Профиль: Психолого-педагогическая подготовка.
Раздел: Индивидуально-психические особенности личности.
Цели:
Образовательные:
- закрепление полученных теоретических знаний; формирование умения оперировать психологическими терминами;
- обогащение представлений о психологических особенностях человека в процессе применения различных практических приёмов, игровой деятельности.
Развивающие:
- развитие памяти, внимания, мышления;
- формирование информационных навыков учащихся в профессиональном выборе.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к познанию себя; пониманию другого человека;
- интерес к профессии “психолог”.
Межпредметные связи: литература, история, русский язык.
Тип занятия: практическое обучение.
Общедидактические методы: частично-поисковый;
Методы обучения:
- словесный - инструктаж, беседа;
- практический (задания);
- игровой
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Оснащение: раздаточный дидактический материал.
Литература
Для преподавателя:
- А.В. Батаршев “Темперамент и характер”, М, 2001г.;
- Е.Е. Сапогова “Задачи по общей психологии”, М., 2001 г.;
- Г.В. Резапкина “Психология и выбор профессии”, М., 2005 г.
- Г.К. Селевко “Познай себя”, М., 2001 г.
Для учащихся:
- Е.И. Рогов “Психология человека”, М., 1999 г.;
- Л.П. Пономаренко, Р.В. Белоусова “Психология для старшеклассников”, часть 1–10 кл., 2001 г.
"Человек есть не что иное, как ряд его поступков"
(Ф.Шиллер)
Ход урока
I Организационный момент
1 – приветствие, отметка отсутствующих, назначение дежурных.
2 – сообщение темы, цели, задач урока.
3 – мотивация и обоснование необходимости изучения темы.
Вводное слово учителя: Мы продолжаем с вами разговор о психологических особенностях человека, которые проявляются в его действиях и поступках. Темперамент, характер, особенности человека можно оценить, наблюдая как он взаимодействует с миром и другими людьми. То, как он строит отношения с окружающими, каким образом преобразует это окружающее, в этом раскрывается своеобразие, уникальность конкретного человека.
II Подготовительный этап
Актуализация исходного уровня ЗУН. по теме.
Устный опрос.
Вопросы.
- Как переводится с греческого слово “характер”?
- Что такое характер человека с точки зрения психологии?
- Как характер проявляется в разных сферах жизнедеятельности?
- Каково соотношение между характером и темпераментом?
- Что такое “акцентуация характера”?
- Какие типы акцентуации характера выделяют?
- Какие черты характера вы знаете?
- Как формируется характер человека?
- Каковы пути воспитания характера?
Итак, характер – это индивидуальное сочетание существующих свойств личности выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении и поступках.
III Основной этап – практическая часть
Задание 1.
Цель: установить соотношение между характером и темпераментом.
а) Прочитайте высказывание психолога Л.С.Выготского.
Вставьте пропущенные слова “характер” и “темперамент”.
………… есть наличная предпосылка, а ………… - конечный результат воспитательного процесса (слова – “темперамент”; “характер”)
б) Представителям каких типов темперамента трудно сформировать такие черты характера как ……………
- Инициативность и решительность
- Раскованность и уверенность
- Сдержанность и самокритичность
- Усидчивость.
Задание 2.
Цель: уметь применять теоретические знания на практике.
А. Прокомментируйте высказывания:
а) “У каждого человека 3 характера: тот, который ему приписывают, тот который он сам себе приписывает, и наконец, тот, который есть в действительности……” (В.Гюго).
б) “Характер человека никогда не раскрывается так ярко, как тогда, когда он пытается описать характер другого человека” (Жан Поль Рихтер).
Вопросы:
- Есть ли разница в этих высказываниях?
- Что же влияет на черты характера прежде всего?
- От чего зависит то, что я собой представляю?
Б.Что общего между высказываниями полководца А.В.Суворова и поэта А.Т.Твардовского:
- "С юных лет приучайся прощать проступки ближнего и никогда не прощай своих собственных". (А.В.Суворов)
- "Сурово спрашивать себя,
С других не столь сурово". (А.Т.Твардовский)
Задание 3.
Цель: развитие понятийного аппарата, формирование умения отличать черты характера от свойств темперамента.
Инструкция: Выберите из списка слова, которыми можно описать характер:
Трудолюбие, быстрая адаптация, дружелюбие, впечатлительность, находчивость, быстрота мышления, скопидомство, благородство, тревожность, развязность, оптимизм, самоуверенность.
4. Игра “Расскажи о человеке”
Цель: развитие навыков объективного описания; навыков групповой оценки; рефлексии.
Инструкция: рассчитаться на 1-4. Работаем в группах. Каждая группа получает портрет человека. Дать описание.
Вопросы:
- В какую эпоху жил или живет этот человек?
- Род деятельности (занятие)
- Кто по национальности?
- Как сложилась судьба?
- Черты характера?
(Можно для этой игры взять портреты художников, ученых, писателей и т.д. с биографией данного лица)
5. Психологическая консультация.
Цель: содействовать активизации самосовершенствования старшеклассников.
В одном из писем к жене А.П.Чехов, имевший репутацию человека очень сдержанного, скромного и деликатного, признался: "Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы он у меня резкий, я вспыльчив и проч. и проч. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает, в прежнее время я выделывал черт знает что".
Вопрос к учащимся: какой вывод можно сделать из этого признания?
Рефлексия занятия:
Народная пословица гласит:
- “Посеешь характер – пожнешь судьбу”
Вопрос к учащимся: Почему? Как вы думаете?
IV Домашнее задание
1. Запишите в один столбик черты своего характера, которые помогают в жизни, а в другой – те которые мешают.
Какой столбик оказался больше?
Запишите _____________________
2. Составьте программу развития своего характера.
Спасибо за урок!