В современном мире человечество постоянно сталкивается с тяжелыми последствиями неразумного отношения к природе. Долгое время основной причиной возникновения экологических проблем считалось применение несовершенных промышленных и сельскохозяйственных технологий.
В Законе «Об образовании РФ» изложены «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования», наряду с гуманистическим характером образования обозначено приоритетное направление – формирования бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.
Согласно положениям Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), предметными результатами освоения основной образовательной программы начального общего образования по курсу «Окружающий мир» являются: сформированность уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны; осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Изучив ФГОС НОО, можно прийти к выводу, что в настоящее время формирование экологической культуры младших школьников является непрерывным и целенаправленным процессом и реализуется в различных формах. Среди разнообразных форм обучения, особое место занимает экскурсия.
Младший школьный возраст наиболее благоприятен для целенаправленного формирования экологической культуры [2]. Экологически грамотное, бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, в частности обучения.
Проблемой формирования экологической культуры младших школьников занимались педагоги: А. Дистеверг, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский. В области формирования экологической культуры младших школьников работали методисты-биологи: Н.М. Верзилин, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин.
По определению Л.Н. Когана, экологическая культура – это способ взаимодействия человека не только с природой, но и с социально-исторической средой. По мнению А.С. Бахарева, экологическая культура – это психическое образование человека [4]. С.Н. Глазачев считает, что экологическая культура – это осознанное отношение человека к природе, которое обеспечивает сохранение окружающей среды [2]. С.С.Кашлев утверждает, что экологическая культура – это готовность человека следовать экологически нормам [4].
Экологическая культура имеет две важные составляющие: экологическое поведение – совокупность непосредственных поступков людей, имеющих какое-либо отношение к использованию ресурсов и влияющих на природное окружение; экологическое сознание – совокупность мировоззренческих представлений, экологических позиций, отношения к окружающей среде, развитие подобных стратегий в работе и прочей деятельности, оказывающей воздействие на природные объекты [4].
Среди других форм обучения, экскурсия является наиболее эффективной. Так как именно во время экскурсий ребенок наблюдает за объектами и явлениями живой и неживой природы в естественной обстановке. При этом учащиеся замечают единство и разнообразие природы. В дальнейшем эти представления используются как основа для формирования практических умений и знаний на уроках окружающего мира [3].
При проведении экскурсии, направленной на формирование экологической культуры с учащимися младшего школьного возраста, необходимо учитывать возрастные и психологические особенности детей данной возрастной группы.
У детей младшего школьного возраста преобладает мир эмоций, поэтому при проведении экскурсии не стоит давать детям много конкретных дат, лучше делать акцент на эмоциональное переживание, формировать патриотическое воспитание, любовь к истории своей родины. Желательно создавать ситуации, способствующие личностным переживаниям. Например, изделия декоративно-прикладного искусства отличаются красочностью, что отвечает детскому восприятию [6].
Не стоит утомлять детей, время проведения экскурсии необходимо ограничивать 35-40 минут, так как из-за усталости, дети не только перестанут воспринимать информацию, но и получат большую психологическую нагрузку [3]. Также, экскурсии не должны проводиться слишком часто, во избежание привыкания.
Детям 6-7 лет присуща слабость произвольного внимания. Н.Д. Рева пишет: «Они легко отвлекаются и неспособны надолго сосредотачиваться на одном предмете» [4]. Исходя из этого, зрительный ряд необходимо подбирать максимально разнообразным. Например, выбор экспонатов по принципу контраста позволяет поддерживать у детей эмоциональную реакцию, контраст может быть выражен через размеры экспонатов, через сравнение характера или настроения героев, включение произведений, выполненных в разных видах искусства.
При разработке текста к экскурсии необходимо учитывать, что учащиеся начальной школы эффективно усваивают информацию лишь в первые 15-20 минут, поэтому, если предусмотрен новый сложный материал, то его стоит изложить в начале экскурсии, а в конце изложить материал на закрепление изученного. Речь учителя должна быть доступной, образной, выразительной [5].
Ведущим принципом во время экскурсий является принцип наглядности. Поэтому, каждое новое понятие необходимо подтверждать на конкретных примерах.
Экскурсии, направленные на формирование экологической культуры младших школьников, выделяют: ботанические, зоологические, геологические, экскурсии к уникальным памятникам природы [1]. Рассмотрим развитие экологической культуры на уроках окружающего мира посредством экскурсий.
Ботанические экскурсии позволяют детям наблюдать за растениями в природе, близко ознакомиться с миром растений, в следствии этого дети учатся изучать объекты природы в их естественной среде, знакомятся с растениями, познают важность охраны растительного мира [3]. При демонстрации растений нельзя срывать их или вырывать с корнем, для этого необходимо построить детей полукругом около него, для показа лучше взять указку, чтобы не повредить объект. Рассказ учителя может быть взаимосвязан, например, на цветок колокольчик сядет шмель и с рассказа про растение можно переключить внимание учеников на насекомое, тем самым показать детям, как в природе все взаимосвязано. Из насекомых можно рассказать и продемонстрировать кузнечика, шмеля, тлю, стрекозу и т.д. Из растений стоит обратить внимание учащихся на лютик, мышиный горошек, колокольчик, аптечную ромашку, подорожник, клевер, при этом необходимо рассказать о лекарственных свойствах этих растений [1]. С помощью ботанических экскурсий у детей формируется система естественнонаучных знаний, знание законов, сохраняющих природу, представления о возможностях общения с живой природой. У младших школьников развивается системно-субъективная картина мира, они учатся устанавливать и выделять экологические связи и зависимости, развивается экологическое сознание личности [4].
