Цели:
- познакомить с творчеством поэтов-фронтовиков;
- способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;
- способствовать формированию чувства уважения к людям, прошедшим войну и восхищения их подвигом.
Оборудование:
- выставка книг о Великой Отечественной войне;
- аудиозапись песни «Катюша»;
- видеоклип к песне «От героев былых времён»;
- К.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете» Читает С.Никоненко (видео)
- презентация.
I. Организационный момент
(Слайд 1)
II. Вступительная беседа. Постановка темы урока
- Мы начинаем урок внеклассного чтения.
(Слайд 2)
- Эпиграфом к нему я выбрала следующие строки:
Я о войне пишу,
Я слышу звук
войны…
Ирина Яненсон
- Как вы думаете, кто мог написать эти слова? Кому могут они принадлежать? (поэту, писателю, человеку, который сам прошёл войну)
- Предположите, о чём мы сегодня будем говорить на уроке.
(Слайд 3)
Тема урока: «Стихи, посвящённые Великой Отечественной войне. Поэты-фронтовики».
III. Работа над темой урока
- Когда мы говорим война, какие ассоциации с этим словом нам приходят в голову? (На доске записываю ответы детей)
Примерные ответы учащихся (смерть, боль, потери близких, горе, голод, страх и т.д.)
- Какие ассоциации возникают у нас со словом поэзия?
Примерные ответы учащихся (жизнь, любовь, радость, вечер, лето, соловьи и т.д.) (На доске записываю ответы детей)
- Война и поэзия. Возможно ли совместить эти два понятия?
- Война - смерть, кровь, боль. Казалось, уж не было места ни любви ни творчеству. Однако, люди умудрялись жить, любить и творить несмотря на ежедневную борьбу с врагом.
- За годы войны было написано большое количество стихотворений. Стихи укрепляли веру людей в победу,поднимали боевой дух солдат на фронте.Многие учили их наизусть и повторяли как молитву перед боем.
Создавали эти стихи поэты-фронтовики.
(Слайд 4)
- Кого так называют?
Термин «поэты-фронтовики» родился в годы Великой Отечественной войны.
- Свыше 2000 писателей и поэтов отправились на фронт. Они были не только военными корреспондентами, они были рабочими войны: артиллеристами, танкистами, пехотинцами, лётчиками и моряками. Умирали от голода в блокадном Ленинграде, от ран - в военных госпиталях. 417 из них не вернулись, многие погибли от ран после войны. Но остались талантливые стихи.
- О чём писали поэты-фронтовики,какими людьми они были, мы сегодня узнаем. Поэты, о которых пойдёт речь,, не имеют звания - Герой Советского Союза, но их творчество трогало до глубины души не только военное поколение, но и волнует сердца ныне живущих, которые мало что знают о войне. Поэтому их стихи являются для нас источником знаний о страшных событиях той поры.
К.М.Симонов
- Среди поэтов, прошедших через тяжёлый путь Великой Отечественной войны, был Константин Михайлович Симонов.
(Слайд 5 )
Его стихи знали все - на фронте и в тылу. Их печатали на листовках и в газетах,их читали по радио.
Сегодня об этом замечательном поэте расскажет Света В. (3 мин)
(Слайды 6 -12)
- Одним из самых известных стихотворений Константина Михайловича Симонова было стихотворение «Жди меня».
- Сегодня это стихотворение представит Вова Путилин.
- Как вы думаете, к кому мог обращаться автор со словами «Жди меня»? (Ответы детей)
- Давайте послушаем Вову и узнаем, подтвердятся ли ваши предположения.
- Это было стихотворение-письмо, посвящённое любимой женщине поэта - актрисе Валентине Серовой.
Поэт так объяснял историю создания этого стихотворения. «Просто я уехал на фронт, а женщина, которую я любил, была на Урале, в тылу. И я ей написал письмо в стихах. Потом это письмо было напечатано в газете и стало стихотворением».
- Почему автор просит его ждать?
- Какие чувства, мысли возникли у вас, когда прослушали стихотворение ?
Михаил Львов
- Хотелось бы вспомнить сегодня ещё одного поэта, Михаила Львова. Он тоже фронтовик. Сообщение о нём приготовил Стёпа К. (3,5 минуты)
(Слайды 13-21)
М.Львов «Чтоб стать мужчиной, мало им родиться»
- Как вы думаете, что же необходимо, чтобы стать настоящим мужчиной? (Ответы учеников: готовность к смерти, храбрость, мужество)
Юлия Друнина
- Часто мы слышим выражение «у войны не женское лицо».Как вы его понимаете?
- Среди поэтов, писавших о войне были не только мужчины, но и женщины. Об одной из них сегодня мы узнаем. Это - Юлия Друнина.
(Слайд 22)
- О Юлии Друниной расскажет Алиса Н. (2 мин)
(Слайды 23 - 26)
- В своём сообщении Алиса упоминула стихотворение Ю.Друниной «Зинка».
Оно было посвящено Зинаиде Самсоновой, Герою Советского Союза.
(Слайд 27)
Сегодня его прочитает Рита Б.
- В стихотворении встретится выражение «светлокосый солдат». Что означает это выражение? Кого так могла описывать Друнина?
- Какие чувства вызывает это стихотворение? (Буря чувств: и сострадание, и сожаление, и негодование. Описать их достаточно сложно).
«Катюша»
- На фронте можно было услышать не только стихи, но и песни.
- Зачем нужны были песни на войне?
- Уже в первые дни войны появилась песня «Священная война», которая очень быстро стала известной. Но не о ней пойдёт сейчас речь. Мы услышим историю возникновения песни «Катюша». Песни, которую знает каждый из нас.
Катя К. подготовила сообщение. (2 мин)
(Слайды 28-37)
- Что интересного вы узнали из Катиного рассказа?
Прослушаем песню «Катюша». Приложение 1
«От героев былых времён»
- Сейчас вы услышите ещё одну песню. Но она была написана после войны, впервые прозвучала в 1971 году.
(Слайд 38)
- «Вечный огонь» (или «От героев былых времён») - военно-патриотическая песня, написанная Рафаилом Хозаком на стихи Евгения Аграновича специально для кинофильма «Офицеры».
(Слайд 39) Приложение 2
IV. Итог урока. Рефлексия
По мнению К.М.Симонова, «писать о войне трудно. Писать о ней, как только о чём-то парадном, торжественном и легком деле, нельзя. Это будет ложью. Писать только о тяжёлых днях и ночах, только о грязи окопов и холоде сугробов, только о смерти и крови - это тоже значит лгать, всё это есть, но писать только об этом - значит забывать о другом, о сердце человека, сражающегося на этой войне».
Вопросы для беседы:
- Как вы поняли, почему о войне писать трудно?
- Каким чувством пронизаны стихи и песни о Великой Отечественной войне, прослушанные сегодня вами?
- Что вам запомнилось больше всего?
- В заключение урока я хочу включить видео, на котором актёр театра и кино, режиссёр, Сергей Никоненко, читает стихотворение Константина Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете».
Лафет - станок, на который ставят артиллерийское орудие.
(Слайд 40)
(https://you.beyH9IxKnwwzg)