Цель: закрепить полученные знания по теме.
Задачи:
- Формирование правовой грамотности у учащихся
- Развитие умений применять полученные знания на практике
Результаты:
Личностные:
- Воспитание чувства гражданственности у учащихся.
Предметные:
- Формирование умения находить нужную информацию в источниках, адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия и преобразовывать в соответствии с решаемой задачей.
Метапредметные:
- Готовность к сотрудничеству и работе в коллективе.
Форма занятия: практикум.
Средства обучения:
- Раздаточный материал с ситуационными задачами по гражданскому праву
- Гражданский кодекс РФ
- Закон о защите прав потребителей
Описание занятия: Учащиеся могут работать как в парах, так и индивидуально. Учащиеся работают с ситуационными задачами, используя источник, после чего рекомендовано обсудить полученные результаты.
I. Организационный момент
II. Работа с ситуационными задачами
Задача 1. 17-летний юноша на свою первую стипендию купил три диска с записями его любимой музыкальной группы. Разрешения родителей он при этом не спросил. Имел ли юноша юридическое право на эту покупку? Какой дееспособностью он обладает?
(да, указано, что 17-летний юноша обладает частичной дееспособностью.)
Задача 2. Гражданин К. при покупке стиральной машины получил все необходимые документы: кассовый и товарный чеки, гарантийный талон. Через месяц стиральная машина сломалась. Какой правовой документ регулирует данные правоотношения? Назовите не менее трёх прав, которыми обладает потребитель.
(названы нормы права: данные правоотношения будут регулироваться нормами гражданского права; дан правильный ответ: магазин и покупатель берут на себя взаимные обязательства и приобретают права; приведены юридические последствия, например: со стороны гражданина: обязан предоставить справки о заработной плате, свидетельствующие, что он может выплатить стоимость телевизора; обязан вносить в срок суммы платежа по кредиту; со стороны магазина: обязан предоставить качественный товар; обязан правильно оформить все документы, подтверждающие куплю-продажу; обязан правильно оформить документы на кредит; обязан заменить купленный телевизор в случае обнаружения заводской неисправности.)
Задача 3. Гражданин Г. скончался, оставив завещание. Все принадлежавшее ему имущество он оставил своей второй жене. От первого брака у него осталось двое детей, один из сыновей несовершеннолетний. Также у него осталась 76-летняя мать. Завещание было оспорено родственниками умершего в суде. Какое решение может принять суд? Приведите не менее трех позиций.
(На основании ГК РФ, не могут быть лишены наследства нетрудоспособные родители и несовершеннолетние дети, следовательно, судом может быть принято решение: часть имущества наследодателя должна получить мать; часть имущества наследодателя должен получить несовершеннолетний сын; остальное имущество получает жена, которой наследодатель отписал свое имущество)
Задача 4. Гражданин Д. решил приобрести в магазине в кредит телевизор. Нормами какого права будут регулироваться данные правоотношения? Какие юридические последствия влечет данная сделка? Приведите по два обязательства со стороны гражданина и магазина.
(документ, регулирующий правоотношения: Федеральный закон «О защите прав потребителей» или Гражданский кодекс РФ. Права потребителей, например: - в случае приобретения недоброкачественного товара потребитель имеет право на возмещение полной стоимости недоброкачественного товара; обмен товара на аналогичный, если товар не подошёл по каким-либо характеристикам: форме, фасону, цвету, размеру или комплектации; бесплатный ремонт товара, находящегося на гарантии.)
Задача 5. Популярный молодёжный журнал опубликовал рассказ 14-летнего О. и выплатил ему гонорар. Полученную сумму мальчик решил потратить на приобретение коллекции музыкальных дисков. Имеет ли он право самостоятельно распорядиться полученным гонораром? Приведите любые три характеристики дееспособности несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет.
(Да, имеет, это его собственный интеллектуальный труд и собственный доход, которым несовершеннолетний может распоряжаться после 14-ти лет. Лица в возрасте от 14 до 18 лет могут: самостоятельно распоряжаться своими заработками, стипендией; самостоятельно вносить вклады в кредитные организации; самостоятельно с 16 лет лицо может стать членом кооператива и др.)
Задача 6. Гражданин Н., 17 лет, обратился с исковым заявлением в суд с ходатайством о признании себя полностью дееспособным (эмансипации). Суд удовлетворил ходатайство. Укажите два обстоятельства, которые могли стать основанием для удовлетворения иска Н. В каком случае полная дееспособность несовершеннолетнего наступает автоматически без решения суда?
(Указаны основания, допустим: Н. работает по трудовому договору; — Н., с согласия родителей или лиц, их заменяющих, имеет свой бизнес, занимается предпринимательской деятельностью. Приведено обстоятельство, которое служит основанием для наступления полной дееспособности автоматически, решение суда не требуется: — Н. вступил в брак, юридически оформив его в ЗАГСе.)
III. Обсуждение в классе
IV. Рефлексия
В качестве рефлексии предлагается обсудить с учащимися продолжить фразы:
- «мне было сложно…»
- «я смог научиться…»
- «на уроке я закрепил знания о…»
- «я захотел узнать…»
V. Домашнее задание
В качестве домашнего задания предлагается учащимся самим составить ситуационную задачу по теме Гражданское право.