Зоологические экскурсии проводятся с целью познакомить учащихся с животным миром, также дети наблюдают за животными в их естественной среде и в хозяйстве человека. Экскурсии в животноводческие хозяйства наглядно показывают, как человек путем подбора производителей, воспитания молодняка, хорошего содержания и правильного ухода за животными изменяет природу организма для практических целей [1]. Во время зоологических экскурсий младший школьник осознает себя как носитель экологических норм и ценностей, он учится проявлять эстетические чувства и эмпатию, оценивать себя и окружающих в контексте отношения к природе, обеспечивается формирование экологического сознания младшего школьника, знаний и опыта деятельности по сохранению природы. В процессе зоологических экскурсий формируются знания о единстве природы, ее значении для жизни человека, о взаимодействии в системе человек – природа – общество, интеллектуальные и практические умения по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды, ценностные ориентации экологического характера, мотивы, потребности, привычки целесообразного поведения и деятельности [3].
Геологические экскурсии направлены на знакомство экскурсантов с происхождением и строением Земли, богатствами недр, рассказывают о значении и добыче полезных ископаемых. Они расширяют естественнонаучные знания, воспитывают любовь к родному краю, развивают эстетический вкус, являются прекрасной, увлекательной формой отдыха. Целью геологической экскурсии является знакомство экскурсантов с различными явлениями динамической геологии (работой воды, ветра и т.д.), знакомство с породными комплексами земной коры, уникальными породными типами и минералами, геологическими процессами далекого прошлого [3]. Проводятся такие экскурсии в естественной природной среде. Объектами экскурсий могут быть горные системы, вулканы, скальные выходы горных пород, пещеры, ущелья, уникальные комплексные памятники природы, реки, озера, моря, водопады и т.д. Они требуют охраны и бережного обращения, так как под влиянием природы и человека разрушаются и теряют научную и эстетическую ценность [1]. В ходе геологической экскурсии у младших школьников развиваются умения и навыки использования моральных и правовых принципов, норм и правил экологически грамотного отношения к природе в реальном поведении. Формируется устойчивое стремление к сохранению, защите и улучшению природной среды [3].
Экскурсия в природу – это форма организации учебно-воспитательной работы с учащимися, позволяющая наблюдать и изучать предметы, процессы и явления природы в естественных условиях. Она даёт возможность наблюдать то, чего нельзя показать в школьном кабинете. В совокупности с уроками и различными видами учебно-практических занятий экскурсии в природу играют важную роль в формировании экологического мышления школьников [4].
Экскурсии на охраняемые природные территории позволяют учителю создать оптимальные условия для стимулирования интереса к проблемам охраны природы: наблюдение и выяснение причин положительных и отрицательных изменений природы, наблюдение результатов деятельности человека, направленной на охрану природы. Самая многочисленная категория особо охраняемых природных территорий области – памятники природы [5]. Например, в Курганской области возможны следующие места проведения данных экскурсий: озеро Медвежье, Чимеевский святой источник, Курганский природный заказник, Бухрин ряд, комплекс верховных болот и другие. Планомерное проведение экскурсий развивает у учащихся навыки изучения своего края. У младшего школьника развивается умение воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и направленного интереса и способности к причинному объяснению при анализе факторов и явлений окружающей действительности. В процессе экскурсии на охраняемые природные территории формируется определенная система экологических ценностей, которые будут определять бережливое отношение ребенка к природе [3].
Таким образом, экскурсия является благоприятной формой для формирования экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира, так как позволяет им использовать и получать знания в рамках экологического образования, строить гармоничные отношения с природой и развивать свой экологический потенциал.
Список использованных источников
- Емельянов, Б.В. Экскурсоведение [Текст] / Б.В.Емельянов. – М.: Турист, 1992. – 375 с.
- Ермаков, Д.С. Учимся решать экологические проблемы: Методическое пособие для учителя [Текст] / Д.С.Ермаков. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 112 с.
- Жарков, А.Д. Экскурсия как педагогический процесс: методические рекомендации [Текст] / А.Д.Жарков. ― М.: Турист, 2003. ― 39 с.
- Захлебный, А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: пособие для учителя [Текст] / А.Н. Захлебный. – М.: Просвящение, 1984. – 160 с.
- Федина, А.И. Экскурсоведение [Текст] / А.И.Федина. – Краснодар: Южный институт менеджмента, 2002. – 211 с.
- Чернышева, Н.С. Характер младшего школьника [Текст] / Н.С.Чернышева. – М.: Наука, 2006. – 306с.
- Шолохов, В.Н. Организация и проведение экскурсий [Текст] / В.Н.Шолохов. – М.: Профиздат, 2005. – 87 с.