Цель:
- создать условия для проведения познавательно-развлекательного занятия, посвящённого Дню знаний;
- знакомить с историей и достопримечательностями областного центра
Задачи:
- формировать осознанное отношение к получению знаний;
- знакомить учащихся с историей Владимирской области;
- способствовать сплочению детского коллектива, созданию для детей развивающей среды, освоению активного стиля.
Направление: гражданско-патриотическое.
Форма проведения: интерактивные игры.
Методы и приёмы:
- метод снятия напряжённости
- беседа
- рассказ
- стихотворение
- работа с планом города
- видеоролик
- дидактические игры «Открой сундучок», «Отгадай-ка»
- чтение учителем отрывка из книги
- пословицы и поговорки
- адаптированные подвижные игры «Золотые ворота», «Подари солнышко»
Предварительная подготовка
- Подготовка чтения стихотворения группой учащихся.
- Сбор материала по теме занятия.
Оборудование.
- подарки именинникам 8 штук
- карта Владимирской области
- Картинки «Андрей Боголюбский», «Мещёра», «Ополье», «Золотые ворота»
- Герб Владимирской области
- План города Владимира
- Предметы или картинки для игры: ложка, Баба-Яга, пряник, кукла, вишня
- Видео «г. Владимир с высоты птичьего полёта»
- Сундучок
- 7 замочков с пословицами и поговорками
- Мягкая игрушка «Солнышко»
- Книга О. Копыловой «Русский город Владимир»
- Стихотворение Д. Кантова «Земля Владимирская наша»
- Проектор
- Презентация
Оформление помещения.
- На доске карта Владимирской области, картинки «А. Боголюбский», «Мещёра», «Ополье», герб Владимирской области.
- Картинка «Солнышко»
Ход воспитательного мероприятия
I. Организационный момент
Дети рассаживаются за парты. Приветствие учителя.
- Знаю, что вы провели это лето хорошо, а некоторые ребята успели поучаствовать в разных мероприятиях (презентация результатов участия).
Я так же знаю, что летом у многих наших ребят был День рождения.
Летом отмечала свой День рождения Владимирская область. Ей исполнилось 75 лет. Область объединяет в себе районы, города, посёлки, деревни. Во Владимирской области 16 районов. Один из них – Гусь-Хрустальный.
Ребята подготовили в подарок стихотворение Дмитрия Кантова.
«Земля Владимирская наша»
- Наш Владимирский край древнерусский -
Ты оплотом отечества стал.
Князь великий Андрей Боголюбский
Здесь державную Русь основал. - Земля Владимирская наша -
Исток величия страны.
Тебя милее нет и краше,
Твоею славой мы сильны! - Города и селенья родные -
Дорогая навек сторона,
Мы живем в самом сердце России,
И у нас ты как сердце одна. - Мы Владимира любим соборы,
Берега наших рек и озер,
Уголки заповедной Мещеры,
И Ополья широкий простор. - Мы тебя прославляем делами,
Вдохновляясь высокой мечтой.
И сияет как солнце над нами
Герб Владимира — лев золотой.
II. Основная часть
Главный город Владимирской области называется ВЛАДИМИР. (1 слайд)
Назван он в честь двух великих князей – князя Владимира Красное Солнышко и Владимира Мономаха. (2 слайд)
Имя «Владимир» означает «владыка мира»
На парте у вас лежит план центральной части города. (3 слайд)
На плане: Успенский собор, храмы, торговые ряды, театры, музеи, река Клязьма и другие достопримечательности города.
Игра «Отгадай-ка»
С какими достопримечательностями можно связать эти предметы? Найдите эти достопримечательности на плане города.
- Ложка - музей Ложки
- Баба Яга - музей-сказка Бабуся-Ягуся
- Пряник - Дом Пряника
- Вишня - Музей Владимирская вишня
- Кукла - Театр Кукол
- А теперь предлагаю Вам совершить маленькую виртуальную экскурсию и посмотреть на город с высоты птичьего полёта.
Видео (1.38) (слайд 4)
Главной достопримечательностью или символом города Владимира являются Золотые ворота. Они были сооружены из белого камня древними мастерами. Войти в те времена можно было только через ворота. Здесь встречали иностранных послов, победителей в боях. Жители и гости города считают счастливой приметой пройти под аркой Золотых ворот и загадать желание.
Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Золотые ворота».
