Воспитание ребенка

Разделы: Работа с родителями

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: воспитание детей


Воспитание ребенка – одна из главных функций общеобразовательной школы. Народная мудрость гласит: «Воспитывать ребенка надо пока он лежит поперек лавки». Поэтому именно в семье закладываются основы воспитания. Родители – главный авторитет, пример для подражания у ребенка. Все слова и поступки учителя не принесут желаемого результата, если родители не будут принимать участия в жизни ребенка. По данным многочисленных социологических опросов 7,8 % педагогов обвиняют семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В то же время родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Некоторые родители считают своей обязанностью одеть и накормить ребенка, а все остальное за них сделает школа. К сожалению, в современном мире, когда родители «слишком заняты», это не такая редкость. Попав в ножницы между школой и семьей, дети вынуждены приспосабливаться. Принимая детей в 1 класс, учитель должен провести работу с родителями, объяснив им необходимость плотного сотрудничества со школой. Возможно, что учителю придется в первую очередь воспитывать родителей. Чем серьезнее они будут подходить ко всем вопросам школьной жизни своего ребенка, тем больших результатов достигнет каждый ученик и весь класс в целом. Учитель должен не только давать советы и рекомендации по воспитанию, но и предупреждать возможные ошибки.

Задачи, стоящие перед школой, сложны и многообразны. Я хочу выделить те, которые, на мой взгляд, являются наиболее важными:

  • Создание условий для успешного взаимодействия учителя и семьи как целенаправленного процесса, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка.
  • Совершенствование образовательного процесса путем его оптимизации.
  • Стимулирование познавательной деятельности за счет использования разнообразных методов и форм организации обучения.
  • Формирование системы социально-ценностных отношений младшего школьника посредством включения его и родителей в активную деятельность.
  • Помочь родителям приобрести опыт в воспитании собственного ребёнка.
  • Направить совместные усилия на всестороннее воспитание и развитие ребёнка.

Новизна.

Опыт моей работы можно считать репродуктивным, так как этот вопрос рассматривается в современных трудах по педагогике и психологии. Цель его – в процессе совместной деятельности педагога, родителей и учащихся активизировать их познавательную, исследовательскую и творческую деятельность, тем самым, повышая качество знаний учащихся.

В процессе взаимодействия семьи и школы происходит формирование всех компонентов содержания образования: знаний, умений, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.

В ходе использования технологии совместной деятельности учитель:

  • Становится организатором познавательной деятельности;
  • Организует самостоятельную и творческую деятельность учащихся и родителей, формирует интерес к предметам;
  • Использует коллективные, групповые и индивидуальные способы учебной деятельности, включая всех учеников в учебную деятельность, организует взаимопомощь;
  • Создает ситуацию успеха;
  • Учит детей самоанализу и самооценке собственной учебной деятельности.

Главным направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно - воспитательному пространству.

В планировании воспитательной работы, я стараюсь уделять больше внимания участию самих родителей класса во всех мероприятиях.

Адресность опыта.

Данный опыт может быть использован учителями начальных классов, воспитателями ДОУ, социальными службами.

Трудоёмкость опыта.

«Семья и школа – это берег и море, - писал Л.Кассиль. На берегу, ребенок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в это море прокладывает школа. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега». Как жаль, что многое начинаешь понимать так поздно, понимать, что процесс этот сложный и здесь нет мелочей.

Взаимодействие учителя с классом – также и отношение с родителями. Мы не можем забрать себе детей, изолировать их от семьи, социума и создать педагогический идеал.

Как же заручиться поддержкой родителей? Как сделать нам их своими сторонниками?

Родитель младшего школьника и родитель ученика средней школы отличаются друг от друга не меньше, а. может быть, и больше, чем их дети. Быть родителем ребенка только что (или годик-другой назад) отправившегося в школу, – это особая роль. А построение деловых продуктивных отношений с таким родителем – особая профессиональная работа. Для её грамотного выполнения нужно многое знать и уметь: представлять себе психологию родителя, владеть техникой общения, убеждения, разъяснения; нужно уметь выстроить эти отношения так, чтобы родитель признал право педагога быть независимым и самостоятельным в выборе стиля общения с его ребенком. Необходимо сплотить родительский коллектив (иногда проще сглаживать детский), но в то же время сохранить за каждой семьей право воспитать свой дитя так, как она считает нужным; занять в отношении «своих» родителей партнерскую и в то же самое время педагогическую позицию – т.е. сохранить за собой право если не учить, то советовать. Такая вот непростая работа.

Технология опыта.

Задача каждого классного руководителя – стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи. Это особенно важно в начальной школе, когда ребенок только начинает обучение в школе. Учителю проще работать с теми родителями, у которых в школу идет первый ребенок. В этом случае они еще не имеют опыта в воспитании школьника, прислушиваются к рекомендациям учителя, легко идут на контакт, принимают активное участие в жизни не только своего ребенка, но и всего класса. Однако, и на плечи учителя ложится важная задача – таким образом организовать работу с родителями, чтобы посещение школы стало для них не тяжелым бременем, а полезной необходимостью.

Чем больше уделяют родители времени своему ребенку, тем больше у них шансов получить любовь и заботу от взрослых детей.

В своей любви к ребенку родители порой не обращают внимания на человеческие качества своего малыша. Защиту своего ребенка они ставят на первое место, не обращая внимание на то, прав ребенок или нет. Иногда напротив, родители совершенно отстраняются от проблем своего ребенка и не принимают активного участия в его жизни.

Заключение

Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся должна осуществляться через изучение семьи, ее воспитательных возможностей, атмосферы семейного воспитания.

Исходя из единых взаимных нравственных позиций, вырабатываются общие педагогические требования к учащимся, которые реализуются в разнообразных формах совместной деятельности.

Показателем успешности в этом случае будет являться умение классного руководителя сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.

И таким образом, взаимодействие классного руководителя с родителями - многомерная педагогическая проблема, для решения которой необходимо объединить усилия и педагога и родителей.

Список использованной литературы

1. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. – М.: Топикал, 1994.
2. Байдельдинова Г.К. Семья и школа формируют человека. – Алма-Ата: «Мектеп», 1984.
3. Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя. – М.: Просвещение, 1984.
4. Бордовская Н.В., Реан А.А. - Педагогика. Учебник для вузов. СПб., 2000.
5. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 1988.
6. Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. – М.: Знание, 1988. - № 9.
7. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М.: Просвещение, 1990.
8. Гурьянова Т. Чего ты боишься? /Первое сентября, №110, 1997.