружелюбие, впечатлительность, находчивость, быстрота мышления, скопидомство, благородство, тревожность, развязность, оптимизм, самоуверенность.

4. Игра “Расскажи о человеке”

Цель: развитие навыков объективного описания; навыков групповой оценки; рефлексии.

Инструкция: рассчитаться на 1-4. Работаем в группах. Каждая группа получает портрет человека. Дать описание.

Вопросы:

  1. В какую эпоху жил или живет этот человек?
  2. Род деятельности (занятие)
  3. Кто по национальности?
  4. Как сложилась судьба?
  5. Черты характера?

(Можно для этой игры взять портреты художников, ученых, писателей и т.д. с биографией данного лица)

5. Психологическая консультация.

Цель: содействовать активизации самосовершенствования старшеклассников.

В одном из писем к жене А.П.Чехов, имевший репутацию человека очень сдержанного, скромного и деликатного, признался: "Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы он у меня резкий, я вспыльчив и проч. и проч. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает, в прежнее время я выделывал черт знает что".

Вопрос к учащимся: какой вывод можно сделать из этого признания?

Рефлексия занятия:

Народная пословица гласит:

  • “Посеешь характер – пожнешь судьбу”

Вопрос к учащимся: Почему? Как вы думаете?

IV Домашнее задание

1. Запишите в один столбик черты своего характера, которые помогают в жизни, а в другой – те которые мешают.

Какой столбик оказался больше?

Запишите _____________________

2. Составьте программу развития своего характера.

Спасибо за урок!