Игра «Золотые ворота» (адаптированная)
От каждого ряда по 2 ученику выходят к доске. Они - «ведущие». Остальные поднимают руки вверх: образуют «ворота». «Ведущие», взявшись за руки, проходят друг за другом через «ворота». При этом произносят слова:
«Золотые ворота, пропускают не всегда.
Первый раз прощается,Второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас»
Во время последних слов опускают руки - «закрывают ворота». Тот, кто остался, встаёт на своё место.
Сейчас Золотые ворота не закрываются, у них нет створок. А раньше створки были. Сделаны они были из дуба, а для красоты покрыты пластинами из золочёной меди. Ворота было видно издалека.
Где сейчас находятся золотые пластины от ворот, неизвестно. Кто-то считает, что их спрятали в другом городе; кто-то считает, что в стене ворот, кто-то, что на дне реки Клязьма.
Многие пытались искать золотые ворота. Но попадались другие клады.
Где искать золото от ворот?
(О.Колпакова «Русский город Владимир» книга-квест с.18)
На этот вопрос даёт ответ автор книги «Русский город Владимир» О.Колпакова.
Владимир-самое подходящее место для поиска клада. Во Владимиро-Суздальский музей-заповедник передали больше 65 кладов, которые нашли в этих местах. Может, быть и Золотые Ворота когда-нибудь смогут найти.
Учитель зачитывает отрывок:
«…. Ещё один удивительный клад даже искать не пришлось. Он просто высыпался с неба на женщину, которая полоскала у реки бельё. Вдруг потемнело, поднялся ветер, начался ливень с градом. Подняла она над собой таз, чтобы спрятаться от непогоды. Да только странный звук был у градин, когда они стукались о таз. Когда ливень стих, оказалось, что вместо льдинок с неба выпал серебряный дождь. Вокруг лежали монеты XVII века. Тогда денежки были крошечные, похожие на чешуйки. Наверное, вода размыла землю, а вихрь поднял старинные монеты в воздух.»
III. Заключительная часть
Я тоже нашла клад. Но открыть этот сундучок так и смогла. Вы мне поможете? Чтобы открыть, надо назвать окончание пословицы.
Игра «Открой сундучок»
Вы видите на сундучке 7 замочков, на каждом из них написано начало пословицы или поговорки о знаниях, чтобы открыть замок, надо назвать окончание пословицы.
Пословицы и поговорки о знаниях
- Знания дороже богатства.
- Знание — половина ума.
- Больше узнаешь — сильнее станешь.
- Где нет знаний, там нет и смелости.
- Знание и мудрость украшают человека.
- Кто знаниями обладает, тот всюду побеждает.
- Знание делает жизнь красивой.
- Самое ценное богатство — знание.
(В сундучке лежат записка и конфеты)
«Для нас самое важное сокровище - это знания. Их вы будете открывать каждый день. В этом вам помогут учебники. Берегите их!
IV. Рефлексия
- Как называется главный город нашей области?
- Что является символом г. Владимира?
- Помните, как называли одного из великих князей, основателей города Владимира? (Красное Солнышко)
Игра «Подари солнышко».
(дети встают в круг и передают мяч-солнышко одноклассникам, соответственно условию, которое поставил учитель, и говорят комплимент, пожелание.)
(однокласснику, по которому очень –очень соскучился, ни разу не видел за каникулы, с кем сидели за одной партой в прошлом году, кто стал выше ростом, кого сегодня встретил первым и т.д.)
Задание на дом: Нарисовать рисунок.
Список литературы
1. «Земля Владимирская наша»
https://zebra-tv.ru/novosti/chetvertaya-rubrika/gimnotvorchestvo/
2. Владимир с высоты птичьего полёта https://www.youtube.com/watch?reload=9&time_continue=83&v=qjZ19656bvE
3. Сборник народной мудрости.
http://sbornik-mudrosti.ru/poslovicy-i-pogovorki-o-znaniyax/
4. О.Колпакова «Русский город Владимир». Книга-квест. Санкт-Петербург: «Качели», 2016.
6. План-карта города Владимир
https://www.ayda.ru/images/cities/vladimir/maps/vladimir-attractions-map.jpg
7. Андрей Боголюбский
8. Ополье (картинка)
https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/9819/32259118.b3/0_f63f2_8fe24898_orig.jpg
9. Герб Владимирской области
https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1515467/029d06a0-c6ae-4d50-b6d4-6a0264924b78/s1200